<<< Начальная школа <<<
Проблемы в учебе
Почерк
Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной
школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Исследования
показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают
физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты
в момент старта.
Если возникают трудности...
Навыки
письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения
возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то
есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Что
делать в этом случае?
- Лучше, конечно, предупредить эти трудности и заняться специальной
тренировкой еще до школы. Но и первокласснику эти упражнения будут
полезны, а кому-то просто необходимы. Выделите для них полчаса в
ежедневном распорядке, но не занимайтесь этим во время приготовления
уроков.
- Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок
будет следить за своими успехами. Но только не заставляйте его просто
писать как можно больше.
- Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно-моторную
координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между
двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок,
но не по контурной линии, а рядом с ней - с внутренней стороны или
с наружной.
- Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями,
дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень
нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку ("Одна клетка
вправо, две вниз и т.д."). Придумайте рисунок сами или возьмите
образец для вязания, вышивания. Увидите, как в ходе тренировок дрожащие
линии постепенно превратятся в четкие и уверенные.
- Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора
с мелкими деталями, сборка головоломок Puzzle ("паззлов"),
складывание узоров из мозаики или других мелких предметов - спичек,
пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание
крупы.
- Многие из женских занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь
как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем
у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать (лучше
взять толстые спицы и нитки). Поможет и традиционная мужская работа
- забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.
Особые случаи
Иногда затруднения с письмом связаны с недостаточным развитием
у ребенка координации движений вообще. В таких случаях помогут подвижные
игры (например, с мячом), танцы, гимнастика.
Если, несмотря на все усилия - ваши и ребенка, не удается выработать
более-менее приемлемый почерк, возможно, придется обратиться за
помощью к детскому невропатологу. Особенно нужна такая консультация,
если речь идет не просто о недостаточно красиво выписанных буквах,
а о более существенных проблемах.
Например, ребенок не может соблюдать строчку. В начале строки буквы
располагаются на одной линии, а к концу каждой строчки сползают
вниз. Такие деформации текста говорят о плохой зрительно-моторной
координации, а она может быть следствием функциональных и органических
нарушений головного мозга.
Что касается ребенка, пишущего левой рукой, вовсе не обязательно,
что у него будет плохой почерк. Если у него нормальная координация
движений и достаточно развита моторика ведущей руки, проблем с почерком
не будет. Просто среди левшей больше мальчиков, а им аккуратность
в письме, как уже говорилось, менее свойственна, чем девочкам. Грамотный
учитель начальной школы знает, как нужно работать с такими детьми:
с какой стороны парты посадить, как помочь ему расположить тетрадь
и т.д. Сейчас выпускают и специальные прописи для левшей.
|