<<< Детская патопсихология <<<
Задержка психического развития
Психический инфантилизм
Психический
инфантилизм - психическая и физическая недозрелость ребенка, приводящая
при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации ( -
адаптации к жизни в обществе). Предпосылки к нему создаются генетически,
эндокринно-гормональными факторами, гипоксией или инфекционно-токсическими
вредностями в период беременности, асфиксией в родах, болезнями
первых месяцев жизни. Его развитию способствует и усугубление неблагоприятных
предпосылок эгоцентрическим или тревожно-мнительным воспитанием.
Первый вариант психического
инфантилизма - истинный - базируется
на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной
вышеприведенными объективными факторами и неправильным воспитанием.
В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм
и правил поведения и общения, выработка понятий "нельзя"
и "надо", чувства дистанции в отношениях
со взрослыми, задерживается созревание способности верно оценивать
ситуации, когда следует соответственно их изменениям менять и поведение,
а также способности предвидеть развитие событий, и, стало быть,
возможные опасности и угрозы.
Это тот случай, когда ребенок сначала делает, а потом думает. Дети
с данной формой психического инфантилизма по поведению оцениваются
младше своего истинного возраста на один-два года, и при поступлении
в детский сад возникает потребность поместить такого ребенка в младшую
группу, а при достижении им школьного возраста оставить его "на
дозревание" в детском саду. Такой ребенок нередко выглядит
глупым, но это не задержка умственного
развития.
При психическом инфантилизме дети начинают говорить вовремя и даже
раньше срока, задают вопросы и рисуют в полном соответствии с возрастными
нормативами, своевременно осваивают чтение, счет, психически активны
и даже бойки. Они нередко высказывают оригинальные мысли, свежо
воспринимают природу. Смущает лишь их наивность,
детскость не по возрасту и неприспособленность к жизни. Они не то
чтобы плохо думают, они скорее просто не задумываются.
Живость психически инфантильного не расторможенность, а скорее жизнерадостность,
бьющая через край эмоциональность двух-трехлетнего, хотя на самом
деле ребенку уже четыре-пять лет. Его неосмотрительность, неосторожность
не от умственного отставания, а от наивности ребенка, не представляющего,
что его кто-то или что-то может обидеть. Ребенок
с этой формой психического инфантилизма не ведает зла. Его
манера вольного обращения со взрослыми не от грубости и бесцеремонности,
а от щенячьей радости жизни и той же безоглядной живости, когда
отсутствует представление о том, что можно, а чего нельзя.
Психически инфантильные предлагают взрослому побегать и поиграть
с ними, порадоваться, не понимая, что маме и бабушке не до этого.
Они во всем следуют от себя, от своего восприятия жизни. Они веселы,
шаловливы, потому что "сверхдети". Их детскость подкупает
взрослых и как-то сама собой подводит к воспитанию психически инфантильных
по эгоцентрическому типу, к любованию непосредственностью "малышки",
"крошки" до тех пор, пока реальность, необходимость их
адаптации в детском саду или в первом классе школы не отрезвляет
родителей, побуждая проконсультировать ребенка у психиатра. Таких
детей баюкали в младенчестве и не заметили, на какой непростительно
долгий срок затянулось баюканье. И инфантильные не хотят взрослеть
и даже говорят сюсюкая. Они знают, что такое завтра, но оно для
них как бы не существует, они как бы застряли в сегодня.
"Нельзя" и "надо" инфантильные
не воспринимают, поскольку задержано развитие лобно-теменных
функций мозга, а безутешный плач и истерический протест столь "маленьких"
так обезоруживают взрослых, что и время доразвития этих основополагающих
понятий нередко оказываются упущенным. Спохватываются тогда, когда
требование выполнять "нельзя" и "надо" вызывает
у инфантильного уже недоумение, обиду и, естественно, бурный протест.
