Тревожно-мнительное воспитание.
нажми для закрытия
поделки

меню Главная Дошкольник Воспитание детей

Тревожно-мнительное воспитание

<<< Воспитание детей

Краткое содержание: Статьи по детской психологии. Тревожные родители. Тревожно-мнительное воспитание.

воспитание ребенка, тревожность

Ничто так сильно не терзает душу родителей, как страх за своего ребенка. Это чувство может проявляться по-разному. Мама на протяжении трех лет была неразлучна со своим малышом, привыкла вместе с ним засыпать и просыпаться, гулять, играть, научилась одновременно делать домашние дела и занимать ребенка. И вот принято решение отдать ребенка в детский сад. Мама тешит себя надеждами, что наконец-то без суеты может сделать что-то дома, спокойно пройтись по магазинам, заняться собой. Но вместо ожидаемого облегчения вдруг замечает, что не способна отдохнуть и расслабиться, все валится из рук и мысли только о ребенке: "Как он там? Не плачет? Все ли съел? Не забыли ли воспитатели надеть на прогулку шарфик?.." Тревога зачастую рушит все мамины планы, и она бежит в садик узнать, все ли в порядке, наблюдает издалека, как ребенок гуляет и, вконец измучившись, забирает свое чадо домой раньше, чем намечала.

Подобное состояние часто встречается у родителей, дети которых впервые идут в садик, в новую школу, едут в лагерь или на дачу, ложатся в больницу или просто уезжают погостить. Это естественная тревога, обусловленная ситуацией, переживаниями за ребенка, нарушением привычного образа жизни. Почти все родители переживают подобное, но со временем тревога проходит, страх за ребенка исчезает или возникает редко. Жизнь входит в свою колею, родители все больше переключают внимание на свою собственную жизнь, заботы и все реже вспоминают о ребенке, уверенные, что с ним все в порядке. Но бывает и по-другому.

Страх за ребенка рождается вместе с его появлением на свет, а иногда даже и раньше. Страх и любовь сливаются воедино, тревожные мысли одолевают постоянно, даже когда нет никакой угрозы жизни, здоровью и благополучию малыша. С ребенка не спускают глаз, даже когда он уже подрос и может обходиться без этого. Обычные заболевания в таких семьях вызывают панику. Участковые врачи хорошо знают этих родителей и не удивляются постоянным вызовам на дом, в том числе и скорой помощи, когда у ребенка всего лишь немного поднялась температура. Заботой семьи может стать аппетит ребенка и его стул, особенности поведения и развития, характер и привычки. Очень часто такие мамы обращаются к специалистам с вопросом: "А это нормально, с ним все в порядке?" Пятилетнего ребенка обследовали в гастроцентре по поводу плохого аппетита, со слов мамы, которая высчитывала ежедневно количество съеденных сыном калорий и соотношение белков, жиров и углеводов. Мальчик выглядел рослым, активным и вполне здоровым, хотя мамина тревога отразилась на его психическом состоянии.

Особую тревогу вызывает посещение детского сада, если вообще родители на это решаются.

Антон - единственный ребенок в семье. Судя по возрасту родителей, очень долгожданный и желанный. В детский сад его привели в пять лет, чтобы подготовить к школе и дать возможность пообщаться со сверстниками. Каждое утро в раздевалке можно было наблюдать одну и ту же картину: Антон стоит крепко обнявшись с мамой, что-то шепчет ей на ухо, она отвечает, нежно поглаживая его и целуя. В группе Антон с трудом сдерживал слезы, иногда оживлялся, увлекаясь игрой, но ненадолго. На занятиях мальчик блистал глубокими знаниями и показывал высокий уровень интеллектуального развития. Было видно, что родители много занимаются с сыном. 

Вскоре Антоша начал болеть. Мама не обвиняла детский сад, только горестно вздыхала: "Он у нас такой слабенький". Но оказалось, что никаких серьезных заболеваний у мальчика нет: все, чем он переболел за пять лет своей жизни, - ОРЗ и пара ушибов ("...купили велосипед и после этого случая спрятали в кладовку"). Но мама была уверена, что мальчик болен, ее затея с детским садом была ошибкой, надо бросать работу и сидеть с сыном дома. Как это ни странно звучит, но мама неосознанно радовалась новым признакам болезни сына. Возможность быть вместе, видеть постоянно своего ребенка, заботиться о нем - все это облегчало огромную материнскую тревогу.

