детская патопсихология, психопатии у детей
понравилась
  страница?

добавь плюс
развивающие игры поделки Букварь
Психологический центр "АДАЛИН"

Детская патопсихология - Психопатии у детей - Подростки с нарушениями в аффективной сфере.

поделки

самое популярное

  отдых с детьми
  летние поделки
  весенние поделки
  цветы из бумаги
  логопедические занятия
  букварь онлайн
  развивающие игры
  опыты для детей
  подготовка к школе
  поделки из пластилина
  карточки к букварю


  Диагностика
 развития

  внимание
  память
  мышление
  речь
  навыки учебной
деятельности

  личность
   

 Развивающие  методики

  восприятие
  мышление
  память
  внимание
  речь
  творчество
  самоконтроль
  чтение
  математика
  письмо
  знания о мире
  моторика
  одаренность
 

 Коррекционные  методики

  детские страхи
  тревожность
  застенчивость
  навыки общения
  самостоятельность
  импульсивность
  гиперактивность
  медлительность
  агрессивность
  аутизм
  нервный и
трудный ребенок

 

 Дошкольник

  развитие ребенка
  детская психология
  воспитание ребенка
  психология здоровья
  советы психолога
  развивающие игры
  досуг ребенка
  поделки
  рецепты для детей
  тесты для детей
  основы безопасности
  ребенок и карьера
 

 Начальная школа

  подготовка к школе
  адаптация к школе
  проблемы в учебе
  проблемы в общении
  советы психолога
 


<<< Детская патопсихология   <<< Психопатии у детей

Подростки с нарушениями в аффективной сфере

Нарушения поведения у подростков обнаруживают связь с различными видами неполноценности ЦНС, большей частью - резидуально-органического генеза, реже - психопатиями, акцентуациями характера.

Следствием неполноценности нервной системы являются такие имеющие значение для декомпенсации в подростковом возрасте факторы, как нарушения познавательной деятельности, эмоциональная незрелость, отклонения темпа полового созревания.

В формировании нарушений поведения бесспорная роль принадлежит социальному фактору: неблагоприятным условиям воспитания и окружения, неадекватным условиям обучения, явлениям микросоциальной и педагогической запущенности.

Нарушения поведения могут иметь как непатологический, так и патологический уровень. Наличие последнего обусловлено массивностью этиологического фактора: как биологического (выраженностью недостаточности нервной системы, более тяжелой степенью нарушений интеллектуального и эмоционального развития, дисгармонией процесса полового созревания), так и социального (грубыми дефектами воспитания, хронической психотравмирующей ситуацией, приводящими к патологическому формированию личности) - либо сочетанием этих факторов.

Значительная часть нарушений поведения имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок; в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек - повышенная сексуальность.

Формирование нарушений поведения тесно связано и с явлениями педагогической запущенности, в происхождении которой, помимо недостаточности уровня интеллектуального развития и умственной работоспособности, большое значение имеют эмоционально-волевые расстройства органического и социального генеза, дефицитарное формирование личностных установок.

Каждому из вышеописанных вариантов нарушений поведения соответствует свой тип асинхронии развития.

Так, нарушения поведения по типу психической неустойчивости коррелируют с незрелостью эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, задержкой полового и физического созревания.

Асинхрония психического развития проявляется в разрыве между органически-инфантильной структурой личности, с одной стороны, и стремлением к имитации внешних форм поведения, соответствующих паспортному возрасту. Эта асинхрония усугубляется и другим социальным фактором - требованиями со стороны взрослых, также ориентированными на паспортный, а не на реальный уровень психического развития подростка.

В формировании психической незрелости бесспорное место принадлежит типичным для этой группы детей неблагоприятным средовым факторам в виде многолетней безнадзорности.

Нарушения поведения по типу повышенной аффективной возбудимости коррелируют с ускоренным темпом полового и физического созревания, утрированностью подростковых психологических проявлений и наличием установок на более взрослый образ жизни.

Асинхрония развития проявляется в сочетании этой "односторонней" зрелости с недостаточностью интеллектуальных интересов. В формировании аффективной возбудимости значительная роль принадлежит и специфике неблагоприятного средового фактора: авторитарности воспитания, проявлениям принуждения, жестокости.

