детская патопсихология, психопатии у детей
понравилась
  страница?

добавь плюс
развивающие игры поделки Букварь
Психологический центр "АДАЛИН"

Детская патопсихология - Психопатии у детей - Некоторые нейродинамические предпосылки в коррекции нарушений поведения у детей.

поделки

самое популярное

  отдых с детьми
  летние поделки
  весенние поделки
  цветы из бумаги
  логопедические занятия
  букварь онлайн
  развивающие игры
  опыты для детей
  подготовка к школе
  поделки из пластилина
  карточки к букварю


  Диагностика
 развития

  внимание
  память
  мышление
  речь
  навыки учебной
деятельности

  личность
   

 Развивающие  методики

  восприятие
  мышление
  память
  внимание
  речь
  творчество
  самоконтроль
  чтение
  математика
  письмо
  знания о мире
  моторика
  одаренность
 

 Коррекционные  методики

  детские страхи
  тревожность
  застенчивость
  навыки общения
  самостоятельность
  импульсивность
  гиперактивность
  медлительность
  агрессивность
  аутизм
  нервный и
трудный ребенок

 

 Дошкольник

  развитие ребенка
  детская психология
  воспитание ребенка
  психология здоровья
  советы психолога
  развивающие игры
  досуг ребенка
  поделки
  рецепты для детей
  тесты для детей
  основы безопасности
  ребенок и карьера
 

 Начальная школа

  подготовка к школе
  адаптация к школе
  проблемы в учебе
  проблемы в общении
  советы психолога
 


<<< Детская патопсихология   <<< Психопатии у детей

Некоторые нейродинамические предпосылки в коррекции нарушений поведения у детей

Как показали исследования последних лет, в возникновении психопатических форм поведения большое значение имеют неблагоприятные воздействия среды.

Динамика изучения психопатии в детском возрасте и своевременное применение медико-педагогических мер будут способствовать профилактике психопатий у взрослых. Экспериментальные исследования высшей нервной деятельности дают возможность объективно судить о нейродинамических сдвигах, имеющихся у детей с нарушением поведения.

Под нашим наблюдением находились дети, неоднократно помещаемые в психоневрологические стационары по поводу трудностей в поведении в школе и дома. Жалобы семьи и школы при этом сводились к следующему: дети двигательно беспокойны, вспыльчивы, раздражительны, грубы и развязны не только со сверстниками, но и со старшими, не терпят запретов, недисциплинированны. Они уклоняются от посещения школьных занятий, бродяжничают, обманывают. Пониженная работоспособность и плохая дисциплина, часто отмечаемые у таких детей, делают невозможным обучение их в массовой школе.

Анализ клинических историй болезни обследованных детей показывает, что возникновение патологических черт в поведении большинства из них было обусловлено, с одной стороны, влиянием различных вредностей во внутриутробном, родовом и раннем послеродовом периодах развития (токсикоз беременности, родовая травма с асфиксией плода, тяжело протекающие дистрофические и инфекционные заболевания первых лет жизни) и, с другой - неблагоприятными условиями воспитания (безнадзорность, частые внутрисемейные конфликты и пр.).

Появление первых признаков заболевания у большинства обследованных детей могло быть отнесено к периоду раннего детства, когда в яслях, детском саду отмечены были чрезмерная подвижность, плаксивость, неумение ладить со сверстниками. Указанные особенности поведения усиливались в школьном возрасте, что и приводило к необходимости стационарного лечения.

При соматоневрологическом обследовании часто определялись черты так называемой органической микросимптоматики: нерезко выраженные изменения со стороны черепно-мозговых нервов, повышение сухожильных рефлексов, анизорефлексия на фоне общего повышения рефлексов. Признаки грубого органического поражения центральной нервной системы отсутствовали. В большинстве случаев имела место повышенная возбудимость вегетативной нервной системы; значительно реже определялись черты задержки физического развития (небольшое отставание в росте, гипогенитализм) и диспропорции в телосложении.

