развивающие игры поделки Букварь
Психологический центр "АДАЛИН"

Подводные камни школьной жизни.

поделки

самое популярное

  новогодние поделки
  елка своими руками
  новогодние снежинки
  цветы из бумаги
  логопедические занятия
  букварь онлайн
  развивающие игры
  опыты для детей
  подготовка к школе
  поделки из пластилина
  карточки к букварю


  Диагностика
 развития

  внимание
  память
  мышление
  речь
  навыки учебной
деятельности

  личность
   

 Развивающие  методики

  восприятие
  мышление
  память
  внимание
  речь
  творчество
  самоконтроль
  чтение
  математика
  письмо
  знания о мире
  моторика
  одаренность
 

 Коррекционные  методики

  детские страхи
  тревожность
  застенчивость
  навыки общения
  самостоятельность
  импульсивность
  гиперактивность
  медлительность
  агрессивность
  аутизм
  нервный и
трудный ребенок

 

 Дошкольник

  развитие ребенка
  детская психология
  воспитание ребенка
  психология здоровья
  советы психолога
  развивающие игры
  досуг ребенка
  поделки
  рецепты для детей
  тесты для детей
  основы безопасности
  ребенок и карьера
 

 Начальная школа

  подготовка к школе
  адаптация к школе
  проблемы в учебе
  проблемы в общении
  советы психолога
 


<<< Начальная школа     <<< Проблемы в общении


Подводные камни школьной жизни

проблемы в общенииПервый класс - тяжелое испытание для ребенка и для его родителей. По разным причинам.

Сначала о родителях. То, как ребенок приспособится к школе, как сложатся его отношения с учителями и одноклассниками, - проверка семьи на успешность воспитания ребенка. Школа оценивает семью с первой минуты, особенно школа, в которую можно попасть, только пройдя собеседования, тесты и тому подобное. Часто работники школы и не скрывают того, что они отбирают не только детей, но и родителей: вся семья "сдает экзамен" на социальную успешность. Понятно, что критерии отбора у разных школ - разные: иногда деньги и связи, иногда способность понравиться "отбиральщикам", создать ощущение своей беспроблемности, иногда умственное развитие ребенка. Счастлива та семья, которая, не пройдя отбор, поддерживает и утешает друг друга, ни в коем случае не обвиняя ребенка. Хуже, когда обида и досада не удерживаются внутри, не переосмысляются, а выплескиваются наружу, топя семейный покой, уют и милосердие. Самый худший вариант - когда за все приходится "отдуваться" ребенку.

Но вот - о счастье! - экзамен сдан, и ребенок попал в школу. Следующее испытание для родителей - непререкаемый авторитет учителя. Ребенок копирует все - темп речи, тембр голоса, повадки. Родителям учитель может быть совсем не симпатичен, а ребенок влюблен, создал себе кумира. Для ребенка-то это неплохо - так ему легче приспособиться к своей новой жизни, и родителям лучше потерпеть, чем возмущаться. Влюбленность такого рода проходит года через два, самое позднее - с окончанием начальной школы.

Для ребенка начало школьного обучения - трудное испытание по нескольким причинам. Во-первых, поступление в школу совпадает с кризисом шести-семи лет. Помимо новых капризов, требований, шалостей ребенок плохо себя чувствует: тревожится, беспокоится, чувствует странное внутреннее напряжение, не понимая, с чем связано его плохое самочувствие и от этого переживая еще сильнее. Такие проявления сопровождают любую психофизиологическую перестройку. Поговорить о своих проблемах с родителями даже подросток не может, а маленький ребенок - тем более. Он просто не знает еще слов для того, чтобы описать свои треволнения. Родителям важно понимать, что эти напряжение и тревога приводят к усталости, быстрой утомляемости и низкой стрессоустойчивости, что усложняет адаптацию к школе, которая сама есть серьезный стресс.

