<<< Диагностика развития <<<
Диагностика речи
Диагностика развития речи у детей в возрасте
от 6 до 10 лет
Рекомендуем
родителям и специалистам "Лучшие
развивающие игры для детей онлайн"
Методика Эббингауза.
Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности
ассоциаций.
Инструкция: "Вставьте пропущенные слова".

Инструкция: "Расставь точки".

Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность
ассоциаций.
Методика изучения возможности осмысления
ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание
явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).
Данная методика используется для определения уровня развития понимания
грамматических конструкций.
Задание 1.
1. "Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи".
2. "Прочитай и перескажи".
Галка
и голубь.
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый
цвет и влетела в голубятню.
Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и
закаркала по-галочъи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было
к галкам, но те тоже ее не приняли.
Муравей
и голубка.
Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула
его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и
бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать
голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул
от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Умная
галка.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была
вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать
в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.
Самые
красивые.
Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
- Вы не видели моих птенцов?
- А какие они?
- Самые красивые!
Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий,
общего и скрытого смысла.
Задание 2.
Обращаясь к ребенку, учитель говорит: "Слушай внимательно.
Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по
несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени
эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов".
Наборы слов:
1. Девочка, альбом, рисунок.
2. Ребенок, чашка, молоко.
3. Из, клетки, чиж.
4. Саша, лыжах, катается, на.
Шкала оценивания.
Количество правильно составленных
предложений
|
Оценка
|
4 и более
|
5
|
3
|
4
|
2
|
3
|
1
|
2
|
0
|
1
|
|
Задание для углубленной диагностики.
"Прослушай ряд слов и составь из них предложения".
1. В, поют, хоре, девочки.
2. Пассажиры, трамвая, выходят.
Задание 3.
Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками:

Учитель говорит: "Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а
мальчика в клетчатой рубашке - Ваней". Затем под этими картинками
учитель раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на
них предложениями разной синтаксической сложности. Эти предложения
представляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия
является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструкции): Ваня
нарисовал Петю. Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован
Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован
Ваня. Петя нарисован Ваней.
Далее учитель говорит: "Прочитай эти предложения. Положи отдельно
те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те,
в которых говорится о том, что рисовал Ваня".
Примечание: Если ребенок не читает, используется дейктическая жестикуляция.
Предложения читает учитель. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал:
Петя или Ваня.

Задание для углубленной диагностики.
"Покажи, где на картинке: - круг под квадратом; - квадрат
над кругом; - круг на квадрате; - круг над квадратом".

Тест различения и выбора фонем.
Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий
для углубленной диагностики.
Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического
восприятия, третье и четвертое - на состояние фонематических представлений,
пятое, шестое и седьмое - фонематического анализа и восьмое - фонематического
синтеза.
Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены
задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных
звуков в ряду звуков (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое
внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих,
аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости
с этой целью могут быть использованы дополнительные задания.
К моменту применения данного теста необходимо располагать данными
о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже
незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение
речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом
нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных
признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой
системы.
Задание 1.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть
различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь
звук Ш, то подними руку. Слушай:
Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш".
После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает
инструкцию: "А теперь подними руку тогда, когда среди звуков,
которые я буду произносить, ты услышишь звук 3'
(зъ). Слушай:
С', Ц', 3', Т ', 3' ".
И, наконец, учитель говорит: "Сейчас я снова буду называть
различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук
Ц. Слушай:
С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ".
Примечание: Звуки Ш, 3', Ц по два раза встречаются в заданных рядах
звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть.
Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.

Задание для углубленной диагностики.
"Услышав слог ТА среди других слогов,
подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА". После
того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: "А теперь
подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:
ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ".
Задание 2.
Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже).
Далее учитель говорит: "Рассмотри все рисунки и скажи, все
ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли
ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.)
Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы
попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках".
Далее учитель называет следующие пары:
трава - дрова, уточка - удочка, крыша - крыса,
мишка - мышка, бочки - почки.

Задание 3.
Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже
картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях
предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо
звук Д, либо звук Т.
Далее учитель спрашивает: "Все ли предметы тебе известны?"
Ребенок обычно отвечает утвердительно.
Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен
белый домик, на второй - черный. Учитель вновь обращается к ученику:
"Положи возле белого домика картинки с изображением предметов,
в названиях которых содержится звук Т, а
возле черного домика - со звуком Д".

Задание 4.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Вспомни и назови как
можно больше слов, в которых есть звук С.
Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце".

Задание 5.
Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово
"сковородка".
Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение
хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: "Ну что ж,
тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне
продиктуешь сначала первый звук в слове, затем - второй, третий
и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем
брать слова все более длинные и сложные".
Затем учитель по очереди называет слова:
нос, паук, школа, палатка, сковородка.

Задание для углубленной диагностики.
"Назови первый и последний звук в слове
СЛОН".
Задание 6.
Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже).
Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных
на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит:
"Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый
звук такой же, как и в слове "ласточка".

Задание для углубленной диагностики.
"Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В".

Задание 7.
Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:
Ч Ш Ц Т
Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать.
Далее учитель говорит: "Сейчас я произнесу одно слово - это
слово "чашка". А ты отбери из этих
четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует
первому звуку этого слова".

Задание для углубленной диагностики.
"Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ".
О У А М
Задание 8.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть
каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно
и скажи, какое слово получится из этих звуков". (Звуки учителем
произносятся с интервалом 4-5 секунд.)


Задание для углубленной диагностики.
"Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу".
(Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)

"Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия
предметов, изображенных на этих рисунках".

|