Мама призналась, что навязчивая мысль о потере ребенка преследует ее очень давно. Очень долго женщина лечилась от бесплодия, и в конце концов идея иметь ребенка стала смыслом жизни. Она добилась своего, но на смену радости пришла тревога, которая усиливалась всякий раз, когда мама разлучалась с сыном. Отец Антона, в силу эмоциональной сдержанности, скрывает свою тревогу, но она проявляется в виде вспышек агрессивности, когда ему кажется, что с сыном поступили несправедливо.

Родители, которые воспринимают окружающий мир как враждебный и полный сложностей, стремятся подготовить своего ребенка к "тяготам жизни". Его рано начинают обучать чему-либо (иностранному языку, музыке), досконально готовят к поступлению в школу, и все это делается для того, чтобы обезопасить будущее ребенка, дать ему преимущество в борьбе за жизнь. Иногда в ожидании предстоящих трудностей они не замечают, как наносят вред ребенку сами уже сейчас.

Мама во что бы то ни стало хотела, чтобы ребенок поступил в гимназию с усложненной программой. Объясняла она свое желание так: "После окончания этой школы больше шансов поступить в институт и избежать армии". При этом сына постоянно пугали тяготами армейской жизни и мягко, но очень настойчиво заставляли ежедневно подолгу заниматься. Запугивания мамы и большая нагрузка оказались непосильными для психики мальчика, у него нарушился сон, по ночам снились кошмары, в которых дядьки в военной форме заставляли его есть ужасную еду. Позже появились навязчивые движения, суетливость и приступы паники.

Причиной тревожного типа воспитания может быть прародительская семья, в которой подобным образом воспитывали девочку (чаще тревожность передается по женской линии). В этом случае тревожная мать просто переносит в свою семью методы воспитания, взгляды, поведение, которые усвоила с детства. Вероятно, что ее страхи связаны не только с ребенком. Она, к примеру, может бояться своего начальника, стихийных бедствий, воров, заразных заболеваний... Если говорить о более глубоких корнях этого состояния, то в основе лежит страх смерти, который зародился в детстве и не был нейтрализован оптимистическим выходом.

К описанным вариантам поведения можно добавить мнительность и подозрительность. Не имея на то никаких оснований, женщина не отпускает своего ребенка на улицу, из-за того что его может украсть маньяк. Особенно тяжело приходится ребенку, если под одной крышей с семьей живет такая же тревожная бабушка.

Другая причина - трагедия в семье, смерть близкого человека, несчастный случай. Столкнувшись один раз с сильной болью, человек всеми силами будет пытаться избежать чего-то подобного, зачастую понимая неразумность своего поведения, но не в силах его поменять.

Более тревожную в отношении своего ребенка мать, чем Наталья, кажется, невозможно представить. Она не спускает глаз со своей дочери, они повсюду вместе, как две сверстницы-подружки. Шестилетняя Кристина не ходит в детский сад. Несколько раз в неделю мама водит ее на различные кружки, но при этом никуда не отлучается, ждет дочь под дверью или просит разрешения педагогов присутствовать на занятии. Во время прогулки Кристине очень многое не позволяется. В список запретов включены качели, горки, велосипед и различные игры с бегом, лазаньем, прыжками. Обычно девочка копается с малышами в песочнице или сидит рядом с мамой на скамеечке.

Мама очень тепло одевает свою дочь: колготки и берет надеты даже в теплую, солнечную погоду. А еще Кристину очень часто водят в поликлинику. Она стоит на учете у очень многих специалистов, ее наблюдают, обследуют, пролечивают. На самом деле девочка так больна или так "выгодно" ее маме? Все дело в том, что много лет назад ребенок попал в больницу, и ее несколько недель спасали от перитонита. Можно только догадываться, что пережила мать, пока ее дочь находилась между жизнью и смертью. Все обошлось, девочка этого случая даже не помнит, а вот на маму он подействовал очень тяжело, и время не стерло в памяти переживания.