В психическом состоянии всех детей преобладали черты двигательной расторможенности, повышенной эмоциональной возбудимости, неустойчивости настроения, неспособности к систематизированной деятельности, патологическое усиление инстинктивных проявлений.

Экспериментальное исследование высшей нервной деятельности проводилось с помощью двигательной методики с речевым подкреплением и "направленного" ассоциативного эксперимента. Это давало возможность судить об основных свойствах нервных процессов в системах двигательных и речевых реакций. Корково-подкорковые отношения изучались на модели ориентировочного рефлекса с полиграфической регистрацией сердечно-сосудистого, дыхательного, кожно-гальванического и электрографического компонентов.

Исследование проведено на 40 детях с психопатическим поведением в возрасте от 8 до 10 лет.

Экспериментальные данные в сочетании с данными клинического наблюдения позволили разделить всех детей на три группы.

В 1-ю группу были отнесены дети, легко и быстро образующие положительные условные рефлексы на простые, сложные, непосредственные и словесные раздражители. Выработка всех форм активного торможения достигалась медленно.

Словесные реакции в ассоциативном эксперименте, имея неравномерные скрытые периоды, протекали быстро и были достаточно высокими по качеству. Их угашение, так же как и образование речевых дифференцировок, достигалось гораздо медленнее, чем у здоровых детей. Обращало на себя внимание обилие многословных ответов вместо требуемых однословных.

При исследовании ориентировочного рефлекса отмечалась повышенная возбудимость всех его компонентов, что выражалось в стремительных, трудноугасимых изменениях пульсограммы, пневмограммы и кожно-гальванической реакции в ответ на предъявление экстрараздражителей.

Итак, дети 1-й группы обнаруживали черты слабости всех видов активного торможения с явлениями относительного преобладания инертного раздражительного процесса в коре головного мозга при повышенной возбудимости нижележащих подкорково-стволовых отделов.

При искусственном удлинении экспериментального исследования отмеченные нарушения нейродинамики усиливались: наблюдалось растормаживание дифференцировок и нарастание величин положительных условных реакций, что приводило к развитию фазовых состояний на высоком уровне корковой возбудимости. Эти нарушения легко устранялись переключением испытуемых на другие экспериментальные задания.

Описанные изменения нейродинамики обусловливают такие особенности клинической картины, как двигательное беспокойство, неумение сосредоточиться, отсутствие выдержки, терпения, а также и недостаток школьных, трудовых и социально-этических навыков, приобретение которых связано с постоянным дифференцированием того, что "нужно", а чего "нельзя".

Этими же нарушениями, обусловливающими характер сложной аналитико-синтетической деятельности в мозговой коре, объясняется поверхностность и однобокость суждений таких детей при ассоциативных процессах.

Повышенная возбудимость речевых реакций и недостаточность их активного торможения получают свое клиническое выражение в том, что речь этих детей при хорошем и удовлетворительном запасе слов носит характер "детской болтливости" и соответствует более низким возрастным ступеням.

Детям 2-й группы свойственны иные нейродинамические нарушения. Положительные условные реакции возникали у них медленно и еще медленнее упрочивались.

Исследование активного торможения выявило трудность замыкания и сохранения тормозных реакций на протяжении исследования.

Словесные реакции возникали после неравномерных скрытых периодов, часто увеличенных, и были низкого качества. Характерным для этих детей было предшествование эхолалических ответов адекватным, а также обилие стереотипных речевых ответов. Простые речевые дифференцировки удавались с трудом и сопровождались длительным тормозным последействием, существенно меняющим быстроту и качество ответов, следующих за дифференцировкой. Проведение словесного эксперимента в усложненных формах часто не удавалось.

У детей 2-й группы выступали явления слабости как тормозного, так и раздражительного процесса, вялость, быстрая истощаемость, инертность. Пассивное торможение захватывало главным образом высшие, онтогенетически более поздние формы словесных ответов. При этом на первый план выступали повышенно возбудимые системы связей более раннего происхождения, более низкого функционального уровня. Отмечалось также повышение возбудимости в ближайших к коре системах безусловных рефлексов.

