нажми для закрытия
поделки

меню Главная Статьи по детской психологии Детские игры и игрушки

Развивающая функция детских игрушек

Краткое содержание: Какой должна быть полезная детская игрушка. Развивающая функция детских игрушек. Какие игрушки покупать ребенку? Игрушки должны давать толчок для творческой фантазии детей.

Развивающая игрушка

Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно более игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают тем доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов. Дети всем играют: органами своего тела, предметами обстановки, игрушками, для них вся Вселенная на первых порах есть бесчисленное множество игрушек. Орудия их игр должны быть послушны им, должны быть податливы, гибки и превращаться во все, во что нужно, по требованиям игры.

Игрушки очень сложные и дорогие стесняют детей, сковывают их фантазию, предопределяя детскую игру. Игрушка сделана для известной игры, и ее не всегда легко бывает употреблять и в других играх, ей не предназначавшихся и, может быть, не свойственных. А между тем настроения детей изменчивы, желания быстро переходят с предмета на предмет, мысли скачут, как физически скачут здоровые дети. Что тут делать с такой игрушкой, которая дозволяет только известную игру и не превращается во все по желанию? Она на первых порах может очаровать дитя своей замысловатостью, но скоро дети ее забросят и вернутся к своим простым, незатейливым игрушкам, с которыми можно делать что угодно.

Поэтому не нужно давать детям много игрушек, особенно сложных, дорогих, - такие игрушки развивают в детях пассивность. Игрушки должны содействовать проявлению деятельной стороны человеческого существа, творчества, самостоятельности, - словом, быть предметом игры, а не развлечения. Игрушки именно должны быть хорошим, гибким материалом для детских игр и время от времени давать толчок для творческой фантазии дитяти. Поэтому хороши игрушки в виде простого материала - бумага, палочки, кубики, глина, воск, а куклы, посуда и пр. настолько удобны, насколько они не стесняют дитя в осуществлении его творческих замыслов, насколько они легко, по требованию глядя, могут превращаться во все, во что придется.

Известно, что нередко дети богатых родителей отчаянно скучают и вяло играют, владея целым магазином игрушек, а дети бедняков при одной-двух игрушках и при разных тряпочках и чурочках очень весело и счастливо проводят свое время. Beселье и счастье заключаются в самом человеке, а не вне его, внешние вещи не могут дать счастья, игрушки самые богатые, затейливые и дорогие не могут дать дитяти способности играть живо и увлекательно, если этой способности у него нет по природе.

Источник: П.Ф. Каптерев "О природе детей". Впервые опубликовано: П.Ф. Каптерев. О детских играх и развлечениях. - С-Пб, 1898 год.

Другие публикации по теме данной статьи:

   - Дошкольный возраст - время играть

   - Игра как показатель развития ребенка

   - Детские игры и игрушки: ответы на актуальные вопросы

   - Все ли игры детей одинаково полезны?

   - Какой должна быть полезная детская игрушка?

   - Детские игрушки: вредные и полезные

   - Выбор игрушек в соответствии с возрастом ребенка

   - Детские игрушки и возраст ребенка

   - Для чего нужны мягкие игрушки?

   - Сокровища наших детей

   - Если сын играет в куклы

   - Если ребенок играет в агрессивные игры

   - Игры ритуального характера, повторяющиеся или странные игры

   - Куча-мала, или о пользе игры-возни

   - О чем может рассказать игра в "дочки-матери"?

   - Какие возможности для развития предоставляет ледяная горка?

   

   

  

   

   

Новейший онлайн букварь

Игровые карточки к букварю

Подготовка к школе

Зимние поделки

Рисунки на тему зима

Валентинки своими руками