Застенчивый Димка

Ситуация:

- Евгения Александровна, у нас ЧП! Прорвало трубы! Не могли бы вы забрать Диму...
- Ой, конечно!
- ...и еще шесть ребятишек - совсем некуда девать: родители придут не раньше пяти, а сейчас только полтретьего. 

Евгения обвела глазами пространство своей небольшой двухкомнатной квартиры: в комнате справа - ремонт, туда детей ну никак нельзя пускать, комната слева до потолка заставлена вещами. Холодильник пустой, а детвора осталась без полдника. Но главное - Димка. До трех с половиной лет он в детсад не ходил, сидел дома с бабушкой. Потом отдали, да не повезло с воспитательницей - часто кричала, а Димка такой застенчивый.

После переезда в другой город прошло всего полтора месяца. В садике Димке не понравилось. Нет, воспитательница вроде бы ничего, только вот ребятишки подобрались непоседы - "шумные они все".

...Построив ребятишек парами, Женя в ближайшем "Хлебном" купила теста и карамели.
- Я буду директором пекарни, Дима - шеф-поваром, а вы - кулинарами.

Ребятишки с восторгом приняли условия игры. Помыли руки, надели фартуки - импровизированные и настоящие, - и работа закипела. Дело нашлось каждому. Димка рассказывал, как готовится "Дружная семейка", помогал справиться с непослушным тестом тем, у кого не получалось.

...Чай пили с румяным пирогом: такого вкусного не ели еще ни разу! Димка на правах хозяина - от обычной застенчивости не осталось и следа! - отламывал новым друзьям добавку. Вдруг предложил:
- Ой, а давайте оставим кусочек Антонине Макаровне!

....Утром Женя проснулась оттого, что кто-то теребил ее за плечо.
- Мам, вставай скорее! Я хочу прийти в садик первым!

Комментарий:

Среди многих положительных качеств есть одно, которое является основополагающим для успешности. Это чувство ответственности, состояние понимания, осознания уверенности. Чувство ответственности организует и взрослых и детей. Именно степень ответственности как за себя, так и за свое дело, за своих близких отражает степень зрелости человека.

Есть такая ответственность и у малыша. Она заключается в том, что он чувствует себя нужным, важным, значимым, полезным взрослым. Полезным тем, для кого он значим. Однажды испытав подобное состояние, ребенок уже всегда будет стремиться его испытать. Если сомневаетесь - проверьте. Поручите ребенку сделать что-нибудь посильное для него, но действительно важное для вас. Например, разложить пирог по тарелкам для гостей. А потом похвалите его. Эффект не заставит себя ждать.

В данной ситуации произошло нечто подобное. Каждый ребенок получил свою роль и конкретную ответственность: директор пекарни, шеф-повар, кулинар. Более того, все это происходило в игровой форме - совершенно естественной для ребенка этого возраста. Поэтому и успех пришел сразу.

Тревожный тип воспитания можно наблюдать в семьях, где растет единственный, долгожданный, болезненный ребенок. Где заканчивается грань заботы и разумной подстраховки и начинается перестраховка, основанная на страхах и мнительности? Ведь трагические случаи с детьми действительно случаются, и многие родители обвиняют себя в том, что относились ко всему слишком беззаботно. Ребенок по недосмотру родителей выскочил на улицу без куртки и потом долго и тяжело болел воспалением легких, другой связался со старшими ребятами и стал токсикоманом... Это, как вы понимаете, еще не самое страшное.

Но, как показывает практика, опекаемые дети тревожных родителей не реже, а, может быть, даже чаще своих сверстников становятся жертвами несчастных случаев и трагедий. Обусловлено это тем, что чрезмерная родительская опека делает их очень чувствительными к любому воздействию, физиологическому или психологическому. Рано или поздно ребенок все равно будет вынужден оторваться от мамы, и тут скажется вся его неподготовленность к жизни. Кроме того, мамины установки на жизнь очень рано начинают приниматься ребенком как истина: раз мама за него боится, значит, действительно должно что-то произойти. У него тоже возникнут свои страхи, может быть, не такие, как у мамы, а детские: вампиров, страшных снов, взрослых парней, наказаний - все, как и у других детей, но протекать они будут тяжело и с возрастом не исчезнут, а обретут новую форму.

