<<< Детская патопсихология <<<
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей
Диагностика внимания (корректурная проба Ландольта)
Рекомендуем
родителям "Компьютерные
методики для развития внимания у детей"
Другие публикации на тему данной статьи:
- Диагностика развития внимания у детей
- Развитие внимания у детей (игры и упражнения)
- Ошибки по невнимательности
- Проблемы внимания
Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования
произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности,
работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей
постоянного сосредоточения внимания.
Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих
случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны.
Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные
в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных
(незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного
количества строк.
Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что
он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди
них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном
месте, и зачеркивать их.
Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор
произносит слово "черта", в этот момент ребенок должен
поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его
застала эта команда.
После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово
"стоп". По этой команде ребенок должен прекратить работу
и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить
двойную вертикальную черту.
При обработке результатов экспериментатор определяет количество
колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять
минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе
работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять
минут.
Уровень концентрации внимания может быть выражен с
помощью индекса точности:
В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей
S, относящихся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.
По полученным результатам строится график работы ребенка надзаданием.
Оценка распределения внимания.
Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той,
которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами
Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом
опыте. Однако в этом случае детям предлагается находить и по-разному
зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрывы в различных
местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать
одним способом, а второе другим.
Процедура количественной обработки и способ графического представления
результатов такие же, как и в предыдущей методике, но результаты
интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания.
Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только
на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность
и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти
свойства внимания не представляется возможным.
Определение объема внимания.
Эта методика используется в том виде, в котором она была представлена
ранее. То же самое относится к школьникам более старшего возраста
- подросткам и юношам.
Оценивается объем внимания ребенка по десятибалльной шкале. Мы располагаем
данными о том, что средний объем внимания взрослого человека составляет
от 3 до 7 единиц. Для детей старшего дошкольного и младшего возрастов
нижняя его граница - 3 единицы, вероятно, остается такой же, как
и для взрослых людей. Что же касается верхней границы, то она определенно
зависит от возраста, т. к. внимание в детстве, в том числе и его
объем, развивается. Для старших школьников и младших школьников
верхняя граница нормы внимания приблизительно равна возрасту детей,
если она не превосходит средний объем внимания взрослого человека.
Так, средний объем внимания 3-4-летних детей приблизительно составляет
3-4 единицы, а средний объем внимания 4-5-летних - 4-5 единиц, соответственно
5-6-летних - 5-6 единиц. Примерно на последних из указанных уровней
средний объем остается у детей, обучающихся в двух первых классах
школы, а затем несколько повышается, достигая к 3-4 классам примерно
той величины, которая характерна для взрослых людей.
В соответствии с этим устанавливается следующая шкала перевода экспериментальных
показателей объема внимания детей в принятую десятибалльную шкалу:
10 баллов - объем внимания, равный 6 единицам и выше.
8-9 баллов - объем внимания, составляющий 4-5 единиц.
4-7 баллов - объем внимания, равный 2-3 единицам.
0-3 балла - объем внимания меньше 2 единиц.
Дети, получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми
к школе по уровню развития внимания, но и превосходящими в этом
отношении многих своих сверстников.
Дети, получившие 8-9 баллов, также считаются вполне готовыми к началу
обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся
в 3-4 классах, то она рассматривается как находящаяся ниже нормы.
Для детей, поступающих в школу, показатели объема внимания на уровне
4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в
школе, слишком низкими.
Наконец, если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того,
поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания
рассматривается как недостаточно высокий. В отношении таких детей
делается вывод о том, что они по степени развития своего внимания
еще не готовы обучаться в школе.
Другие публикации на тему данной статьи:
- Диагностика развития внимания у детей
- Развитие внимания у детей (игры и упражнения)
- Ошибки по невнимательности
- Проблемы внимания
|