<<< Начальная школа <<<
Подготовка к школе
Скоро в школу, или Кризис семи лет
Рекомендуем
родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными
развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru.
Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь
методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На
этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления,
речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно
посетите специальный раздел сайта "Подготовка
к школе игры".
|
|
В
семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная
причина нового кризиса - развивающие возможности игры ребенком исчерпаны.
Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием
мальчиков и девочек - она была стимулом и условием их развития. Через
игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали
свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением.
Но рано или поздно наступает момент, когда персонажи и роли, игрушки
и воображаемые ситуации уже не могут полностью удовлетворить потребность
6-7-летнего ребенка в познании окружающего мира. У ребенка возникает
новая потребность узнать неявную, скрытую причину явлений и событий,
научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков.
Кирилл пришел из детского сада грустный.
На вопросы "Что болит?", "Кто обидел?" ответил
неопределенной гримасой и ушел в свою комнату. Потрогал несколько
игрушек, взял в руки коробку с пластилином и вдруг, резко ударив ею
по столу, тихо, но отчетливо произнес: "Нет, так больше нельзя!
Все игрушки да игрушки, пластилин да пластилин... Скучно!"
Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, нового уровня
отношений.
Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает
способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной
для ребенка ролью становится статус ученика.
Придя 1 сентября из
школы, Даша гордо произнесла: "Наконец-то я стала человеком!"
На бабушкин вопрос "А до этого, что же, человеком не была?"
ответила гримасой, выражающей величайшее презрение ко всей прежней
жизни.
Учение олицетворяет для ребенка новый, взрослый образ жизни. В
то же время стремление стать школьником далеко не всегда связано
с желанием и умением учиться. Школа привлекает многих детей, прежде
всего, внешними атрибутами - портфель, тетрадки, перемены, отметки.
В таком случае школа остается игрой, игрой во взрослость.
У детей может возникнуть негативизм, отрицательное отношение к своему
еще вчерашнему прошлому. Мальчишки и девчонки с иронией относятся
к тому, что совсем недавно они были маленькими и беспомощными. Это
отношение распространяется на одежду, которую они носили, на старые
игрушки и книжки. Дети смеются над тем, что занятия с пирамидками
и кубиками, куклами и машинками доставляли им явное удовольствие.
Игрушки, которые два-три года назад вызывали восторг и восхищение,
теперь вызывают у них лишь скептическое удивление.
Средством преодоления кризиса семи лет может стать создание условий
для начала освоения ребенком первых теоретических знаний: азбуки,
письма и счета. В период кризиса формируется и готовность к школьному
обучению.
Готовность к школе - это не только желание,
но еще и умение учиться.
- Теперь сядьте, положите руки перед собой.
Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела.- Мы займемся
арифметикой... У вас в кармане два яблока...
Буратино хитро подмигнул:
- Врете, ни одного...
- Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим,
что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько
у вас осталось яблок?
- Два.
- Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился - так здорово подумал.
- Два...
- Почему?
- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
- У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением
сказала девочка.
(А. Н. Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино")
Кроме желания стать школьником для успешной учебы важно объяснить
ребенку, чему и для чего он учится. Без понимания этого дети не
смогут стать учениками в полном смысле этого слова.
Семилетнему ребенку-дошкольнику дали задание:
"Сколько всего слов в предложении и назови каждое слово".
Задание несложное, но малышу еще предстоит научиться понимать задание,
он не знает, о чем спросили и как отвечать на вопросы взрослого.
- Мальчик ест суп. - Какое первое слово я тебе сказала?
- Мальчик ест суп.
- Какое второе слово я сказала?
- Мальчик ест кашу.
- Какое третье слово?
- Мальчик ест компот.
- Сколько всего слов?
- Три.
Попытки родителей приобщить своих детей к научно-теоретическим знаниям
- как можно раньше научить составлять слоги и слова, читать и писать,
выполнять арифметические действия - заканчиваются неудачей именно
потому, что еще не закончился кризис конца дошкольного детства.
Ребята охотно играют кубиками с буквами и цифрами, с огромным любопытством
рассматривают книжки, но только картинки в азбуках для маленьких,
быстро устают и бегут играть. А попытки взрослых заставить малышей
учиться ведут к упрямству и капризам.
Карлсон:
- Я лучший в мире специалист по сложению.
Малыш рассмеялся.
- Сейчас проверим, - сказал он. - Ты согласен?
Карлсон кивнул.
- Приступай.
И Малыш приступил.
- Вот мама дает тебе, допустим, три яблока...
- Я скажу ей спасибо.
- Не перебивай меня, - сказал Малыш. - Если ты получишь три
яблока от мамы, и два от папы, и два от Боссе, и три от Бетан, и
одно от меня...