В поведении такой ребенок проявляет робость и подозрительность, неохотно идет на контакт с новыми людьми, имеет, как правило, одного-двух друзей и не стремится знакомиться, общаться. Страхи вытесняют присущую детям любознательность, открытость. Как крайний вариант - невротическое состояние, которое переходит в невроз. Навязчивые движения или мысли, нарушения сна или ритуалы, которые появились в поведении ребенка, - верный признак того, что надо проанализировать все происходящее и обратиться за помощью. Девочка так боялась, что ее мама заболеет и умрет, что любое недомогание матери вызывало у нее панику. В конце концов она придумала такой ритуал - каждое утро перед уходом в садик она десять раз застегивала и расстегивала пуговицу на маминой одежде и после этого немного успокаивалась. Истерзанный страхами ребенок нашел способ самоуспокоения, но ясно, что это не решение проблемы.

Но бывает и по-другому. Ребенок очень рано начинает протестовать против попыток родителей оградить его от чего-то и становится упрямо-бесстрашным. Этот вариант еще больше изматывает тревожных родителей, и методы воспитания меняются: вместо опеки появляется строгий контроль, вводится жесткая система запретов, вслед за которой идет наказание, - в общем, начинается война "кто кого". Ребенок как будто кричит родителям: "Любить и бояться - это не одно и то же! Любите меня как-нибудь по-другому..."

Здесь описаны варианты тревожного типа воспитания в их крайних проявлениям, в чистом виде. Подобное встречается не часто, но вот склонность к такому отношению к ребенку и, соответственно, поведению можно наблюдать во многих семьях.

Рекомендации родителям

1. Проанализируйте корни своей тревожности. Если этот тип воспитания достался вам по наследству, вспомните, как поступали в отношении вас родители, когда вы были ребенком. В чем выражалась их тревожность? Воскресите в памяти свои детские воспоминания - мысли, чувства, поступки. Возможно, вам припомнится какой-нибудь случай, который породил устойчивый страх.

Одна взрослая женщина вспомнила, как все свое детство боялась смерти бабушки. Родители нашли очень удобный способ контроля над дочерью - всякий раз, когда девочка совершала какой-нибудь проступок, ей с укором говорили: "Ты заставила бабушку волноваться! Ты же знаешь, что у нее больное сердце..." Когда к бабушке вызвали скорую помощь, девочка с ужасом думала, что во всем виновата она. Как результат - родители имели послушную дочку, привязанную к дому, искренне любящую своих близких. Но лишь сейчас, став взрослой, женщина понимает, каким нервным и запуганным ребенком она была и как это отразилось на всей ее дальнейшей жизни и воспитании собственных детей. Во время беседы она в сердцах воскликнула: "Моя бабушка до сих пор жива, а я теперь панически боюсь за своих сыновей и испытываю огромное чувство вины за все, что с ними происходит".

Проведите параллели между тем, как воспитывали вас и как воспитываете вы. Возможно, найдется много общего. Если ваша тревожность за детей слишком высока, возможно, стоит обратиться за помощью. Очень хорошо, если вы сможете найти грамотного и располагающего к себе психолога. Если такой возможности нет, то просто поговорите с человеком, которому доверяете. Это должен быть взрослый человек, не столько по возрасту, сколько по степени зрелости, ведь страх на самом деле испытывает тот маленький ребенок, который находится внутри вас, тот ребенок, которым вы были много лет назад.

2. Если ваша тревожность связана с каким-либо трагическим случаем, необходимо мысленно вернуться к тем переживаниям, даже если они приносят сильную боль. Возможно, когда это случилось, вы что-то себе не позволили или, наоборот, сделали что-то не то и до сих пор мучаетесь чувством вины.