Нарушения поведения по типу расторможенности влечений также коррелируют с ускоренным темпом полового и физического созревания, установкой на образ жизни, обеспечивающий реализацию потребностей, связанных с влечениями.

Асинхрония развития проявляется в диссоциации между ранним пробуждением влечений либо между их патологическим усилением и выраженной незрелостью эмоционально-волевой, личностной сферы. Этот наиболее тяжелый тип нарушений поведения коррелирует и с самыми неблагоприятными средовыми условиями (грубыми, асоциальными проявлениями у членов семьи).

Анализ нарушений поведения у подростков с ЗПР подтверждает мнение о роли благоприятных условий обучения и воспитания в профилактике декомпенсации поведения в подростковом возрасте. В условиях специального обучения асинхрония развития, свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за счет целенаправленного формирования как личностных свойств, так и навыков произвольной деятельности.

У подростков с олигофренией наблюдаются те же закономерности формирования нарушения поведения, что и у "трудных" подростков массовых школ и школ для детей с ЗПР. Клиническая же картина отличается большей грубостью и гротескностью, обусловленными умственной отсталостью.

Нарушения поведения у подростков связаны, как правило, не с одним из вышеперечисленных биологических или социальных факторов, а их комплексом, специфическим для каждого из указанных типов. Характер нозологии имеет значительно меньшее значение.

Следует еще раз подчеркнуть выраженную асинхронию развития большинства подростков с разными типами трудностей поведения, которая проявляется как в диссоциации между соматическим и психическим состоянием, так и внутри психического статуса. Эта диссоциация отчетливо выражена и в хронологических сдвигах психологических подростковых фаз.

Как известно, физиологическая гетерохрония, обусловленная сложной церебрально-эндокринной перестройкой, имеется и в нормальном подростковом возрасте. В случаях же задержки, акселерации либо другой патологии этой перестройки под влиянием недостаточности нервной системы различного генеза возникает значительная диссоциация между уровнями физической, психической и социальной зрелости подростка.

Так, бурное физическое, половое созревание требует большой моторной активности, способствует аффективной возбудимости, перестройке иерархии потребностей и влечений, рождает стремление к более взрослому, самостоятельному образу жизни.

В то же время подросток с органической неполноценностью нервной системы либо микросоциально и педагогически запущенный всегда отличается той или иной степенью психической незрелости. При наличии установок на более взрослый образ жизни он часто не имеет реальных планов и представлений о ней. Недостаточность интеллектуальных интересов еще более усугубляет отрицательное отношение к школе, которая для него ассоциируется с неприемлемым "детским" образом жизни.

В отчете о рабочей конференции ВОЗ, посвященной проблеме психического здоровья подростков и юношей, отмечался имеющий место в последние десятилетия разрыв между уровнем ускоренного физического развития подростков и степенью их социальной зрелости. В современном индустриальном обществе период обучения в школе простирается далеко за пубертатный возраст. У подростка, оказывающегося чрезмерно долго под опекой, возникают реакции протеста.

Подобная диссоциация в значительной мере утрируется при описанной выше патологической асинхронии подросткового возраста. В материалах той же конференции ВОЗ указывалось, что для понимания характера и причин дезадаптации подростков с различными нервно-психическими нарушениями необходимо знать не только клинические признаки определенных вариантов психических расстройств, но и те функционально-динамические предпосылки, которые определяют возникновение этих расстройств.

Для осуществления этой задачи необходимо выделить наиболее ранние клинико-психологические критерии, указывающие на возможность декомпенсации поведения в подростковом возрасте, в том числе на податливость асоциальным влияниям.

Полученные данные должны способствовать профилактике патологических форм нарушений поведения у подростков.

Знание этих факторов риска очень важно для педагогов и воспитателей, которые, по существу, первыми отмечают самые ранние нарушения поведения у детей.

В связи с этим нами был проведен ретроспективный анализ особенностей поведения подростков всех вышеописанных групп на более ранних возрастных этапах.

Цель такого исследования - выявить признаки в эмоциональной, двигательной, познавательной сфере, поведении и личности в целом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенка еще до подросткового возраста служить маркерами для установления риска возникновения дезадаптации поведения в подростковом возрасте.

Результаты сравнительного ретроспективного анализа анамнестических данных подростков с нарушениями в аффективной сфере и подростков контрольных групп позволили выявить критерии угрожаемости патологического подросткового криза, которые имели свою возрастную специфику.