И ребенок капризно требует то, чего нельзя, не приемлет того, что
надо, и желает, чтобы все было, как он хочет. Инфантильные добры,
но результат их развития таков, что они не понимают, когда можно
пошалить, а когда нельзя, так как в семье неприятность или горе.
Сверстники подходят к ним как к равным, потому что физически они
развиты и выглядят по возрасту, но общение не получается, ибо инфантильные
думают, говорят и поступают как младшие по возрасту. Естественно,
такие дети вопиюще несамостоятельны и ничего
не умеют, потому что все, что требует навыков, усилий, делалось
и делается за них. Они не только одеваться, но и есть самостоятельно
не желают, и воспитательница в детском саду не знает, плакать ей
или смеяться, - четырехлетнего впору брать на руки. И вот результат:
инфантильному пришло время идти в школу, а он не готов к ней. Однако
возраст есть возраст, требования к нему жесткие, и ребенка с психическим
инфантилизмом отправляют в его возрастную среду, где он сталкивается
с реальностью и вначале удивляется, а потом огорчается - тяжко,
до невроза, конечно, истерического.
Для инфантильных характерна богатая природная
эмоциональность, но она не обогащается параллельным развитием качеств
истинного ума, обеспечивающих полноценную ориентацию и социализацию,
а потому не достигает необходимого по возрасту уровня. Они
неподдельно радуются, гневаются, печалятся, симпатизируют, испытывают
страх, но все это через край, бурно, безудержно и поверхностно.
Их мимика, как и жестикуляция, жива, выразительна. Но они не знают
глубокой любви, истинной печали, настоящей тоски. Им неведомы тревожность
и чувство опасности. В них нет эмоциональной
основательности, чтобы плакал так
плакал, а радовался так уж радовался. Их эмоциональность как летний
дождик: и капает, и солнышко, а в результате ни того ни другого.
Более всего у инфантильных страдает волевое
начало. Задержка развития лобных долей головного мозга с
их функцией долговременного целеобразования и планирования предопределяет
и тенденцию к задержке формирования воли. Неправильное воспитание
усугубляет инфантильность волевого фактора у таких детей. Какая
уж тут воля, если ребенку до пяти - семи лет неведомы серьезные
усилия в преодолении трудностей. Волевой компонент заложен в темпераменте,
но и эту его сторону, как и прочие, полезные, не развили. И волевое
начало у инфантильного так и не разовьется, если не принять мер
к перевоспитанию.
Второй вариант психического
инфантилизма - общая психофизическая незрелость
по инфантильному типу (гармонический инфантилизм,
когда ребенок миниатюрен физически и выглядит младше своего возраста
социально, по Е.Е. Сухаревой). Предпосылки и причины его те же,
что при первом варианте. Однако недозрелость
во втором варианте тотальна. Ребенок не только ведет себя как более
младший по возрасту, но и выглядит в пять лет как трехлетний.
Он рождается с малым весом и ростом, миниатюрен. Это "мальчик
с пальчик" или девочка-"Дюймовочка". Таких детей
и называют уменьшительными именами: гуленька, зайчик, малютка. Ребенок
с данным вариантом психического инфантилизма грациозен, подвижен,
но слаб и хрупок.
Не отставая в психомоторном и психоречевом развитии, своевременно
осваивая все навыки и умения, рисование, счет и чтение, такой ребенок
еще и музыкален, эмоционально живой, но, как и в первом варианте,
у него задерживается дозревание высших социальных
функций. Время идет, а ребенок не готов к равноправному общению
со сверстниками и вопиюще несамостоятелен. Он из тех, кто не созревает
к сроку. Подобное встречается и в животном мире, но там такой детеныш
обречен. Выводок уводят, а он остается в логове. Ребенок со вторым
вариантом психического инфантилизма - дитя надолго, если это своевременно
не преодолевают. Его хрупкость, миниатюрность вызывают тревогу у
родителей. У него плохой аппетит, и он часто болеет. Он шалун, но
в меру, часто тихоня. Он не требователен и не капризен, ласков и
послушен.