Устройство обычной школы травмирует психику ребенка: раньше звали по имени - теперь по фамилии; раньше не оценивали - теперь оценивают, сравнивают, критикуют, кричат, не обязательно на тебя, пусть на соседа, все равно страшно. В детском саду воспитатель все время одинаково внимателен к детям, а учитель - на уроке больше, на перемене меньше, что ужасно тревожит ребенка. Главное же то, что в школе нужно жить по новым жестким правилам - неподвижно сидеть, выполнять задания (даже если не хочется), играть только на переменах, а они такие коротенькие. А ранние вставания, особенно зимой, когда еще совсем темно! Хорошо, если ребенок в детский сад ходил к раннему часу и привык, а если нет? По-прежнему считается, что ребенок должен быть готов к школе. Есть тесты, определяющие уровень подготовки, есть учительский идеал "готовенького": послушный, умненький, веселенький, с высоко развитой произвольностью (способность не отвлекаясь "идти к цели", даже если эта цель поставлена не самим ребенком, а кем-то еще). Короче, прилежание и поведение "на пять". Таких супермалышей и вообще-то мало, а уж эмоционально устойчивых, умеющих безболезненно преодолевать все тревожное, незнакомое и просто новое - по пальцам перечесть.

В последнее время многие отдают детей в школу с шести лет. Хотим отметить, между шестью и семью годами в некоторых случаях лежит "дистанция огромного размера". Что дает этот важнейший год жизни?

1. К семи годам ребенок учится соответствовать целям, поставленным перед ним извне. Обычный шестилетний ребенок - существо импульсивное, ему безумно трудно управлять своими порывами. То в окно засмотрелся, да так, что учителя не слышит, то с соседом надо делить территорию, то вздумал поиграть с игрушкой, которую из дома принес. Для шестилетнего все это естественно и необходимо, для школы, не приспособленной учить таких деток, невыносимо.

2. В шесть лет игра - все еще ведущая деятельность, к семи годам - уже нет. (Концепцию ведущей деятельности разрабатывал Д. Б. Эльконин, который показал, что для каждого возрастного периода существует некое занятие, которое, во-первых, очень привлекает ребенка, только этим и хочется заниматься, а во-вторых, наиболее полноценно развивает и физические, и психические функции - память, внимание, мышление, навыки общения со сверстниками и взрослыми.) В шесть лет ребенка можно научить всему на свете, если "упаковать" учебный процесс в игру. В школе не играют. Семилетний человек тоже, конечно, играет, но уже по-другому. В шесть лет интересно выдумывать сюжет, разыгрывать его по ролям, дочки-матери - самый характерный тому пример. В семь лет интереснее играть по правилам, как в "классиках" или в веревочке. В школе вся жизнь подчинена правилам, школьный рюкзачок, тетрадки-учебники, ручки, карандаши, иногда форма - все это важно, здорово, семилетке это и мило.

3. Шестилетний ребенок остро чувствует свою уникальность. Он еще не осознает себя как часть общности. Когда учитель в классе говорит: "Дети, достаньте тетради", шестилетка не понимает, что он тоже "деть" и ему тоже надо достать тетрадь. Он понимает, если к нему обратиться по имени: "Маня, Ваня, достань тетрадь". Учитель, в свою очередь, не понимает, почему некоторым нужны специальные приглашения. Вот и сыплются на бедную шестилетнюю голову всякие неприятности.

4. Многие дети в шесть лет считают, что они лучше всех. Это естественно завышенная самооценка. Сравнение с другими детьми, порицание, взывание к честолюбию - бессмысленное дело. К семи годам ребенок начинает оценивать себя в сравнении с другими, и обычные школьные приемы, побуждающие хорошо учиться, могут сработать. Учитель упорно пытается пробудить в шестилетке стремление доказать, что он не хуже других. Ему это не удается. Учитель злится, теряет объективность, приписывает самые разные гадкие черты шестилетнему ученику. Необъективность расцветает пышным цветом. А там и одноклассники почувствуют и подхватят плохое отношение к ребенку. Начало пути в изгои положено.

Сто раз подумайте, прежде чем отдавать ребенка в школу с шести лет. Давно педагоги-психологи говорят о том, что не дети должны быть готовы к школе, а школа должна уметь принять и обучить любого ребенка (см. Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова "Введение в школьную жизнь"). Оказывается, начальная школа должна в первую очередь каждому, подчеркиваем, каждому ребенку следующее:

- сохранить душевное здоровье и эмоциональное благополучие;
- научить учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения;
- дать навыки общения и сотрудничества.