В дошкольном возрасте факторами риска патологического подросткового криза нам представляются следующие проявления:

- выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов, адекватных возрасту форм поведения; трудность организации поведения даже в пределах подвижных игр;

- такие особенности личностной незрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемым для наиболее легкого выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций; повышенная внушаемость к неправильным формам поведения, отражающая реакции имитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых;

- инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;

- импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки, возникающие по незначительному поводу;

- реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; энурез, энкопрез, побеги как реакции активного протеста.

В младшем школьном возрасте неблагоприятны следующие факторы:

- сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;

- нередуцирующаяся моторная бестормозность, сочетающаяся с эйфорическим фоном настроения;

- повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;

- акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;

- наличие как немотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости и драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, их завершение церебрастеническими явлениями;

- отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных "неинтересных" уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа, характерных для незрелых личностей;

- реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий на самоподготовке в интернатах, намеренное невыполнение домашних заданий "назло" педагогам и родителям; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью, невыполнением требований учителя, злобными шалостями;

- выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; физическая невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет как слабых интеллектуальных предпосылок, так и отсутствия интереса к учебе, общественно полезному труду;

- нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению, выманивание денег, жвачки, значков, папирос, первые попытки знакомства с алкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;

- дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.

В препубертатном возрасте среди диагностических критериев угрожаемости патологического криза большое место занимает вышеописанная асинхрония соматопсихического развития, варианты которой тесно связаны с типом расстройств поведения:

- диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией;

- диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;

- диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР.

Неблагоприятен вариант дисгармонической акселерации, обозначаемый нами как "интенсификация" полового созревания, которая характеризуется не снижением возраста начала полового созревания, а резким ускорением его темпа.

Отклонения темпа полового созревания имеют определенные половые различия: у мальчиков чаще - его ретардация, у девочек - дисгармоничная акселерация. Дисгармоничные акселерация и ретардация полового развития - один из вариантов почвы для формирования патологического пубертатного криза.

Значимость указанного соматического радикала заключается и в том, что проявления асинхронии вызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемых к детям. Это касается как ретардации, когда родители ориентируются на более старший - паспортный, а не на биологический, психофизический возраст ребенка, так и акселерации, когда, несмотря на психическую инфантильность ребенка, к нему нередко предъявляются требования более "взрослые", чем это соответствует даже его истинному возрасту.

Среди психических особенностей препубертатного возраста значимыми для возникновения патологического подросткового криза представляются следующие:

- отсутствие редукции черт психической незрелости;

- сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации с неспособностью активно воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабость функций самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;

- некорригируемость поведения, обусловленная сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью, импульсивностью. В случаях акселерации полового созревания выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза и нередко значительно уменьшается при стихании интенсивности соматоэндокринной перестройки;

- ранние проявления влечений при интенсификации либо раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным проблемам: у девочек - истериформная окраска поведения, связанная с сексуальностью (стремление обратить на себя внимание чрезмерной кокетливостью, гротескной выразительностью жестов и мимики); у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;

- сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов и отрицательным отношением к учебе. Нарастание педагогической запущенности, связанное как с отсутствием школьных интересов, так и с органической слабостью интеллектуальных предпосылок, низкой работоспособностью, в определенной мере обусловленной препубертатной астенией;

- переориентация интересов на внешкольное окружение. Своеобразный тип конформности с легким усвоением внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные эксцессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и т. д.);

- неблагоприятные микросредовые условия (семейные, асоциальное окружение) как основа реакций имитации либо протеста. При отсутствии асоциальных форм поведения в семье и окружении провоцирующую роль в нарушениях поведения играют недоучет родителями и педагогами характерологических особенностей ребенка в начале подростковой фазы развития, неумение использовать его положительные стороны, в том числе зарождающиеся в препубертатном возрасте попытки компенсации неуспеваемости в доступных ему видах деятельности;

- неадекватные условия обучения в общеобразовательной школе детей с ЗПР и олигофренией, препятствующие усвоению программы.

Все приведенные выше данные позволяют выделить факторы риска в отношении патологических форм поведения в подростковом возрасте. Следует еще раз подчеркнуть, что в каждом отдельном случае имеет значение не единичный критерий, а их сочетание, включающее ряд вышеописанных биологических и социальных факторов.