Такой ребенок не изматывает родителей, а вызывает щемящую жалость.
И его воспитание, как правило, приобретает тревожные тенденции.
В детском садике воспитательница оберегает его, и это не вызывает
протеста с его стороны. Он принимает покровительство старших как
должное. Учительница водит такого ребенка за руку, не отпускает
от себя, невольно снижает требования к нему. Все принимают его детскость,
и даже сверстники охотно играют с ним, отводя ему роль маленького,
проецируя на него зарождающийся родительский инстинкт, защищают,
утешают, если он плачет. И ребенок принимает отводимую ему роль.
Она удобна и приятна.
Он не хочет взрослеть и в школьные годы. Если события развиваются
в таком же направлении, он, став взрослым, продолжает играть ту
же роль. И тогда речь идет о мужчине-сыне, женщине-дочери уже в
брачных отношениях, когда его опекает жена, ее - муж.
У психически инфантильного по второму варианту
нет чувства несостоятельности. Он принимает свою данность. Соответственно
у него редок невроз. Тревожное воспитание закрепляет его
инфантильность, и, защищенный особым к себе отношением, он не тревожен.
Очевидно, что такой человек не приспособлен
к жизни и рано или поздно его ждет крах, несостоятельность, своеобразная
инвалидность.
Между тем правильное воспитание может увести от инфантильности.
В таком случае к шести - восьми годам ребенок дозревает в высших
психических функциях, приобретает качества мужественности и после
завершения полового созревания отличается от сверстников только
малым ростом и миниатюрностью, компенсируемой физической ловкостью
и нормальным здоровьем. Психически инфантильного по второму варианту
не торопят с развитием. Он будет следовать за сверстниками, отставая
от них примерно на год-два, и к школе дозреет. И вновь мы видим:
воспитание решает многое.
Совершенно недопустим третий вариант
психического инфантилизма. Ребенок рождается гармоничным во всех
отношениях, но, защищая его от жизни, искусственно задерживают его
социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным воспитанием.
Подобное чаще всего бывает у родивших поздно, долго ждавших ребенка,
истосковавшихся в ожидании. Шестеро взрослых любуются, тешатся одним
младенцем. Самый интересный детский возраст - от двух до трех лет.
И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем, хотят и преуспевают
в этом. Третий вариант психического инфантилизма целиком обусловлен
неправильным воспитанием, когда здорового сделали незрелым
и развитие лобных функций мозга искусственно задержали.
Инфантилизм в таком случае культивируют изнеживанием и гиперопекой,
от сверстников и жизни отгораживают. За ребенка думают и все за
него делают, дорогу перед ним расчищают, препятствия с его пути
убирают и, что бы он ни сделал, все ему прощают. А он, не ведая
ни о чем, идет навстречу жизни, и встреча эта не сулит ему ничего
хорошего. Дело осложняется тем, что психическое развитие следует
жесткой генетической программе и упущенное по возрасту во многом
оказывается упущенным навсегда. В результате
после пяти с половиной лет ребенок уже инфантилен объективно, как
если бы ему повредили мозг. В первых двух вариантах начиналось
с повреждения, в третьем - заканчивается им. И третий вариант хуже
первых двух. Хуже и прогноз. Тяжелее преодоление.
Мать в панике. Крупный и внешне ни в чем не уступающий сверстникам
ребенок на уроке извлекает из портфеля игрушку и забавляется ею;
встает, не обращая внимания на запрет учительницы, и идет к двери;
в открытую говорит с соседом и просится к маме. Дома он стремится
только играть. Он эгоцентричен и не признает отказа ни в чем. Состояние
родителей он попросту игнорирует. Он капризен, требователен и истеричен.
Его детскость уже никого не радует. "Доктор, помогите!"
