Развитие речи и сенсомоторная коррекция
нажми для закрытия
поделки

меню Главная Развитие речи

Развитие речи и сенсомоторная коррекция

Краткое содержание: Развитие речи. Задержка речевого развития. Нарушение речевого развития. Игры для развития речи у детей.

развитие речи

В наши дни у детей все чаще встречаются задержка или различные нарушения речевого развития. Ребенок 3 лет, который молчит, или ребенок 4 лет, у которого "каша во рту". Сейчас этим никого не удивишь. Логопеды и дефектологи, которые проводят занятия по развитию речи у таких детей, основное внимание уделяют артикуляционной и пальчиковой гимнастике, развитию фонематического слуха. Авторы книги "Педагогика, изменяющая мозг" О.И. Ефимов (невролог) и В.Л. Ефимова (логопед) пишут о том, что такой подход к проблеме развития речи у детей является поверхностным. Авторы упоминают о том, что не смотря на то, что появившийся на свет ребенок имеет мозг, у которого есть все структуры, что и взрослого человека, многие из этих структур еще неактивны. Мозг ребенка окончательно дозревает и становится взрослым только к 18-20 годам, у некоторых даже ближе к 30.

У маленького ребенка ведущую роль играет не кора головного мозга, а подкорковые структуры. В своем развитии каждый ребенок должен пройти определенные стадии развития (сенсорную, моторную) интеллекта, чтобы эти отделы мозга правильно сформировались. Нарушения развития на этапе сенсомоторной интеграции могут приводить к проблемам в будущем, т.к сенсомоторная интеграция является основой для любого обучения. Авторы книги пишут о том, что упраженения и игры, направленные на развитие вестибулярного аппарата, общей моторики и восприятия эффективны при работе с детьми, имеющими нарушения или задержку речевого развития.

Ниже мы приводим список этих, на первый взгляд, несерьезных игр, которые могут оказывать серьезное влияние на развитие нервной системы ребенка.

Игры на развитие общей моторики, чувства ритма и чувства равновесия

1. Играть в мяч - подходят любые игры, где нужно бросать, ловить, отбивать мяч рукой или ногой.
2. Переворачивать ребенка вверх тормашками и держать за ноги, размахивая им в воздухе.
3. Крутить ребенка, держа его за руки.
4. С малышами - подбрасывать на коленях: "По кочкам, по кочкам, в ямку - бух!"
5. Игры по принципу "Замри - отомри". Например, бегать и кривляться, пока не прозвучит команда "замри". После этого замереть и не двигаться до команды "отомри".
6. Любые варианты игр, где есть команды "старт" и "стоп". Например, бежать наперегонки до угла дома: "На старт, внимание, марш!"
7. Размазывать ладонями пену для бритья по какой-нибудь поверхности.
8. Хлопать ладонями мыльные пузыри.
9. Прыгать через скакалку.
10. Строить "шалаши" из стульев, одеял, подушек и т. д. и сидеть в них.
11. Проползать через тоннель, сделанный из стульев.
12. Заворачивать ребенка в одеяло, как рулет.
13. Игры на реакцию, когда нужно шлепнуть ладонью по ладони партнера до того, как он отдернет руку.
14. "Камень, ножницы, бумага".
15. Стоять как аист на одной ноге (кто дольше простоит).
16. Играть с воздушными шарами (подбрасывать, ловить, перебрасывать через забор и т. д.)
17. Качаться на качелях (гамак тоже подойдет), каруселях, прыгать на батуте
18. Лепить снеговиков, играть в снежки, валяться в снегу.
19. Тренировать основные локомоторные навыки: ходьбу, бег, прыжки, перепрыгивание, боковые приставные шаги.
20. Крутить ребенка в офисном кресле.
21. Ходить как канатоходец по какой-нибудь узкой и длинной поверхности типа гимнастической скамейки или бревна. Можно сделать дома на полу дорожку из скотча и ходить по ней, как по узкому мостику над пропасть.
22. Кататься на велосипеде. Велосипед может быть любой: здесь важно, чтобы были педали, на которые нужно нажимать ногами по очереди. Важно, что ноги при этом отрываются от земли. Поэтому детский автомобиль на аккумуляторных батарейках, который приводится в движение пультом или кнопкой, не может заменить самый обычный велосипед.
23. Считалки - ритмичное произнесение текста в сочетании с движением руки.
24. Стихи с движениями.
25. Хлопать в ладоши в ритм музыки.
26. Ритмично танцевать под музыку, петь.

Игры на развитие восприятия

1. Тактильный мешочек - определять на ощупь, с закрытыми глазами, что лежит в мешочке. Это могут быть мелкие игрушки, орехи, фрукты и т. д.
2. Различать ощущения от прикосновения к коже разных щеток.
3. Игры на различение запахов с закрытыми глазами.
4. Знакомить с разными текстурами: месить тесто, пересыпать крупу, переливать воду.
5. Насыпать фасоль или горох в большую миску и спрятать туда несколько мелких игрушек, потом попросить ребенка найти их.
6. Рисовать пальчиковыми красками.
7. Вибромассаж: электрические зубные щетки, электрические ножные массажеры и т. д.
8. Обычный массаж, особенно полезен массаж воротничковой зоны.
9. "Рисовать" у ребенка на спине буквы или цифры пальцем и просить угадывать их, потом поменяться ролями.
10. Угадывать вкус. Например, с закрытыми глазами съесть кусочек фрукта или овоща и угадать, что это было.
11. Открывать и закрывать банки, шкатулки, кошелечки и т. д. с разными типами крышек и замков.

Тем, кто интересуется вопросами сенсомоторной коррекции, мы может рекомендовать для прочтения также следующие книги:

- Энн Айрес "Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития"
- Улла Кислинг "Сенсорная интеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие"

Материал подготовила: Анна Пономаренко

Другие публикации по теме развитие речи:

- Логопедические занятия онлайн
- Развитие речи у детей. Советы логопеда родителям
- Развитие речи у детей. Статьи для родителей

Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 года). Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта "Сюжетные картинки для развития речи".

развитие речи у детей логопедические игры логопедические упражнения

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?