Если специально не задумываться, такой набор требований к школе редкому родителю придет в голову. После прочтения этого списка Г. А. Цукерман и К. Н. Поливановой становится непонятно, как может быть иначе. Конечно, только так - разумно, необходимо и достаточно. Дальше начинают тревожить смутные сомнения. В начальной школе, чтобы решать такие задачи, и учитель должен быть каким-то другим, особенным. Действительно, читаешь дальше и понимаешь, что правильный учитель основывает свою работу на других принципах. Он пытается понять всех своих учеников. "Принимать ребенка - это значит: относиться с безусловным (не зависящим от условных школьных правил) уважением к его чувствам, желаниям, убеждениям. Малыш, плачущий и цепляющийся за маму первого сентября, или ребенок, твердо убежденный, что слово "папа" надо писать с большой буквы, все эти дети нуждаются, прежде всего, в принятии, в понимании их особых чувств, особой точки зрения". Настоящий учитель - не раб догм и правил. У него нет раз и навсегда затверженных запретов и требований для учеников. Он каждый день творит свои правила здесь и сейчас вместе со своими учениками. Он постоянно спрашивает себя о границах допустимого.

Сидит Ванечка по-турецки за партой. Читает учебник внимательно, ни на что не отвлекается, никому не мешает. Школьными правилами запрещено, а у этого педагога можно. Потому что от того, как сидит Ванечка, никому не плохо, а ему удобно. С ума сойти. Если ребенок в начале учебного года в первом классе боится ходить в школу без мамы, то этот волшебный учитель даже может позволить (!) маме несколько дней походить в школу со своим малышом. Он не боится, что все остальные дети повалят в класс с мамами, папами, а также бабушками и дедушками.

Он уже пробовал и знает, что этого не происходит. У него дети свободно перемещаются в классе и сообща решают задачки, примеры, они советуются друг с другом, поэтому в классе стоит постоянное жужжание. Оказывается, если дети обмениваются мнениями во время урока, они становятся более компетентными, самостоятельными, независимыми. Понятно, что обычной массовой школе этого как раз не нужно. Тишина в классе мертвая, ребенок полностью зависит от мнения учителя, чувство собственного достоинства ни у кого не развито - вот модель управления - не обучения! - которую практикует школа, чтобы было удобнее учителю.

Некоторые умельцы начинают выращивать ябед и стукачей буквально сразу. "Я выйду, а ты, Надюша, сядь за мой стол и смотри, кто будет плохо себя вести. Потом мне расскажешь". Знакомо, не правда ли?

Принцип управления "Разделяй и властвуй" применяется в современной школе более чем широко.

Но об этом - достаточно. Давайте лучше в последний раз вернемся к чудесной школе, о которой хочется мечтать, мечтать... Представляете, учитель там не стремится к тому, чтобы ученик на уроке слушал только его. Ведь умение слушать учителя и неумение слушать одноклассников, взращиваемые в одной отдельно взятой голове, приводит к формированию двойного стандарта, лицемерию, "школьному ханжеству". По меткому сравнению авторов: "Это то же самое, что учить ребенка мыться и надевать чистое только перед приходом гостей". В общем, в этом потрясающем месте ребенка учат слушать всех.

Восторг у родителя вскоре сменяется унынием. Может, и найдется несколько школ на страну, где учителя разделяют этот подход. Повезло, значит, тем детям, которым довелось там учиться. Как говорится, спрашивайте в аптеках, ой нет, в школах города.

В какую бы школу ваш ребенок ни попал, помните: первый класс для него - это испытание. Семья может помочь ему, выполнив несколько простых рекомендаций.

Ласково и нежно провожайте утром чадо в школу, даже если вы поссорились накануне. Завтрак должен быть вкусным, если ваше дитя завтракает, а если нет, то дайте ему с собой "маленькую детскую радость" из тех, что он любит просто пожевать. Пусть еда будет не столько полезной, сколько утешительной. После школы наестся полезного и правильного.

Расспрашивайте о школьных делах заинтересованно и не расстраивайтесь, если ребенок не будет рассказывать много сразу. Это как раз нормально, ему надо научиться описывать, обобщать и облекать в слова свой новый опыт. 

