<<< Начальная школа <<<
Проблемы в учебе
Измерение интеллекта
Рекомендуем
родителям "Развивающие
компьютерные методики для младших школьников"
Первые
измерения интеллекта относятся к началу прошлого века. Тогда считалось,
что интеллект человека закрепляется с момента зачатия на всю жизнь.
Сейчас мы знаем, что он развивается в зависимости от обстоятельств.
Один и тот же человек может дать разные показатели сегодня и неделю
спустя. К тому же разные тесты дают разные значения IQ у одного
и того же человека.
Что такое коэффициент интеллекта (IQ)?
Ребенок выполняет задания теста и получает оценку в баллах. Это
количество баллов называется умственным возрастом. Его делят на
хронологический возраст ребенка (то есть на число лет) и умножают
на сто (чтобы получилось целое число). "Средний" ребенок
набирает около 103 единиц. 60 процентов детей имеют показатель интеллекта
от 90 до 110 единиц. Примерно 10 процентов детей имеют IQ выше 120-ти,
и их относят к категории "умных". Если значение IQ - от
135 до 170-ти, то мы имеем дело не просто с "умным", а
с одаренным ребенком.
Но стоит помнить, что тесты оценивают способности ребенка лишь
на данный момент. IQ показывает, насколько он успешно усваивал знания
и насколько хорошо воспроизвел их при тестировании. Например, если
ребенок плохо себя чувствовал или не был заинтересован в результатах,
показатели будут ниже.
Не секрет, что измерение интеллекта - не российское изобретение.
Западные исследователи установили, что IQ зависит не только от состояния
и настроения ребенка в момент тестирования. Дети обеспеченных родителей
в среднем всегда показывали более высокие результаты, чем дети из
семей так называемых "низших" классов. Но не потому, что
они от природы "умнее". Просто у них другие обстоятельства
развития. Дома другой уровень речевого общения, достаточно предметов
для игры и познания, родители ориентируют ребенка на получение знаний.
Многие интеллектуальные тесты предъявляют высокие требования к общей
осведомленности ребенка. Понятно, что осведомленность зависит не
только (и не столько) от природных задатков ребенка, сколько от
условий его жизни и воспитания, интересов и т. д.
Могут ли родители повысить IQ ребенка?
Да, особенно если возьмутся за это как можно раньше. Наивысший
темп развития ребенка отмечается в возрасте от года до двух лет.
Но и потом в его жизни будут так называемые "сензитивные"
периоды. В эти промежутки темп развития опять нарастает. Один такой
период - около четырех лет, другой - в промежутке от четырех до
восьми лет. Время возникновения и границы периодов индивидуальны.
При этом стоит помнить, что интеллектуальное развитие малыша должно
быть только частью его общего гармоничного развития. А способы развития
- адекватными возрасту.
Измерение интеллекта давно стало частью американского образа жизни.
Тесты на определение IQ используются при поступлении в определенные
школы и университеты, при приеме в армию и на работу.
Но параллельно много лет подряд ведутся споры о правомерности такого
подхода. Американский исследователь Р. Стернберг выступает против
существующих процедур тестирования интеллекта. Однако не призывает
к полному от него отказу. Он только указывает на ограниченность
существующих тестов и на необходимость дополнять их другими испытаниями.
Стернберг считает, что интеллект не исчерпывается аналитическими
способностями, которые измеряются традиционными тестами на IQ. Важные
компоненты ума - творческие способности и так называемый практический
интеллект ("житейский ум"). Если хотя бы одна из этих
сторон хорошо выражена - человека можно считать умным.
Есть и другие модели структуры интеллекта. Одна из таких моделей
включает так называемый "двигательный" интеллект. Возьмем
двух школьников одного и того же возраста. Один из них показывает
высокие академические успехи при соответственно высоком значении
IQ. Другой не усваивает элементарных основ математики и родного
языка, общая оценка интеллекта ближе к нижней границе возрастной
нормы. При этом второй может быть высоко одарен двигательно, хотя
адекватных способов измерения этой стороны интеллекта пока не изобрели.
Можно ли на основании IQ предсказать будущие
успехи ребенка?
Если речь идет об успеваемости в школе и в вузе, то да. Но ведь
почти то же самое можно предсказать, просто зная семью ребенка.
А вот дальнейших жизненных успехов сам по себе высокий коэффициент
интеллекта еще не гарантирует. Только некоторые из людей с высоким
IQ преуспевают в жизни. В то же время многие люди с более "низким"
интеллектом смогли добиться исключительных успехов, нередко при
этом обходясь и без высшего образования.
В последнее время американские психологи говорят еще об одном факторе
жизненного успеха. Это так называемый EQ - коэффициент эмоциональности.
Он выражает способность человека адекватно проявлять свои эмоции
в различных ситуациях.
Кто может производить измерение интеллекта у
ребенка?
Это должен делать компетентный, достаточно опытный детский психолог
на основании современных вариантов интеллектуальных тестов. Самый
распространенный тест для диагностики интеллекта у нас в стране
- тест Д. Векслера. Он используется и в школьной практике, чаще
всего для помощи ребенку в выборе программы обучения, соответствующей
его интеллектуальным возможностям. Школьнику не должно быть ни слишком
сложно, ни слишком легко учиться. В первом случае он находится в
постоянном напряжении и утрачивает веру в свои силы. Во втором -
теряет интерес к учению. Значит, иногда определение способностей
и возможностей ребенка просто необходимо.
Во многих школах сейчас есть свои психологи. Они смогут не только
измерить интеллект ребенка, но и понаблюдать его в привычных условиях
учебы, проследить за динамикой его развития. То есть исключить ошибки,
возникающие при кратковременном знакомстве с вашим ребенком. В ряде
случаев результаты тестирования помогают педагогу лучше узнать и
понять своих учеников, что-то изменить в своей работе.
Помните: без вашего желания и согласия никто не имеет права подвергнуть
вашего сына или дочь каким-либо психодиагностическим процедурам.
Или, если вы дали согласие на тестирование, сообщать его результаты
кому бы то ни было без вашего разрешения. Если такое произошло,
вы вправе требовать объяснений и защиты прав ребенка.
Можно ли предварительной тренировкой улучшить
результаты тестирования?
Американские авторы Г. Вильсон и Д. Гриллз утверждают, что тренировка
способна повысить результаты на 8 пунктов. Даже такое не очень значительное
повышение может сыграть свою роль при поступлении в определенную
школу, университет или на желаемую работу. Родители, на взгляд Вильсона
и Гриллз, "просто обязаны обеспечить своим детям знакомство
с вопросами того типа, что используются в IQ-тестах".
Дело не только в практической пользе. Нередко выполнение интеллектуальных
тестов доставляет детям позитивные эмоции, в ряде случаев может
скорректировать их самооценку, повысить уверенность в себе.
Признанный знаток в данной области английский психолог Г. Дж. Айзенк
пишет: "...Удивительно, но большинство из тех, кто прошел тест
[на IQ], получили положительные эмоции от такого эксперимента: видимо,
как наше тело получает удовольствие от игры в мяч, так и наш ум
способен наслаждаться, решая головоломку или показывая высокий уровень
достигнутого знания".
Существуют специально изданные сборники тестов, которые родители
могут использовать в домашних занятиях с ребенком. Они помогут в
тренировке интеллектуальных способностей, в "оттачивании ума"
ребенка или подростка. Точную оценку уровня интеллектуального развития
вашего сына или дочери лучше поручить специалисту - детскому психологу.
|