<<< Начальная школа <<<
Проблемы в учебе
Школьная тревожность
Рекомендуем родителям наиболее полезные публикации по теме "Проблемы
в учебе":
- Начальная
школа: проблемы в учебе
- Синдром
хронической неуспешности
- Как помочь ребенку
в овладении счетом, чтением и письмом?
- Нарушения речи,
чтения и письма
- Как помочь ребенку
в приготовлении уроков?
- Способный, но
ленивый: почему ребенок может, но не хочет учиться?
В чем-то все первоклассники похожи между собой. Ведь
для любого ребенка поступление в школу - событие чрезвычайно значимое.
И при этом все они разные. Один быстро привыкает к новой обстановке
и новым требованиям, у другого процесс адаптации затягивается. Вот
эта девочка с радостью каждый день идет в школу, а ее одноклассница
постоянно озабочена: так ли я сделала домашнее задание? Почему учительница
сегодня меня не спросила? Почему ко мне плохо относятся в классе?
И т. п.
Негативные переживания, опасения ребенка по поводу разных сторон
школьной жизни могут стать очень интенсивными и устойчивыми. Специалистами
такие эмоциональные нарушения обозначаются по-разному. Термин "школьный
невроз" используют, когда у школьника отмечаются "беспричинные"
рвоты, повышение температуры, головные боли... Причем именно по
утрам, когда нужно собираться в школу. В каникулы такие симптомы
почему-то исчезают.
"Школьная фобия" обозначает крайнюю форму страха перед
посещением школы. Она может и не сопровождаться телесными симптомами,
но без медицинской помощи в таком случае обойтись трудно. А школьная
тревожность? Это сравнительно "мягкая" форма эмоционального
неблагополучия. Но она может перерасти и в гораздо более серьезную
форму.
В чем причины школьной тревожности?
Прежде всего, причины определяются природной нервно-психической
организацией школьника. Не в последнюю очередь - особенностями воспитания,
завышенными требованиями родителей к ребенку (все нужно делать только
на "отлично"). У некоторых детей страхи и нежелание ходить
в школу вызваны самой системой обучения, в том числе несправедливым
или нетактичным поведением учителя. Причем среди таких детей есть
школьники с самой разной успеваемостью.
Известный психолог А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных
детей в школе.
- Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может
считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к
учению.
- Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться
на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.
- Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок
отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим
неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких
способностей.
- На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда
они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад,
давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб,
краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем,
насколько хорошо ребенок знает урок.
- При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения
усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает,
как можно и нужно себя вести.
А. Прихожан считает, что такое поведение отмечается именно у тревожных
первоклассников. И все же школьная тревожность свойственна детям
и других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении
к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п.
Психологами разработаны программы коррекционной работы с такими
детьми. Это могут быть индивидуальные и групповые занятия. Занятия
формируют у ребенка конструктивные навыки поведения в трудных ситуациях.
Преодолевается его стремление действовать всегда и везде по правилам.
Он обучается доступным способам снятия излишней тревоги, напряжения,
учится расслабляться и т.д.
Еще важно научить тревожного ребенка самостоятельно оценивать результаты
своей деятельности и доверять собственным оценкам. Некоторым детям
нужно помочь овладеть недостающими учебными умениями, восполнить
пробелы в усвоении школьной программы.
Кроме того, психолог обязательно даст рекомендации и родителям,
и педагогам. В их силах помочь тревожному школьнику изменить свое
отношение к успеху и неудаче, к оценкам со стороны взрослых и детей.
Другие публикации по теме данной статьи:
- Во что играть
с тревожными детьми?
- Застенчивый
и тревожный ребенок
- Что делать,
если твоего ребенка обижают другие дети
- Застенчивость
- Тревожность
|