Если у учителя есть претензии к вашему ребенку, не объединяйтесь с ним против малыша ни мысленно, ни эмоционально. Даже если ваш ребенок действительно набедокурил. С учителем, конечно, спорить не нужно. Все выслушайте, уясните для себя точку зрения учителя, а с ребенком поговорите дома. Не позорьте его шумными скандалами в школе. Помните, у него дома должен быть надежный тыл, место, где он может отдохнуть душой и набраться сил для нового дня. Дома объясните ему, в чем он был не прав, расскажите, как правильно было бы поступить.

Многие дети в первом классе часто болеют - их организм реагирует на стресс снижением иммунитета. Не пугайтесь. Болезнь для первоклашки - еще и способ отдохнуть и расслабиться. Ко второму году обучения обычно им уже не требуется так много болеть.

Первый год обучения закончился - всем полегчало. Новые трудности возникнут при переходе в среднюю школу - в пятом классе. В средней школе ребенку опять придется осваивать новые правила. Возникают учителя-предметники, кабинетная система. Приходится путешествовать по школе, что предвещает новые опасности: заблудиться или забыть, как зовут того или иного педагога. У разных учителей разные требования. Только в начальной школе человек приспособился к требованиям и особенностям своего учителя, как все это оказывается бесполезным, и нужно приспосабливаться к новым и разным учителям. Плохо, когда в школе нет единой системы приоритетов и учителя соперничают между собой, чей предмет главнее, заваливают учеников домашними заданиями, задерживают на переменах. Это, кстати, создает дополнительный стресс для учеников, потому что у них остается мало времени, чтобы перекусить, зайти в туалет и добраться до другого кабинета, который может быть в другом корпусе школы.

В связи с началом средней школы меняется и домашняя жизнь ребенка: больше времени надо тратить на приготовление уроков, в печальных случаях приходится отказываться от любимых внешкольных занятий. Занятость ребенка в средней школе поражает. Шесть уроков в школе и дома заданий часа на три-четыре - рабочий день среднего школьника размером в 9-10 часов. В голове рисуются картины чудовищной эксплуатации детского труда на заре становления капитализма в какой-нибудь Великобритании. Туман и смог, и щуплые фигурки в непомерно больших кепках на головах и отрепьях на теле бредут себе в предрассветном тумане на заводы и фабрики.

Еще не в пятом классе, но уже в седьмом жизнь многих детей выглядит так - утром в школу, днем домой, поесть в компании с телевизором, и за уроки. Мама, или бабушка, или обе нависают и понукают, иногда помогая с отдельными предметами. Так время тянется до ужина, а там - папа, ужин, опять телевизор/компьютер, и спать. Родители часто обеспокоены тем, что ребенок очень медленно делает уроки - неудивительно. У него нет никакой причины делать их быстрее. Ради чего стараться? Гулять не с кем, сверстники так же по домам сидят, из спортивных секций и кружков либо уже забрали, чтобы учился, либо еще не успели отдать, а тут и времени на это, как кажется, не остается. Жизнь прекрасна...

Сложилось так, что особенно сильно загружены дети из семей честолюбивых, где высока ценность успеха и ярко выражена социальная тревога. Мама и папа сравнивают себя и своего ребенка с окружающими людьми: кто успешнее. Они отдают своих деток в элитные школы (гимназии, колледжи, лицеи) со многими иностранными языками, прикрепленные к какому-нибудь вузу, и т. п. Логика понятна: никакая школа, где часто меняются учителя, где по полгода не могут найти какого-нибудь преподавателя, где учатся дети из неблагополучных семей, курят открыто и пьют пиво чуть ли не на уроках, не научит ребенка хорошему, да еще и травмирует чадо. Кроме того, такой школой не похвастаешься. А если в элитной школе (гимназии, лицее, колледже) ребенок будет учиться хуже всех, его и выгнать могут, и перед людьми стыдно, и вообще - что мы, неудачника растим? Все это, конечно, правда, но ребенка жалко.

Компромиссный, хоть и не идеальный выход - такой: в школе, где учатся дети из семей, более или менее близких по духу и ценностям, учить и своего ребенка, но в то же время не давать школе задавить его неоправданной нагрузкой. Это значит помогать ребенку (страшно вымолвить) халтурить: давать "поболеть лишние денечки", прибавлять день-другой к каникулам, делать кое-что за него и вместо него для школы, вроде сложного коллажа из осенних листьев или реферата пяти книг по истории искусства средневековой Италии. Вот еще два совета на тему "Как выжить в средней школе".

