Дошкольник. Статьи по детской психологии. Воспитание ребенка. Установки, комплексы и воспитание.
нажми для закрытия
поделки

меню Главная Дошкольник Воспитание ребенка

Установки, комплексы и воспитание

Краткое содержание: Воспитание ребенка. Установки, комплексы и воспитание. Неврозы у детей. Комплекс неполноценности

Установки, комплексы и воспитание

Человек произвольно контролирует и осознает лишь малую часть происходящих в его мозгу психических процессов. Большая же их часть сокрыта, неосознаваема и в то же время протекает стремительно, интенсивно, эффективно до гениальности, круглосуточно. Именно из неосознаваемого - озарения творческих людей, периоды вдохновения, когда результаты непрерывной работы неосознаваемой сферы психики вдруг проникают в сознание, т. е. осознаются. Именно из неосознаваемого - интуиция, сверхпроницательность, как и смутная тревожность, настороженность, предчувствия. Неосознаваемая сфера психики бездонна и безгранична, как материя.

Представим себе темную ночь, фонарь на столбе. Освещенный круг под фонарем - сознание, тьма без края - неосознаваемое, но все понимают, что в этой тьме дома, дороги, деревья - жизнь. Если фонарь перенести, освещается часть того, что было сокрыто, но уходит во тьму то, что было освещено ранее. Так и сознание вырывает из неосознаваемого часть его содержимого - часть, которая стала необходимой, важной для сознания, а то, что на данный момент потеряло актуальность, ушло во тьму, в неосознаваемое.

Роль неосознаваемого чрезвычайно важна для приспособления, особенно в экстремальных ситуациях. В таких случаях оно берет на себя управление нашими действиями - и это "автоматические" действия в аварийных ситуациях, например за рулем автомашины.

Все, что мы когда-либо видели, слышали, ощущали, все, что мы говорили, все, что нам говорили, все наши действия и поступки - одним словом, вся наша жизнь фиксирована в неосознаваемом, как фиксирована запись некоего текста на кассете видеомагнитофона. Фиксированное в неосознаваемом никогда не стирается, не исчезает, и при определенных условиях мы способны вспомнить дословно, в цвете, с запахами каждый миг происходившего с нами десятилетия назад, в том числе и в раннем детстве. Это свидетельство мощи и глубины неосознаваемого, и это чрезвычайно важное обстоятельство! Родители должны знать, что каждое слово, сказанное ими ребенку, все пережитое им, все, при чем он присутствовал, а следовательно, все его обиды, унижения, все, что он видел или подсмотрел, живя с родителями, - все навечно неизгладимо запечатлено в его неосознаваемом, откуда воздействует на него, на его поступки, пристрастия, переживания, выбор во всем - воздействует на его судьбу!

Неосознаваемые переживания ребенка отражаются в его творчестве. И например, рисуя семью, дитя отражает свое положение в ней, семейные отношения в целом. Я прошу ребенка нарисовать свою семью. Через несколько минут рисунок готов. Малыш, не задумываясь, сразу рисует, и в этой спонтанности, в том, что он рисует не вдумываясь, - присутствие его неосознаваемых оценок, отношений, переживаний! И если на рисунке ребенок рядом с матерью, а отец отдельно, это может означать, что он не принимает отца, воспринимает его отстраненно, равнодушно или даже враждебно.

У меня на приеме девочка. Она нарисовала себя, маму, бабушку и дедушку. Я спрашиваю: "А где же папа?!" Отвечает: "Не хватило места..." Даю ей большой лист ватмана: "Нарисуй семью..." Рисует. Отца на листе нет. И если листом бумаги ей будет служить само небо, отцу все равно не найдется на нем места! Так получилось в этой семье, что отец есть, но его нет. Формально - он в семье, эмоционально - он чужой.

На листе бумаги семья. Наивный детский рисунок. Но я изучаю этот рисунок со всем тщанием. Ребенок поместил себя в центре, мать и отец по обе стороны от него, все держат друг друга за руки. Над ними солнце. Это крепкая, добрая семья. И все это - неосознаваемо!

Итак, повторяю, абсолютно все, что человек увидел, услышал, пережил, навсегда в его неосознаваемом.

