<<< Диагностика развития
Диагностика развития речи у дошкольников
и младших школьников (от 3 до 10 лет)
- Дети от 3 до
6 лет (младший и средний дошкольный возраст)
- Дети от 6 до 10 лет (старший
дошкольный и младший школьный возраст)
Рекомендуем
родителям и специалистам "Лучшие
развивающие игры для детей онлайн"
Речь
- сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная
языком. Выделяют три основные функции речи: 1) Речь - это наиболее совершенное
емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит
ее межиндивидуальная функция; 2) Речь служит орудием осуществления многих
психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности
произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит
внутрииндивидуальная функция речи; 3) Речь представляет отдельному человеку
канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического
опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи. Функции речи отражают
ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Речь возникает первоначально
как средство общения в своей межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный
эффект. Даже первые ранние вербализации ребенка перестраивают его чувственный
опыт. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже
межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической. Общечеловеческая
функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в
школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.
Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций.
Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения
и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная.
В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная. Коммуникативная
функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения возникает
на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение
и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном
мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка.
Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения,
которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития. Речь
автономная детская. Один из ранних
этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью взрослых. По своей
форме "слова" ее являются результатом искажения детьми слов взрослых
или их частями, повторенными дважды (например, "коко" вместо "молоко",
"кика" вместо "киска" и пр.). Характерными особенностями
являются: 1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений
слов, их неопределенность и многозначность; 2) своеобразный способ "обобщения",
основанный на субъективных чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках
или функциях предмета (например, одним словом "кика" могут обозначаться
все мягкие и пушистые вещи - шуба, волосы, плюшевый мишка, кошка); 3)
отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами. Автономная
детская речь может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное
время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех
ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми,
правильная речь окружающих взрослых, исключающая "подстраивание" под
несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики и коррекции автономной
детской речи. Особенно развитые и затяжные формы автономная детская речь может
принимать у близнецов или в замкнутых детских группах. В этих случаях рекомендуется
временное разъединение детей. Речь внутренняя.
Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя.
Является производной формой внешней (звуковой) речи. В наиболее отчетливой форме
представлена при решении различных задач в уме, при мысленном планировании, запоминании
и пр. Посредством ее происходит логическая переработка полученного опыта, его
осознание и понимание, дается самоинструкция при выполнении произвольных действий,
осуществляются самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний.
Внутренняя речь является важным и универсальным механизмом умственной деятельности
человека. По своему генезису возникает из эгоцентрической речи - разговора дошкольника
с самим собой вслух во время игры или других занятий. Постепенно этот разговор
обеззвучивается, синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным,
идиоматическим, с преобладанием глагольных форм. На пороге школьного возраста
эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю - речь для себя и про себя.
Речь эгоцентрическая.
Состоит в том, что ребенок раннего и особенно дошкольного возраста, занимаясь
какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью вне зависимости от
присутствия собеседника. Ж. Пиаже характеризовал ее как: а)
Речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию); б) Речь со
своей точки зрения без учета позиции собеседника. В настоящее время существует
относительно устоявшееся отделение эгоцентрической речи. от "Речи
для себя" (private speech) как
другого феномена речевого развития ребенка. Понятие эгоцентрической речи связано
с эгоцентрическим характером интеллектуальной позиции ребенка, неспособного учитывать
точку зрения слушающего. "Речь для себя" образуют высказывания, не имеющие
намеренной коммуникативной направленности, не адресованные кому-либо и не предполагающие
знаков понимания со стороны слушающего. "Речь для себя" полифункциональна:
в некоторых случаях может служить средством непрямого обращения ко взрослому в
целях привлечения его внимания; основная ее функция связана с регуляцией деятельности
самого ребенка - созданием плана отображения в речи собственных действий, планирования
собственных действий. Роль "Речи для себя" в психическом развитии ребенка
состоит в соотнесении формирующихся значений слов с предметным содержанием действий.
Развитие речи Развитие речи проходит
три этапа. 1. Довербальный
- приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с
окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить.
Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем.
Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих
- предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка
речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность
к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи
завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением
пассивной речи. 2. Переход ребенка к активной
речи. Он приходится обычно на 2 год
жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается
фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью
и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения
со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество
между ними и насыщенность общения речевыми элементами. 3. Совершенствование
речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются
намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых
событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций,
четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи
у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой
ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных
задач. Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря,
значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным
и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок
владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.
К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного
возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения.
Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность
к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная
речь - развернутая и грамматически оформленная. Однако элементы ситуативности
еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями,
в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному
овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это
открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической
и стилистической сторон речи - как устной, так и письменной. |