В жизни ребенка должно быть что-то интересное, приятное и увлекательное, что не связано при этом ни со школой, ни с семьей. Годится что угодно, лишь бы нравилось ребенку: кружок по шитью мягких игрушек, психологическая мастерская общения, катание на горных лыжах, шахматы. Конечно, большинство современных отроков и некоторые отроковицы всему предпочитают компьютерные игры. Говорить о деградации рано - во многих случаях с этого начинается путь к программированию. Пусть увлечения меняются как угодно часто - лишь бы были. Ради того, чтобы заняться своим собственным интересным делом, ребенок научится концентрироваться и делать уроки быстрее. Нам кажется, что ради увлечений некоторыми уроками можно и пренебрегать... ну, время от времени.

Не нужно одинаково хорошо учиться по всем предметам. Знаний в мире так много, они раздроблены и специфичны, и нет необходимого и достаточного для жизни набора, кроме разве чтения, письма и счета. В XVIII веке была распространена следующая концепция обучения: есть предметы (латынь, математика, грамматика, логика), которые вообще развивают ум. Когда человек ими овладевает, его разум организуется как надо, он научается думать и воспринимать. Эти предметы и были главными (география для извозчиков и т.д.). Сегодня многие педагоги и психологи говорят о том, что у ребенка надо развивать навык учиться. Не нужны конкретные знания, нужно умение находить эти знания в книгах, справочниках, Интернете и, систематизируя их, получать ответы на поставленные вопросы. Редкая школа этому учит, но семья не должна включаться в школьную предметную гонку. Не требуйте хороших оценок по всем предметам - решите, в конце концов, задачку, пусть чадо спишет и бежит в свой бассейн.

Есть еще один подводный камень, с которым может столкнуться ваш ребенок в любой момент, - это школьная травля. Различают индивидуальную и групповую травлю. Отвергать человека, дразнить, преследовать, унижать, оскорблять, бить, портить одежду или вещи может более или менее постоянно группа одноклассников, может один соученик; главное, что жертва не способна защитить себя.

Мы начинаем понимать, что что-то не так, когда ребенок постоянно приходит с синяками, в испорченной, разорванной одежде. Когда его дразнят, забрасывают его портфель в туалет к другой половине человечества, рвут его тетради и учебники - это считается нормальным. Когда никто с ним не играет и не разговаривает, когда большинство класса его просто игнорирует безо всякой причины, без объявления бойкота - это вообще не считается. Все обычно думают, что это вина самого ребенка, который не умеет общаться. На самом деле все это - варианты травли, которые оставляют травмы в душах всех участников процесса: и нападающих, и жертв. Высокая терпимость к насилию есть своего рода общественное принятие его.

По данным зарубежных авторов, каждый год 15% девочек и 25% мальчиков подвергаются травле, нередко скрытой. Ребенок жалуется, родители пытаются говорить с классным руководителем, с учителями-предметниками - никто ничего не замечает. Действительно, травля может происходить только на переменах или после школы. Жертвой травли может стать любой ученик. Основные его переживания - страх, чувство бессилия, гнев. Самооценка снижается, человек либо легко и по ничтожному поводу становится в позицию жертвы, и тем самым провоцирует насильника на агрессию, либо опять-таки провоцирует на ответную агрессию неоправданно и избыточно яростными реакциями. Такой ребенок воспринимает любые не однозначно дружественные акты как нападки, а ребенок-жертва - как насмешки. Один постоянно злится, другой постоянно обижается. У преследователей возникает чувство безнаказанности, что ведет к еще большему размаху насилия. Кроме того, есть еще одна группа, участвующая в школьном насилии - конформисты, которые пассивно участвуют в травле от страха, как бы им самим не досталось. Их ощущения очень похожи на чувства жертвы.

