<<< Начальная школа <<<
Адаптация к школе
Почему ребенку-школьнику необходимо иметь "свою территорию"?
Посмотрите
на свой дом свежим взглядом. Что бы вы могли сказать об обитателях
вашего дома только на основании находящихся в нем вещей? Пройдитесь
по своей квартире, отмечая, где лежат вещи вашего ребенка и в каком
количестве. Нарисуйте на листе бумаги большой прямоугольник. Пусть
он обозначает вашу квартиру. Отметьте на нем точками скопление детских
вещей. Соедините отмеченные точки.
Полученная замкнутая кривая будет ограничивать территорию вашего ребенка
в квартире. Какая она получилась? Может, она занимает почти всю квартиру?
Или несравнимо мало по отношению к территориям других членов семьи?
Такую квартирную топографию можно провести для всех ваших близких,
она дает много информации о том, какое положение в семье занимает
каждый из них.
Иметь свою территорию в семейном жилище важно не только для детей,
но и для взрослых. Чтобы обозначить территорию как свою, мужчины разбрасывают
носки и развешивают пиджаки по всей квартире, женщины украшают дом
приятными для своего глаза вещицами: вазочками, статуэтками, салфетками.
Ребенок-дошкольник в качестве таких меток чаще всего использует игрушки.
Подрастая, мальчишки разбрасывают повсюду железки, вело- или радиодетали,
дискеты, диски, а девочки - журналы, блокнотики, наклейки, изящные
предметы бижутерии и школьной жизни.
Хорошо, если у ребенка своя комната, тогда разбросанных
вещей -"меток" значительно меньше. Но даже если нет
возможности выделить ребенку отдельную комнату, ему обязательно нужна
своя территория. Это может быть стол, прикроватная тумбочка, секретер,
книжная полка и, конечно, кровать. Хорошо отгородить детский уголок
ширмой, занавеской или даже шкафом. Все вещи, расположенные на детской
территории, находятся в полном владении ребенка. Он - полновластный
хозяин своей территории, распоряжается ей и отвечает за нее.
Что
стоит за просьбой ребенка стучаться к нему в комнату? Счастлив тот
ребенок, который в семь лет может попросить родителей стучаться в
его комнату. Он уже получил чувство взрослости, значительности. Откликнитесь
на его просьбу, продолжайте видеть в ребенке полноправного человека,
уважайте в нем самостоятельность и суверенитет.
Если школьник еще не умеет наводить порядок на отведенном ему пространстве,
родители могут обучить его, прибираясь вместе с ним. Но если мама
сама и по своему вкусу наведет чистоту в вещах сына, да еще в его
отсутствие, то ребенком этот факт будет воспринят вполне однозначно:
"Мою территорию заняли". Пусть вас потом не удивляет полное
отсутствие у ребенка желания поддерживать и наводить порядок.
Если у человека в детстве была своя территория,
то в нем рождается и остается на всю жизнь чувство собственного пространства,
которое играет немаловажную роль в формировании чувства собственного
достоинства. Имея свое "место под солнцем", которое бережно
охраняется близкими людьми, ребенок ощущает, что его ценят и любят.
Своя территория ребенку нужна и для того, чтобы расположить на ней
"тайник", "секретное место", о котором никто не
должен знать. Дети устраивают их в дальних углах шкафов, на антресолях,
даже в постели под матрасом или под подушкой. Что же они прячут в
своих тайниках? С точки зрения взрослых, совершенно бесполезный хлам:
обертки шоколадок, вырезки из журналов, записочки, красивые камешки,
стеклышки, наклейки. Для ребенка каждый из этих предметов имеет свой
сокровенный смысл, посвящать в который он никого не торопится. Опыт
обладания собственной тайной необходим младшему школьнику, ведь именно
в этом возрасте происходит осознание внутренней жизни и развивается
способность к рефлексии, самоанализу.
Рассматривая свои "секретные драгоценности", размышляя над
ними, ребенок задает себе вопросы: "Чем этот предмет мне ценен?'",
"С какой жизненной ситуацией, моими чувствами он связан'?",
"Нравится ли мне мое поведение в той ситуации?" и т. п.
Способность мысленно рассуждать о своем поведении, мотивах и чувствах
у младшего школьника только формируется, ребенок только еще учится
обдумывать и оценивать свои поступки, ему необходима наглядная опора
для мыслительного процесса, так как доминирующим в этом возрасте является
наглядно-образное мышление. Такими опорами и являются тайные предметы
детей.
Если взрослые бережно и уважительно относятся
к тайнам ребенка, он будет чувствовать значимость себя как личности,
своих мыслей и чувств. В конечном итоге это способствует укреплению
его чувства собственного достоинства. Если же взрослые считают "секретные
вещи" детей чепухой и мусором, могут выбросить их и посмеяться
над ними, ребенок чувствует себя пренебрегаемым и даже ненужным и
нежеланным. Такому человеку трудно общаться с людьми, налаживать с
ними отношения сотрудничества, доверять им.
Автор: У.Т. Воробьева
Другие публикации на тему данной статьи:
- Потребность
в приватности
- Сокровища
наших детей |