В каком возрасте можно обращаться к логопеду?
Nina | Здравствуйте! Моей дочери 3 годика, и она многие звуки произносит неправильно. Меня интересует такой вопрос: не рано ли в этом возрасте обращаться к логопеду? С какого, вообще, возраста рекомендуется начинать ребенку заниматься с логопедом в случае, если у него имеются проблемы с речью? Спасибо! | 2005-07-22   | 20:19:28 |
Адалин | Nina, обращаться с ребенком к логопеду надо не раньше 4 лет. Так как в норме именно к этому возрасту ребенок должен дифференцировать все звуки (т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие), к 4 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто. В 3 года, как в Вашем случае, ребенку даже при нормальном речевом развитии "полагается" произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата. | 2005-07-22   | 20:51:58 |
Валентина | Здравствуйте! Прочитала Ваше сообщение о том, что к 4 годам ребенок в норме уже должен чисто говорить. Моему сыну 5,5 лет, а он все еще многие звуки говорит неправильно, не выговаривает. Обратиться к логопеду у нас, к сожалению, по некоторым причинам нет возможности. Скажите, можно ли родителям самостоятельно помочь ребенку с помощью каких-то логопедических упражнений говорить чисто? И чем опасны неустраненные дефекты речи у ребенка? С уважением, Валентина | 2005-07-26   | 20:19:10 |
Адалин | К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Валентина, если у Вас нет возможности обратиться к логопеду, то Вам могут помочь несколько наших советов: 1. Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук в начале, середине, конце слова, например [C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар. 2. С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р. 3. Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием. Добиться результатов вы сможете только при условии положительных эмоций ребенка. Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них. «Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка. «Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий. «Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт. «Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью. «Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба). 4. Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы. К, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты; с, з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку; ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с]; ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором»; л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка; р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные. 5. Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются). Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно. Попробуйте упражнения: 1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; 3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка. То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенка получился новый звук! 6. На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками. 7. Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь терпения. 8. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим. 9. Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, д –дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писк комара или жужжание жука. Затем – такая игра: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на столе, шишки на сосне» или: Чики-чики-чикалочки, Медведь едет на палочке! Белка на тележке Щелкает орешки. Или стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука». Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития, попавшие в душу, обязательно прорастут. Таков дошкольный возраст – самый восприимчивый. Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно быть в речи шестилетнего ребенка? Он не только обобщает одним словом «овощи» – капусту, картофель, свеклу, – но и самостоятельно перечисляет то, что относится, скажем, к фруктам. При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет и объясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен объяснить различия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он – железный, у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге, картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание, понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждает отрицательных персонажей. Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и отличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способен выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написание нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые слова из трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская при этом чудовищные ошибки; понимает сюжетную связь трех картинок, составляет по ним рассказ, сказку. Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо и радостно. И ваши труды будут вознаграждены сторицей. В этом поможет и восприимчивый возраст вашего ребенка. | 2005-07-26   | 22:32:39 |
Ирина Владимировна | Здравствуйте! Обсуждаемый вопрос очень актуален для родителей. Как логопед, поделюсь практическим опытом. Чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем лучше будет для ребенка. Есть логопеды специализирующиеся на занятиях с маленькими детьми. Конечно, эти занятия не будут по постановке звуков. Хороший специалист очень хорошо знает речевые нормы каждого возрастного этапа, видит сложности каждого ребенка и поможет их решить. В какой-то области проведет своевременную профилактику, где-то не даст закрепиться вредному навыку, где-то исправит стойкое нарушение. Не бойтесь частых занятий. Присутствуйте на каждом занятии, интересуйтесь, задавайте вопросы. Записывайте все упражнения, рекомендации, речевой материал, которые выполняет логопед с вашим ребенком, просите показать еще раз, что бы самим выполнить тоже в его отсутствие. Выполняйте домашние рекомендации специалиста. Это даст более быстрый результат, сократит ваши расходы и поможет наладить контакт с ребенком более тесный и понимающий. Для каждого родителя его ребенок особенный, самый-самый. И очень тяжело бывает признать, что нужна помощь того или иного специалиста. Как часто бывает, мы слышим разговоры на работе, во дворе, от знакомых: ребенок молчал до 3-5 лет, потом сам начал говорить и ни каких проблем не испытывал. Или, а вот я тоже поздно заговорила, но ведь это ни как не сказалось на моем будущем и логопеды нам не нужны..... Что это, заблуждения? Опасные настроения? Или просто попустительство? ..... Для каждого свое. Этапы общего, речевого, психического, моторного развития четкие и должны соответствовать определенному возрасту. Их сложные структуры переплетены между собой. Малейший сбой в одном из параметров может выплыть где угодно, стать причиной задержки другого параметра. На первый взгляд кажущийся незначительным, он может привести в более значительным нарушениям. Обращаться к логопеду необходимо как только вы начали подозревать, что с речью вашего ребенка что-то не так и вас что-то беспокоит. Работу над чистотой звуков можно начинать в любом возрасте. Если 2-3 года помочь ребенку, поиграть с ним в так называемые "дразнилки" - артикуляционная гимнастика, то вы укрепите артикуляционный аппарат, ребенок сам, без помощи логопеда в дальнейшем сможет выговорить звуки. Как только звук закрепляется в речи, на его основе формируется фонематическое восприятие, фонетический слух – залог грамотного письма. А что может сформироваться, если звук искаженные, отсутствует или заменяется другим. Если ребенок не начал говорить в положенном возрасте, не стоит ждать. Чем раньше выявить причину такой задержки, тем быстрее и качественнее вы сможете помочь ребенку. Не бойтесь обращаться к врачам или логопедам. Уважаемые родители, не ждите 3-х лет пока появиться первое слово, или 5 лет пока все звуки сами собой сформируются, а потом до школы остается один год и все проблемы решить за такой маленький временной промежуток невозможно..... Если видите проблему ищите логопеда, не понравился специалист в поликлинике, ищете частного, спрашивайте рекомендации. НЕ УПУСТИТЕ ВРЕМЯ! | 2007-03-04   | 03:26:15 |
Ирина Тимуровна | Здравствуйте. Моему внуку 4,5 года, а многие звуки он произносит неправильно, так что его речь трудно разбирать посторонним людям. Его мать считает, что с логопедом нудно заниматься после 5 лет. Не поздно ли будет? | 2007-11-01   | 19:50:18 |
ВСЕ АРХИВНЫЕ ФОРУМЫ ЦЕНТРА АДАЛИН
Видео - Букварь на YouTube
Новейший онлайн букварь
Валентинки своими руками
Поделки к 23 февраля
Открытки к 23 февраля
Рисунки на тему зима
Аппликации на тему зима
Зимние поделки
Какие возможности предоставляет ледяная горка?