Известно, что 10% учителей провоцируют травлю. Как они это делают? Очень просто. Когда учитель пристрастен, несправедлив, унижает и смеется над некоторыми избранными детьми, эти дети становятся жертвами травли. Учитель может отдыхать, его работу сделают его лучшие ученики. Школа, понятное дело, плоть от плоти общества, что не снимает со школы ответственности за травлю, но может объяснить механизмы ее возникновения, и главное, неискоренимости. Есть взгляды и мнения, способствующие травле. Они могут процветать в учительском коллективе. Например: "жесткие отношения готовят детей к жизни", "мальчики без драк не вырастают", "все девчонки - интриганки". В результате образуется своеобразный заговор молчания среди учителей. Особенно среди учителей-предметников, которые обеспокоены только тем, чтобы на их уроках все было благообразно. На самом деле травля заметна. Не верьте, что учителя ничего не видят. Все они замечают, но не умеют с этим бороться, а никто не хочет испытывать чувство бессилия и профессиональной некомпетентности, легче сделать вид, что ничего не происходит.

Некоторые дети легче попадают в группу риска по школьной травле. Это, во-первых, непохожие на других, странные дети; дети с физическими недостатками; с яркими особенностями поведения, со своеобразными манерами и реакциями. Вместо жалости и сочувствия, казалось бы, естественных, они вызывают неприязнь и брезгливость. Этим страдает все наше общество, где, например, для инвалидов не сделано ничего, что бы давало им возможность жить общей жизнью с обычными людьми, - ни пандусов в магазинах и ресторанах, ни специальных приспособлений в автобусах. Общество как бы говорит им - сидите дома, не показывайтесь на глаза, для вас нет места. Негде детям учиться милосердию и терпимости.

Во-вторых, - это ранимые, обидчивые дети, чьи семьи не могут оказать им адекватную помощь и поддержку. Объект для травли выбирается часто случайно. Группа задир то с одним "пошутит", то с другим. Если какой-то ребенок сильно среагирует (кричит, плачет, злится) - мишень найдена. Наблюдать за ним забавно и интересно, другую жертву можно не искать.

Есть такое понятие - низкие компенсаторные возможности семьи. Вот, например, семья переезжает из одного района в другой. Девочка меняет школу и, как новичок, сразу попадает в изгои. Она к этому не готова, в предыдущей школе она чувствовала себя уютно, ее любили. В новый класс шла с открытой душой. Ее не приняли, неважно почему. Она не могла пожаловаться дома. Несколько лет молча страдала, тащилась в школу как на каторгу. Училась прекрасно, дома полагали, что все хорошо. Почему она не могла сказать родителям про то, как ей плохо в школе? Потому что она точно знала, что семья нацелена только на успех. Девочка должна была быть успешной: всегда и везде - только триумфальное шествие. Катастрофа случилась, когда она заболела депрессией. Не могло быть иначе, травма начинается с молчания. Тут-то и стало понятно, что ее семья не выполняла своей основной функции - надежного тыла, реанимации, утешения.

Третья группа риска по травле - это часто болеющие дети. Они обычно изгои класса просто потому, что мало бывают вместе с другими, вечные новички.

Кто зачинщики травли? Они также имеют отличительные черты.

Самый частый вариант - ребенок, страдающий от насилия в своей семье и компенсирующий это насилием над более слабым в классе; дети, стремящиеся к лидерству (жестокость популярна, знаете ли); дети, пришедшие из семей, где процветают идеи шовинизма, ксенофобии и снобизма (модный образ мыслей в обществе, помогает найти сторонников и в школе).

Получается, что все по-прежнему формируется в семье - и агрессоры, и их жертвы. Утешительно, что и выход тоже находится в семье.

Если ваш ребенок стал козлом отпущения в классе, можно сделать несколько шагов, чтобы помочь ему выйти из этого недопустимого положения.

Когда ваш ребенок рассказывает вам о том, как его травят в классе, сочувствуйте и сопереживайте: "Я понимаю, как тебе было обидно", "Да, это ужасно злит".

Это трудно. Нередко родители с досады начинают ругать ребенка - "что же ты, тюха, не мог им ответить...", "слюнтяй, зря ушел из секции борьбы"... Некоторые родители отмахиваются от страданий ребенка, дискредитируют их: "Подумаешь, всех бьют". Можно еще начать ужасаться, жалеть ребенка и паниковать. И то и другое только ослабляет ребенка, вызывает у него чувство безнадежности. В следующий раз он поведет себя еще более провокационно. Сочувствие без оценок и комментариев, во-первых, убеждает ребенка в его адекватности: "Я чувствую правильно. В том, что со мной происходит, нет моей вины". Во-вторых, успокаивает и дает почувствовать себя более уверенно.

