<<< Детская патопсихология <<<
Задержка психического развития
Задержка умственного развития
- Оценка уровня умственного
развития ребенка
- Причины задержки умственного
развития
- Предупреждение и преодоление
задержки умственного развития
Задержка
умственного развития у ребенка, пожалуй, самое огорчительное и обидное
для родителей, порождает у них смятение и чувство вины. Она вносит
в семью нервозность, иногда разлад, и омрачает отношения как между
родителями, так и между ними и ребенком, вплоть до неприятия его
в решительном: "У нас в роду были всякие, но дураков не было".
Дети, желая как можно больнее унизить, называют сверстника дураком,
а то и пишут на стене: "Коля дурак". И нет ничего обиднее
этого для нашего Коли.
Ребенку с задержкой умственного развития трудно и неуютно уже в
детском садике. Все дети идут направо, а он налево. Все смеются,
а ему неясно почему. Его обижают. Он не понимает воспитательницу,
она - его. Непонятное представляется ему опасным или враждебным.
Ребенок дезориентирован, а потому тревожен, испытывает страх, депрессию.
В школе он также среди отстающих, учительнице не скрыть досады,
он мешает ей, и у нее невольно вырывается: "Бестолковый!".
Дети в начальных классах уважают того, кого ценит учительница, и
презирают того, кем она недовольна. Они презирают его, и он начинает
презирать себя. Он замыкается в себе. Молчит, хотя надо отвечать,
молчит, даже когда может ответить, и от этого положение его еще
более усложняется. Возникает порочный круг. Ребенок кажется глупее,
чем есть на самом деле.
Если задержка умственного развития не так груба и заключатся в том,
что ребенку трудно постичь сложное, абстрактное, теоретическое,
а в конкретном, повседневном он как все, то такой ребенок ощущает
свою непонятливость, переживает, нервничает и может впасть в невроз.
Если задержка груба, ребенок переоценивает себя, полагая, что в
его неудачах виновны другие, что к нему придираются, и он протестует,
демонстративно и вызывающе не повинуется взрослым, а сверстникам
доказывает свою "правоту" кулаками.
Девочки в таких случаях склонны к истерическим реакциям, а их протест
выражается в чрезмерно раннем интересе к своей внешности (компенсация!)
и к отношениям с мальчиками. Непрерывные санкции, упреки, неудовлетворительные
оценки в конце концов допекают этих детей, особенно подростков,
вызывают у них враждебное отношение к школе, протест и приводят
к трудному поведению. Они ищут понимания и самоутверждения в уличной
компании, но и там умственно неразвитых используют для "таскания
каштанов из огня", они терпят неудачи, часто, а по сути неотвратимо
попадают в беду.
Умственная отсталость, классифицируемая
как олигофрения, когда ребенок состоит на учете в психоневрологическом
диспансере и готовится к обучению во вспомогательной школе, -
особая проблема, требующая в каждом конкретном случае рекомендаций
психиатра. Мы ее здесь не касаемся. В данном разделе речь пойдет
главным образом о предупреждении и преодолении временной задержки
умственного развития, которая, если меры не будут приняты в возможно
более ранние сроки, может стать неустранимой, постоянной. Между
тем такая задержка чаще всего преодолима. Крайне
важно как можно раньше обнаружить ее наличие, понять, в чем именно
она выражается (умственное развитие нередко проходит неравномерно,
и какие-то характеристики интеллекта формируются в свои сроки, а
какие-то западают; нередки и случаи, особенно у мальчиков, когда
наблюдается позднее развитие интеллекта, нередко - высокого), и
установить ее степень.
|