А доктору грустно. Перед этой семьей у доктора были другие пациенты
с тяжелыми врожденными или возникшими по не зависящим от родителей
причинам заболеваниями. Все было понятно. Надо лечить, помочь в
беде. А тут сами здорового превратили в больного. Ребенку с третьим
вариантом психического инфантилизма угрожает истерический невроз.
Все вышесказанное - серьезное предупреждение тем родителям, бабушкам
и дедушкам, которые поощряют инфантильное развитие своих детей и
внуков. Пресловутое сюсюканье, восхищение детскостью "милой
малютки", сверхопека, лишение самостоятельности, воспитание
трехлетних как полуторагодовалых, а пятилетних как трехлетних чреваты
тяжелейшими последствиями, В угоду эгоцентрическим тенденциям, наслаждению
детством "дорогой крошки" приносится в жертву будущее
человека.
Родившегося с психическим инфантилизмом или приобретшего его в связи
с неблагоприятными воздействиями в первые месяцы жизни лечит врач-психоневролог,
способствуя дозреванию высших нервно-психических функций; его консультируют
по показаниям врача-эндокринолога. В случаях, когда необходимо стимулировать
дозревание, народная медицина рекомендует апилак, элеутерококк и
крапиву аптечную. Более эффективные средства укажет, индивидуально
и по показаниям, лечащий врач. Такому ребенку полезны ванны с морской
солью, купания в Черном, Азовском или Каспийском морях, пребывание
на солнце, но в панамке, майке и шортиках. Пусть загорают лицо,
ручки и ножки. Однако загорать он должен не на пляже, а на прогулке,
в игре на воздухе.
Главное же - правильное воспитание. Усилия направляются прежде всего
на социализацию ребенка. Подчеркнуто, настойчиво прививаются понятия
"можно" и "нельзя", "хорошо" и "плохо".
Соблюдение с первых месяцев жизни режима сна, бодрствования, вскармливания
в данном случае важно еще и как дисциплинирующее, социализирующее
ребенка воспитание. Ребенку настойчиво разъясняют последствия его
ошибок, шалостей. Ему позволяют ушибиться, чтобы дать возможность
прочувствовать, когда и отчего бывает больно. Такого ребенка постоянно
побуждают преодолевать посильные трудности, неприметно помогая и
радуясь вместе с ним его победам. Радость эти дети любят, остается
только доказать им на практике, что она в преодолении трудностей
и в достижении результата, цели. Инфантильного своевременно, не
щадя усилий, обучают навыкам и умениям. И это в данном случае не
только необходимо для обыденной жизни, но и путь к преодолению психического
инфантилизма. Инфантильный стремится к детям младше себя, а его
следует побуждать к общению со сверстниками, помогая равноправно
сотрудничать с ними и устраняя конфликты. Чрезмерность проявления
эмоций мягко умеряется; взрослые воспитывают в инфантильном углубленную
эмоциональность, особенно отзывчивость.
Воздействие родителей на психически инфантильного реализуется через
игру. С ним играют во все, что встречается в жизни ребенка его возраста.
Играют, например, в детский сад, где он в роли воспитателя, а отец
в роли непослушного ребенка. В игре отрабатывают навыки, необходимые
для успешной адаптации в детском саду. С ним играют в школу, и он
выступает как учитель, требующий от ученика дисциплинированности.
С ним обыгрывают саму детскую игру, готовя к играм со сверстниками.
В совместной игре высмеиваются безалаберность, неорганизованность,
непродуманность последствий поступков и сами неразумные поступки,
эгоизм. В игре ставится цель, разрабатываются планы ее достижения,
в игре она и реализуется.
Если же, несмотря на воспитательные усилия, инфантильный окажется
не готовым к школе в семь лет, лучше задержать такого ребенка на
год в подготовительной группе детского сада и в восемь лет отправить
в школу со сформировавшейся позицией школьника, чем скомкать начало
школьного обучения, а возможно, и все его целиком.
Автор: В.И. Гарбузов, профессор, психоневролог-психотерапевт, врач
высшей категории.
|