Учите ребенка реагировать на травлю по-другому.

Помогают рассказы о своем (успешном) опыте в похожих ситуациях. Полезно рассказать о том, как другим детям удавалось не стать объектом травли, не обижаться и не злиться так сильно. Либо учите ребенка шире смотреть на проблему, быть мудрее ("когда дразнят, то не всегда хотят обидеть..."), либо конкретным навыкам.

Одну первоклассницу бил по голове учебником сосед по парте. Папа за вечер научил малышку колотить учебником по папиной ладони и представлять себе, что это голова соседа. На следующий день девочка дала сдачи, и сосед отстал.

Формула "нельзя драться" в данной ситуации бесполезна. Ребенок должен знать, что если он будет драться, то одноклассник подумает, прежде чем обзываться. Обидчивых детей полезно научить молчать в ответ на дразнилки, показывать спокойное безразличие. Стоит разбирать реальные ситуации травли. Если семья не знает способов справиться с травлей, семейные психотерапевты их подскажут, у них этого добра много накоплено.

Автор: А.Я. Варга

Другие публикации на тему данной статьи:

- Ребенок-школьник: воспитание пониманием
- Отношения с учителями
- Дети-изгои: психологическая работа с проблемой
- Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?



 Рекомендуем родителям  "Развивающие игры онлайн для дошкольников"
 
Самые ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ на нашем сайте:

   
   -  Материалы для дополнительных занятий по Букварю Н.С. Жуковой  
   -  Осенние поделки
   -  Логопедические занятия для малышей онлайн 
   -  Букварь онлайн 
   -  Нетрадиционные техники рисования для детей
   -  Поделки из бросового материала
   -  Обучение чтению онлайн
   -  Развивающие игры для детей онлайн
   -  ОРЗ: как отличить вирусную инфекцию (ОРВИ) от бактериальной?
   -  Игры для малышей
   -  Как организовать и провести детский праздник дома?
   -  Занимательные опыты
   -  Поделки из пластилина и игры с пластилином

  

                             

 
 
 
Центр Адалин

Главная страница  


Детская
патопсихология      

Неврозы  
Психопатии  
Эпилепсия  
Шизофрения, аутизм  
СДВГ  
Умственная отсталость 
Задержка психического развития 
Генетические заболевания 

Наша консультация

Вопросы воспитания  
Обучение и развитие  
 Детские страхи  
Вредные привычки  
Детский сад  
Первый класс  
Половое воспитание  
Семья  
Неполная семья  
Здоровье  
Семейный досуг  




Практическая психология

Популярная психология 
Психология успеха 
Семейная психология 

 Партнеры


Московская
Психотерапевтическая
Академия


Московский
Психологический
Журнал


 
 


Яндекс цитирования



Для детей и родителей
Поделки из овощей и фруктов на праздник осени Новогодние поделки из бумаги Елка своими руками Поделки из шишек Новогодняя упаковка для конфет Поделки из овощей Поделки 8 марта Елочная гирлянда Шары новогодние Новогодние снежинки Поделки к 8 марта Новогодние снежинки из бумаги Новогодние костюмы для девочек Схемы снежинок Объемные снежинки Новогодние костюмы для детского сада Гирлянда елочная Новогоднее украшение Осенние поделки Новогодние поделки Елочные шары Поделки к 9 мая Гирлянды новогодние Открытки к 8 марта Подарок маме на 8 марта Открытки на 8 марта Подарки к 23 февраля 23 февраля в детском саду Пасхальные сувениры Поделки на пасху Кулич пасхальный Пасхальный кулич Пасхальные яйца Как красить яйца Летние игры Празднование масленицы Детские поделки из бросового материала Поделки из пластиковых бутылок своими руками Поделки из картона для детей Поделки из природного материала Поделки из соленого теста Поделки своими руками для детей Поделки в детском саду Поделки из пластилина Поделки для детей Отдых с ребенком Отдых с детьми на море Отдых в подмосковье с детьми Отдых на черном море с ребенком Досуг и отдых Отдых на черном море с детьми Новогодние игрушки Новогодние украшения Развивающие игры для детей онлайн
   
 
О центре | Размещение рекламы | Контакты