Докончить ему не удалось, потому что Карлсон погрозил ему пальцем.
- Так я и знал! - сказал он. - Я всегда знал, что ты самый
жадный в семье, а это что-нибудь да значит!.. Вот если бы ты дал
мне большой пакет, я быстро развернул бы его, а там кило яблок,
и две груши, и горсть таких мелких желтых слив, знаешь?
- Перестань, - сказал Малыш. - Я же говорю про яблоки для примера,
чтобы научить тебя сложению. Так вот, ты получил одно яблоко от
мамы...
- Постой, - сердито закричал Карлсон, - я так не играю!
А куда она дела те два яблока, которые только что собиралась мне
дать?
Малыш фыркнул.
- Думаешь, я не понимаю, в чем дело? Мама стащила у меня два яблока,
как только я отвернулся.
(А. Линдгрен "Карлсон, который живет на крыше, проказничает
опять")
Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать
задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут
стать существенным тормозом в учебной деятельности.
И только совпадение по срокам систематического
обучения наукам в школе или дома с кризисом 6 - 7 лет - моментом,
когда игра исчерпывает свои развивающие возможности и на смену ей
приходит желание ребенка учиться и узнавать новое, приходит интерес
к внешнему миру и готовность к обучению - будет способствовать тому,
что учеба станет интересной, даст стойкие положительные результаты.
Для успешной учебы ребенок должен не только понимать, чему и для
чего он учится. Он должен хотеть учиться, чтобы узнавать новое.
Вот важный шаг на пути к успешной учебе.
В этом возрасте расширяется жизненное пространство ребенка. В общении
со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными
или бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой,
жизнью в других странах, происхождением планет и природных явлений.
Это примеры расширения сферы интересов ребенка.
Новые знания появляются в результате общения с новым кругом взрослых
- воспитатели, руководители кружков, врачи, продавцы, соседи, знакомые
папы и мамы. Ребенок учится "как себя вести" в каждой
ситуации. Происходит структурирование внутренней жизни ребенка,
утрачивается детская непосредственность.
Появление у ребенка внутреннего мира сопряжено с появлением внутренних
переживаний - радости, обиды, огорчения - и знания, что он их переживает:
"я радуюсь", "я огорчен", "я сердит".
"Я могу быть разным", - понимает ребенок и может сам создать
себе какое-то состояние или цель: "Подкрадусь на цыпочках",
"Рассержусь", "Напугаю", "Давайте веселиться",
"Притворюсь". Во время кризиса семи лет собирается материал
для построения собственного "Я": ребенок уже может "захотеть
и не заплакать", "не бояться", "попросить",
"захотеть и понять, потом выучить", "не плакать и
не кричать, а просто сказать".
Появляется новое звено между желанием что-то сделать и делом, а
именно возможность оценить будущий поступок. Ребенок размышляет,
прежде чем что-то сделать.
В период кризиса семи лет впервые возникает обобщение переживаний,
или "логика чувств". Иными словами, ребенок начинает понимать
причинно-следственные связи.
Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, желание быть успешным
возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания
и осмысления своих переживаний.
"Мама, а если ребенок очень хочет учиться, знает буквы и умеет
считать, он сможет стать отличником, когда пойдет в школу?"
- такой положительный образ самого себя будет способствовать стремлению
учиться, получать знания и положительную оценку за свой труд.
Но бывает и по-другому: "Ничего не умею", "Никогда
ничего не получится", "Я уже все и так умею, все равно
ничему в школе не научусь". Такой негативный образ самого себя,
сформированный еще только на пороге школы и не без "влияния
и помощи" взрослых, ведет к недостатку самодоверия, к снижению
успеваемости. А неуспехи и неудачи ребенка влияют на его самооценку
и на понимание себя. Нужно еще до школы приложить все силы для того,
чтобы этот порочный круг не замкнулся. Дайте ребенку возможность
почувствовать успех, хвалите - это придаст ему силы, даст веру в
себя: "Трудно, но я смогу".
Если вы заметите, что ребенок охладел к играм и забавам, дайте ему
книги, тем самым вы дадите ему толчок к дальнейшему развитию. Теперь
оно будет направлено на получение новых знаний и на умение контролировать
свое поведение. Ребенок вновь обретет желание подчиняться взрослым,
слушаться их, но теперь в новой ситуации - в учебной деятельности.
Непререкаемым авторитетом будет тот человек, который поможет малышу
войти в мир знаний.
Автор: Ольга Шелопухо
Другие публикации на тему данной статьи:
- От дошкольника
к младшему школьнику: кризис 7 лет
- От игры к учебе,
или кризис 6-7 лет
- Что такое школьная
зрелость?
- О социальной
готовности ребенка к школе
- Психологическая
готовность ребенка к школе
- Подготовка ребенка
к школе: полезные советы |