Таким образом, анализ полученных данных позволяет предположить следующие основные факторы риска выраженной декомпенсации поведения в подростковом возрасте:

- стойкость инфантильных черт личности; преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;

- выраженность энцефалопатических расстройств: психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений;

- асинхрония психофизического развития в виде дисгармонической ретардации и акселерации;

- неблагоприятные средовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушений поведения;

- раннее возникновение микросоциальной и педагогической запущенности как результат всех перечисленных выше факторов: незрелости эмоциональной, волевой и личностной сфер, низкого уровня познавательной активности и слабости интеллектуальных предпосылок, неблагоприятности средовых условий. Этот фактор - один из ведущих.

Сравнительный анализ динамики психического развития "трудных" подростков и подростков контрольных групп, не обнаруживших отклонений в поведении, позволил выявить и некоторые благоприятные прогностические факторы, особенно важные у ребенка с недостаточностью ЦНС либо с неблагополучным социальным окружением, также характерные для различных возрастных этапов.

В младшем школьном возрасте к ним можно было отнести следующие:

- способность к выработке дисциплинарных форм поведения в детском коллективе, умение тормозить свои желания;

- наряду со свойственной возрасту эмоциональной незрелостью появление познавательных интересов, принятие учебной деятельности как необходимой;

- стремление к самоутверждению, которое проявляется не нарушениями поведения, а занятиями спортом, в кружках, ансамблях, т. е. в регламентированных формах деятельности.

В препубертатном возрасте благоприятными признаками могут служить следующие:

- гармоничность психофизического созревания;

- положительная установка на труд либо на определенные учебные предметы как фактор, отвечающий возможностям и интересам ребенка и дающий реальные пути адресации к сохранным сторонам личности и ее потенциальным возможностям;

- целенаправленность во внеучебной деятельности (например, увлечение спортом для достижения определенных спортивных показателей);

- ориентация на социально положительного лидера в среде сверстников, адекватность поведения в школе и за ее пределами, корригируемость отдельных возрастных поведенческих реакций;

- устойчивость к неблагоприятным средовым влияниям; появление реакции отрицательной имитации;

- невротический, с внутренними конфликтными переживаниями, а не психопатоподобный тип реагирования на психотравмирующую ситуацию.

Полученные данные могут в дальнейшем способствовать разработке ряда профилактических мероприятий, среди которых наиболее важными представляются следующие:

- ранняя диспансеризация детей с церебральной патологией, имеющих вышеописанные отклонения в поведении для проведения медикаментозной терапии;

- активное выявление социально неблагополучных семей для оказания своевременной помощи детям с ранними формами социально-педагогической запущенности и проведения ряда социальных мероприятий в отношении таких семей. Для реализации этой задачи важна преемственность в работе педагогов и врачей массовых и специальных школ;

- правильная ориентация педагогов и воспитателей дошкольных учреждений в особенностях детей с ранними признаками патологии поведения для своевременного направления их к психоневрологу и индивидуального воспитательного подхода;

- у детей с ЗПР и олигофренией адекватные условия обучения, препятствующие появлению микросоциальной и педагогической запущенности и психологических отрицательных реакций на школу;

- для подростков с резко выраженной аффективной возбудимостью и патологией влечений поддерживающая терапия нейролептическими препаратами, дегидратирующими средствами. При наличии у них невысокого уровня интеллекта и выраженной педагогической запущенности как можно более раннее направление в ПТУ. Обучение практической профессии, привитие трудовых навыков должны явиться для них более адекватным видом реализации их стремления к самостоятельности;

- введение в штатное расписание школы должности психолога, диагностирующего внутреннюю структуру личности подростка и ее нарушения.

Таким образом, проведенные исследования подтвердили мнение психологов, педагогов, социологов о роли социального фактора в декомпенсации поведения у подростков. Как показали наблюдения, в неблагоприятных средовых условиях значительные трудности поведения возникают и у подростков, не имеющих каких-либо признаков недостаточности нервной системы, отклонений в физиологической возрастной фазе развития.