Женщина, у которой погиб муж, перенесла эту трагедию очень мужественно, почти не плакала, заставила себя много работать, объясняя, что она теперь кормилец семьи. Но возникла непреодолимая тревога в отношении детей, которая по мере их взросления и самостоятельности усиливалась. Свои страхи она тщательно скрывала, маскируя под строгие требования и дисциплину. Тема смерти отца в семье была закрытой. И только после того как мать достала спрятанные фотографии и позволила себе разрыдаться, пришло облегчение и спокойствие. Она показала детям свои истинные чувства, и они, вопреки ожиданиям, не испугались слез матери, а отнеслись к ней с нежностью и вниманием.

3. Проанализируйте свои страхи в отношении детей. Вы можете составить список своих опасений. Возможно, их очень непросто будет сформулировать или сама эта процедура вызовет страх. Но этот процесс очень ценен сам по себе, он способствует снятию внутреннего напряжения. Кроме того, вы сможете проанализировать и критически оценить свои страхи. С этой же целью можно развернуть диалог типа: "Я боюсь..." и "Мне не стоит бояться, потому что..." Проговорите его, поочередно пересаживаясь с одного стула на другой. Возможно, вы это уже когда-то проделывали в своей голове, но очень важно вынести эту нагрузку, услышать свой голос и свои аргументы за и против.

4. Задумайтесь о том, из чего состоит ваша жизнь, что в ней является для вас ценным и важным, на что вы тратите силы и время. Это можно сделать графически, начертив круг и разделив его на секторы: "работа", "хобби", "подруги", "ребенок", "здоровье" и т. д. После этого определите, сколько процентов приходится на каждый кусочек этого пирога. Возможно, сектор "ребенок" оказался намного объемней, чем другие. А что бы вы хотели? Заняться наконец аэробикой, сшить новое платье, выучить иностранный язык? Наверное, найдется много дел, которые "хочу, но не могу". Не стоит все свое бездействие объяснять тем, что у вас ребенок и ему нужна ваша забота и внимание. Может быть, всем, в том числе и ребенку, будет лучше, если его родители перестанут чувствовать себя жертвами, научившись воплощать задуманное и добиваться чего-либо. Кроме того, тревожные мысли и чувства возникают в тот момент, когда человек ничем не занят или его деятельность монотонна и неинтересна. Как только вы займетесь любимым делом, все страхи растворятся как дым.

5. Следите за своей речью. Как часто вы произносите: "Я боюсь...", "Опасаюсь, что...", "Не дай бог...", "Какой ужас!.." - и, обращаясь к детям: "Не смей, иначе...", "Ты напугал маму...", запугиваете, стремясь взять под
контроль его поведение? Есть очень мудрое правило: "Не произноси того, что не хочешь, чтобы на самом деле произошло". Послушайте, что говорят своим маленьким детям родители на детской площадке: "Не ходи туда, там тебя дядька схватит", "Не бери в рот, заболеешь", "Не подходи к собаке, укусит" и даже "Не лезь на горку, так можно позвоночник сломать". Вы не верите, что мы все это произносим? Послушайте сами и вдумайтесь в смысл происходящего.

6. Если все, что здесь описано, не про вас, но при этом ваш ребенок робок, пуглив, тревожен, спросите какого-либо близкого человека: "Что я делаю такого, из-за чего мой малыш всего боится?" Пусть человек, который хорошо вас знает, расскажет о своих наблюдениях со стороны. Чувство тревоги зачастую проявляется и не осознается. Строгий, авторитарный отец, требующий неукоснительной дисциплины, на самом деле может не отдавать себе отчет в том, что он очень тревожный и находится под влиянием страхов за своих детей. Через агрессию он снимает напряжение, но своим поведением порождает враждебность и чувство беспомощности у детей.

Работа с собственной тревожностью сложна, и не стоит ждать моментальных результатов. Но если у вас есть желание пусть не избавиться, но сделать не столь сильным страх за ребенка и вы готовы приложить к этому силы, то со временем начнете замечать, что вам это удается.

Автор: И.В. Шевцова

Другие публикации по теме данной статьи:

   - Когда родительская любовь заходит слишком далеко

   - Пять тактик семейного воспитания

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?