В свете полученных данных находят свое патофизиологическое объяснение особенности клинической симптоматики у детей 2-й группы: дети двигательно беспокойны, суетливы, разболтанны, но в то же время психические процессы протекают у них замедленно, что выявляется особенно четко при умственной работе, а также при выполнении целенаправленных движений.

Отмеченное усиление условных связей более низкого функционального уровня (на фоне торможения высших речевых реакций) объясняет, почему высказывания таких больных обильны, но бедны по содержанию, а шутки носят плоский и грубый характер.

Недостаточно хорошая тренируемость нервных процессов, их плохая функциональная подвижность, ухудшение данных нейродинамики при удлинении исследования и переключении на другие экспериментальные задачи - все это заставляет думать о менее благоприятном дальнейшем развитии детей 2-й группы по сравнению с детьми 1-й группы.

При исследовании нейродинамики у детей 3-й группы определялись явления слабости, быстрой функциональной истощаемости основных нервных процессов, причем раздражительный процесс оказывался ослабленным в большей степени, чем активный тормозной, и это выражалось в быстром развитии явлений запредельного охранительного торможения в корковых клетках с преобладанием уравнительной, парадоксальной и ультрапарадоксальной фаз на низком уровне возбудимости.

При исследовании ориентировочного рефлекса отмечалась пониженная реактивность всех вегетативных компонентов, их быстрая истощаемость, в то время как двигательные реакции были усиленными и в ряде случаев носили характер пассивной и активной обороны.

Клинически такие дети выглядели хмурыми, угрюмыми, неприветливыми. На этом фоне возникали вспышки злобной раздражительности с агрессией. Интеллектуальные процессы протекали замедленно, легко появлялось чувство усталости, истощения. Отмечались также эпизодические расстройства настроения с двигательным беспокойством, капризами, раздражительностью. После приступообразных расстройств настроения дети выглядели истощенными, слабыми, плаксивыми, жаловались на головные боли.

Сочетание данных нейродинамики с результатами клинических наблюдений давало возможность говорить о зависимости изменений корковой динамики от изменений возбудимости некоторых сложных безусловных рефлексов, периодические колебания которых обусловлены, возможно, ликвородинамическими нарушениями.

Итак, изучение высшей нервной деятельности у детей с психопатическим поведением позволило выявить несколько принципиально различных ее вариаций. Эти различия, как показали экспериментальные данные, зависят от соотношения раздражительного и тормозного процессов. При этом динамический уровень, на котором выявляются черты безусловного торможения, отражая степень ранимости, патологической хрупкости функциональных систем, определяет качественное своеобразие основных клинических проявлений.

Неспособность детей с психопатическим поведением к систематизированной деятельности, низкая продуктивность в интеллектуальной работе, делающие подчас невозможным их обучение в массовой школе (при хорошем и удовлетворительном уровне развития) и являющиеся поводом для направления
в психоневрологический стационар, имеют в своей основе различные патофизиологические предпосылки.

Так, у детей 1-й группы неустойчивость внимания, отвлекаемость и пониженная работоспособность могут быть объяснены ослаблением активного тормозного процесса и устранены постепенной и неуклонной его тренировкой.

С другой стороны, характер полученных экспериментальных данных позволяет рекомендовать таким детям назначение медикаментозных препаратов, снижающих нервную возбудимость (умеренные дозы нейролептиков, комбинируемые с другими седативными средствами).

Дети 2-й группы, у которых неспособность к систематизированной деятельности и повышенная утомляемость обусловлены инертностью нервных процессов, снижением уровня корковой деятельности при растормаживании примитивных ориентировочных и других условно-безусловных реакций, нуждаются в такой организации школьных занятий, при которой должен быть соблюден особенно строгий и четкий режим с постепенным усложнением требований, построенный на чередовании при занятиях индивидуально дозируемых нагрузок с отдыхом или ручным трудом. Адекватная медикаментозная терапия должна быть направлена на укрепление как активного торможения, так и раздражительного процесса, а также на снижение подкорковой возбудимости.