Другое подтверждение роли социального фактора в декомпенсации поведения подростков с явлениями недостаточности нервной системы - результаты сравнения психических особенностей подростков с ЗПР, находящихся в разных условиях обучения. В неадекватных условиях массовой школы их эмоциональная незрелость способствует быстрому нарастанию микросоциальной и педагогической запущенности, появлению фактов асоциального поведения. И, наоборот, у подростков с достаточно тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза в благоприятных условиях специальной школы выраженные явления школьной дезадаптации возникают редко.

Проведенные исследования показали также, что биологический фактор (органическая недостаточность нервной системы разной степени, асинхрония полового метаморфоза) является почвой, способствующей реализации декомпенсации аффективной сферы подростка в неблагоприятных средовых условиях. При этом если в возникновении нарушений поведения у подростка ведущая роль принадлежит социальному фактору, то в складывании структуры того или иного варианта этих нарушений - специфике сочетания неблагоприятных средовых условий и биологической почвы.

Одни из таких сочетаний, обусловливая личностную незрелость, делают ребенка не подготовленным к социальным требованиям подросткового периода и толкают на нерегламентированные, инфантильные пути самоутверждения; другие - патологически заостряют свойственные подростковому периоду аффективную возбудимость, склонность к расторможению влечений, неадекватные притязания на взрослость, что также делает подростка угрожаемым в плане асоциальных форм поведения.

Автор: К. С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова (К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г. В. Грибанова. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Клинико-психологическая характеристика "трудных" подростков. - М.: Педагогика, 1988. С. 149-160).






 Рекомендуем родителям  "Развивающие игры онлайн для дошкольников"
 
Самые ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ на нашем сайте:

   
   -  Материалы для дополнительных занятий по Букварю Н.С. Жуковой  
   -  Цветы из бумаги
   -  Весенние поделки
   -  Логопедические занятия для малышей онлайн 
   -  Букварь онлайн 
   -  Нетрадиционные техники рисования для детей
   -  Поделки из бросового материала
   -  Обучение чтению онлайн
   -  Развивающие игры для детей онлайн
   -  ОРЗ: как отличить вирусную инфекцию (ОРВИ) от бактериальной?
   -  Игры для малышей
   -  Как организовать и провести детский праздник дома?
   -  Занимательные опыты
   -  Поделки из пластилина и игры с пластилином

  

                             

 
 
 
Центр Адалин

Главная страница  
О центре  
Услуги  
Реквизиты 



Детская
патопсихология      

Неврозы  
Психопатии  
Эпилепсия  
Шизофрения, аутизм  
СДВГ  
Умственная отсталость 
Задержка психического развития 
Генетические заболевания 

Наша консультация

Вопросы воспитания  
Обучение и развитие  
 Детские страхи  
Вредные привычки  
Детский сад  
Первый класс  
Половое воспитание  
Семья  
Неполная семья  
Здоровье  
Семейный досуг  



Практическая психология

Популярная психология 
Психология успеха 
Семейная психология 

 Партнеры


Московская
Психотерапевтическая
Академия


Московский
Психологический
Журнал


 
 


Яндекс цитирования



Для детей и родителей
Поделки из овощей и фруктов на праздник осени Новогодние поделки из бумаги Елка своими руками Поделки из шишек Новогодняя упаковка для конфет Поделки из овощей Поделки 8 марта Елочная гирлянда Шары новогодние Новогодние снежинки Поделки к 8 марта Новогодние снежинки из бумаги Новогодние костюмы для девочек Схемы снежинок Объемные снежинки Новогодние костюмы для детского сада Гирлянда елочная Новогоднее украшение Осенние поделки Новогодние поделки Елочные шары Поделки к 9 мая Гирлянды новогодние Открытки к 8 марта Подарок маме на 8 марта Открытки на 8 марта Подарки к 23 февраля 23 февраля в детском саду Пасхальные сувениры Поделки на пасху Кулич пасхальный Пасхальный кулич Пасхальные яйца Как красить яйца Летние игры Празднование масленицы Детские поделки из бросового материала Поделки из пластиковых бутылок своими руками Поделки из картона для детей Поделки из природного материала Поделки из соленого теста Поделки своими руками для детей Поделки в детском саду Поделки из пластилина Поделки для детей Отдых с ребенком Отдых с детьми на море Отдых в подмосковье с детьми Отдых на черном море с ребенком Досуг и отдых Отдых на черном море с детьми Новогодние игрушки Новогодние украшения Развивающие игры для детей онлайн
   
 
О центре | Размещение рекламы | Контакты