нажми для закрытия
поделки

меню Главная Советы по воспитанию детей

В каком возрасте можно учить малыша алфавиту: техники и правила.

<<< Советы по воспитанию детей

Занятия по развитию речи пора начинать после 1,5 лет. Как научить ребенка буквам, пополнить словарный запас, составлять слоги и фразы, формулировать предложения, узнать помогут рекомендации педагогов дошкольного воспитания и логопедов.

Как выучить буквы с ребенком?

С малышом родители разговаривают с рождения. Как только он начинает фокусировать взгляд на предметах, показывают картинки и учат запоминать названия. Кроха на слух воспринимает слова и постепенно встраивает в речь. Ребенок, не выпускающий изо рта соску, начинает разговаривать позже. Она ограничивает развитие артикуляционного аппарата, усложняет произношение согласных. Малышу после года пустышку дают только при засыпании. Когда он пытается произнести первые слова, учат правильному произношению звуков. Если привыкнет, например, произносить букву «М» как «ЭМ», то при чтении по слогам вместо «мама» будет получаться «Эм-А-Эм-А».

Как правильно обучаться алфавиту?

К двум годам покупают красочную азбуку или пазлы и знакомят с буквами, показывая по одной в день. Сначала он исследует их руками, пробует на вкус, использует как элемент игры, потом понимает назначение. Традиционно начинают уроки с 1 минуты, потом доводят до 3, демонстрируя пазлы несколько раз.

К трем годам уже все малышами болтают, хотя часто коверкают и нечетко произносят слова. Для дикции существует артикуляционная гимнастика. Сворачивание кончика языка трубочкой, подъем к нёбу, дуновения на перышко, имитация лошадки, звуков паровоза легко превратить в веселую игру. В общении избегают упрощений. Если кроха коверкает слова и разговаривает на детском сленге, каждый раз поправляют и называют предметы корректно. Когда урок усвоен, намеренно путают слова и называют предметы неправильно: «Снесла курочка голубое яичко». Ребенок сразу исправит на золотое.

   

Методика изучения гласных

В раннем возрасте научить ребенка азбуке не составляет труда. Уроки начинают с изучения протяжных звуков. Замечено, что плохо выученные Е, Ё, Ю осложняют чтение. Для закрепления педагог Глен Доман придумал метод запоминания через парные гласные: это многократное повторение с добавлением новых звуков на каждом уроке. Благодаря такой технике дети быстро учатся различать парные рифмующиеся звуки. Символы рисуют на бумажных карточках:

На первом уроке нужны А, Я, О, Ё. Карточки складывают стопкой, «рубашкой» к себе, показывают ближнюю А и произносят звук, затем следующую, не задерживая перед глазами дольше доли секунды. Сразу отслеживают реакцию ребенка для определения звука, привлекшего внимание. Поскольку А и О к трем годам почти все дети знают, делают паузу, давая возможность малышу самому произнести звуки. Я и Ё мама быстро проговаривает сама, не требуя повторения. Цель занятия: познакомить с четырьмя гласными и научить правильному произношению.

   

Как учить буквы в играх?

Следующий урок – закрепляющий. Мама по очереди берет карточки и произносит: «Это – А» и т. д., затем приглашает поиграть.

  1. «Ветер». Ребенку объясняют, что буквы красного цвета – большие братья, синего – младшие. Налетевший ветер их перемешал и рассорил. Чтобы они не ругались, нужно перевернутые карточки разложить правильно – парами.
  2. Прятки. Мелкие карточки прячут под большими, тасуют, предлагают угадать, кто где. «Кто спрятался под А? Конечно, Я!»
  3. «Птичка». Водят сверху рукой и приговаривают: «Ворона летела, устала, сверху села передохнуть и неожиданно буковку съела». Накрывают ладонью и спрашивают: «Какую литеру проглотила птичка, Я!».

На занятии № 3 переходят к изучению новых пар. Убирают подальше А-Я, достают Ы-И, добавляют в стопку, следом берут У-Ю. Гласные лежат в таком порядке: О-Е, У-Ю, Ы-И. На следующем занятии ребенок знает уже 4 пары и 6 букв. Для закрепления материала карточки показывают несколько раз в день, предлагают закрепляющие упражнения.

Учим алфавит с ребенком прикладными методами

Игру с буквами-магнитами покупают уже годовалым детям. Они относятся к ним как к игрушкам, по мере взросления следом за взрослым выкладывают слоги. Многим нравятся электронные самообучающие плакаты. Ребенок нажимает на картинку с нарисованной буковкой и слушает песенку или стишок по теме. Детки к 4 годам хорошо знают, что такое азбука. Они сами выкладывают буквы:

Когда пальчики научатся держать ручку, покупают прописи для малышей цифры с графическими упражнениями, готовящими руку к письму.

Занимательные буквы

В 4-5 лет используют наборы для игр в ванной с литерами из пенопласта. Больше всего они подходят для неусидчивых детей с рассеянным вниманием. Во время купания в ванну бросают 3 штуки, проговаривая каждую. В следующий раз к этим трем добавляют новую и просят правильно назвать. За 10–12 процедур малыши учат весь алфавит, затем повторяют с усложнением. Во время игры буквы прячут и просят сказать, какую нужно найти.

Чтобы малыш не скучал, каждый раз придумывают новые задания. Вынуждать учиться грамоте не нужно. Когда неинтересно, ребенок по первым буквам старается угадать слово, не утруждая себя складыванием слогов. Это приводит к коверканью слов и ошибкам.

Как научить алфавиту в 6 лет по букварю?

Это проверенный временем способ обучения грамоте. В магазинах встречаются книги в советской стилистике и в современной адаптации в виде игрушек-развивашек. Значение имеют слова, выбранные для изучения букв. Некоторые буквари напоминают орнитологические справочники, другие изобилуют абстрактными примерами, усложняющими обучение: «Т» – туман, «С» – свет. Такие примеры сложно объяснить малышу. Один из лучших вариантов - это букварь Н. Жуковой. Особенность его в том, что он помогает учить звуки в парных слогах.

   

Педагоги предлагают аккуратно выбирать иллюстрации к картинкам или рисовать мамам. Буква с точным названием предмета увеличивает возможность запоминания с первого раза. Если это звук «О», то рядом рисуют обруч, но не обезьяну, поскольку уши слышат «А». «З» ассоциируется со змеей, «Д» с домом. Чтобы пробудить интерес, картинки для мальчиков и девочек выбирают по увлечениям. Чем лучше развито воображение, тем проще подобрать иллюстрации. За одно игровое занятие малыши запоминают материал на 80%. Выбрать метод, нашедший эмоциональный отклик у малыша, можно только опытным путем.

   

  

   

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Новогодние поделки для детей

Новогодние снежинки своими руками

Новогодние елки своими руками

Новогодние вытынанки на окна

Новогодние шары своими руками

Новогодние поделки из бумаги

Новогодние поделки из шишек

Новогодние поделки и елочные игрушки из соленого теста

Зимние поделки

Зимние рисунки для детей