Для детей 3-й группы, трудность обучения которых связана с периодическими колебаниями настроения, плохой памятью, быстрой истощаемостью и головными болями (замедленная рефлексообразовательная деятельность, низкий функциональный предел работоспособности корковых клеток), нейродинамически обоснованным следует считать установление охранительного режима и тщательной терапии дегидратационного и общеукрепляющего порядка. Не следует забывать здесь и о том значении, которое имеет, по данным школы И. П. Павлова, тренировка для укрепления слабых, малоподвижных нервных процессов.

Объективные данные, полученные в результате клинического обследования и экспериментального изучения высшей нервной деятельности детей с психопатическим поведением, дают основание считать, что для таких детей нужны учреждения со специальным учебным, трудовым и лечебным режимом. Пребывание этих детей в массовых школах или школах для умственно отсталых следует считать неправильным.

Автор: Т. Б. Делова (Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер.- М.: Педагогика, 1971. С. 125-131).

 






 Рекомендуем родителям  "Развивающие игры онлайн для дошкольников"
 
Самые ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ на нашем сайте:

   
   -  Материалы для дополнительных занятий по Букварю Н.С. Жуковой  
   -  Цветы из бумаги
   -  Весенние поделки
   -  Логопедические занятия для малышей онлайн 
   -  Букварь онлайн 
   -  Нетрадиционные техники рисования для детей
   -  Поделки из бросового материала
   -  Обучение чтению онлайн
   -  Развивающие игры для детей онлайн
   -  ОРЗ: как отличить вирусную инфекцию (ОРВИ) от бактериальной?
   -  Игры для малышей
   -  Как организовать и провести детский праздник дома?
   -  Занимательные опыты
   -  Поделки из пластилина и игры с пластилином

  

                             

 
 
 
Центр Адалин

Главная страница  
О центре  
Услуги  
Реквизиты 



Детская
патопсихология      

Неврозы  
Психопатии  
Эпилепсия  
Шизофрения, аутизм  
СДВГ  
Умственная отсталость 
Задержка психического развития 
Генетические заболевания 

Наша консультация

Вопросы воспитания  
Обучение и развитие  
 Детские страхи  
Вредные привычки  
Детский сад  
Первый класс  
Половое воспитание  
Семья  
Неполная семья  
Здоровье  
Семейный досуг  



Практическая психология

Популярная психология 
Психология успеха 
Семейная психология 

 Партнеры


Московская
Психотерапевтическая
Академия


Московский
Психологический
Журнал


 
 


Яндекс цитирования



Для детей и родителей
Поделки из овощей и фруктов на праздник осени Новогодние поделки из бумаги Елка своими руками Поделки из шишек Новогодняя упаковка для конфет Поделки из овощей Поделки 8 марта Елочная гирлянда Шары новогодние Новогодние снежинки Поделки к 8 марта Новогодние снежинки из бумаги Новогодние костюмы для девочек Схемы снежинок Объемные снежинки Новогодние костюмы для детского сада Гирлянда елочная Новогоднее украшение Осенние поделки Новогодние поделки Елочные шары Поделки к 9 мая Гирлянды новогодние Открытки к 8 марта Подарок маме на 8 марта Открытки на 8 марта Подарки к 23 февраля 23 февраля в детском саду Пасхальные сувениры Поделки на пасху Кулич пасхальный Пасхальный кулич Пасхальные яйца Как красить яйца Летние игры Празднование масленицы Детские поделки из бросового материала Поделки из пластиковых бутылок своими руками Поделки из картона для детей Поделки из природного материала Поделки из соленого теста Поделки своими руками для детей Поделки в детском саду Поделки из пластилина Поделки для детей Отдых с ребенком Отдых с детьми на море Отдых в подмосковье с детьми Отдых на черном море с ребенком Досуг и отдых Отдых на черном море с детьми Новогодние игрушки Новогодние украшения Развивающие игры для детей онлайн
   
 
О центре | Размещение рекламы | Контакты