Неосознаваемый жизненный опыт с раннего возраста формирует у человека систему отношений к себе, к другим людям и к жизни! И он может относиться к себе с уважением, с гордостью или с горечью, презрением, самоотрицанием, может быть уверен или не уверен в себе. Он может относиться к другим людям доброжелательно, с доверием, альтруистично или недоверчиво, подозрительно, отрицательно, презрительно, с гордыней. Он может относиться к жизни оптимистично или пессимистично. И речь в данном случае идет не о сознательном, а о бессознательном отношении.

Прижизненно сложившиеся в неосознаваемом представления о чем-то или о ком-то, неосознаваемые пристрастия к чему-то или к кому-то, неосознаваемые оценки чего-то или кого-то - одним словом, неосознаваемая система отношений человека к чему-то или к кому-то, к жизни в целом - это установки! Они, исходя из вышесказанного, неизгладимы, они тем сильнее, чем большая эмоция, чем большее чувство связано с ними. И есть слабые, есть сильные и есть очень сильные установки. Они, установки, влияют, и часто мощно, нередко сильнее натуры и разума, на принятие человеком того или иного решения, на его выбор, на его реагирование, особенно в экстремальных ситуациях, на его пристрастия, на психическое состояние и настроение - одним словом, на его поведение в целом, а в результате на его судьбу. Установки в основном формируются в детстве, они формируются под влиянием жизни, но в основном все же под влиянием родителей. Воспитание - во многом формирование добрых установок! Таким образом, мы подошли к сердцевине проблемы воспитания как воспитания установок.

Установки у ребенка формируются родителями прежде всего путем внушения. При этом, естественно, родители внушают детям собственную систему отношений к себе, к ним, к другим людям и к жизни в самом раннем, в самом внушаемом возрасте. Поэтому родительское внушение - первое и наиболее сильное! Следовательно, большая часть установок, и притом самых сильных, у человека от его родителей! И все мы дважды дети своих родителей - по факту рождения, генетически, и по установкам. Поэтому именно родители ответственны за дурное в своих детях даже в том случае, если позже их детям внушалось зло со стороны. Существует понятие нравственного иммунитета. Об одном говорят: "К нему грязь не пристанет", о другом же: "Свинья грязи везде найдет". И тот, кто своевременно получил прививку нравственного иммунитета, проходит через любые соблазны и отрицательные влияния незапятнанным. Именно к родительским установкам относятся слова "впитал с молоком матери".

До достижения ребенком возраста двух с половиной лет он и его родители нерасторжимы. Критика к словам и действиям родителей отсутствует. Их внушение в этом возрастном периоде непоколебимо. В широко раскрытые глаза, в "большие уши" ребенка вливаются потоки информации и занимают "первые места". Дитя запечатлевает манеры, стиль поведения, речь и смысл произносимого родителями, становится их ребенком как бы второй раз, уже по духу.

В возрасте от двух с половиной до пяти лет, в так называемый период негативизма, внушающее воздействие родителей ослабевает. Ребенок этого возраста полагает, что он могуществен. И он уверенно заявляет: "Я сам, я могу!" Вместе с тем развивающаяся быстрыми темпами речь ребенка и его крепнущие интеллектуальные возможности обусловливают появление способности воспринимать доводы. И если до двух с половиной лет родители только "изрекают", внушая, то с двух с половиной до пяти лет возникают и первые попытки убедить ребенка.

С пяти лет внушаемость вновь усиливается. Ребенок все больше понимает, насколько сложен окружающий мир, начинает осознавать как свою беспомощность, так и могущество родителей. И он вновь крепко держится за руку матери, он вновь максимально внушаем. Такая внушаемость характерна для детей до десяти лет. После десяти лет внушающее воздействие родителей стремительно свертывается.

Есть свои закономерности внушения и внушаемости. До десяти лет ребенок воспринимает внушаемое родителями вне зависимости от их личностного уровня, от их положения в обществе. С десяти лет он воспринимает внушаемое только от авторитетных для него людей. Это касается и родителей. И чем авторитетнее человек для ребенка, тем сильнее его внушающее воздействие! Если, например, отца глубоко уважают все члены семьи и все окружающие, если он многого добился, если он Личность и от него веет силой, уверенностью, интеллектуальной мощью, его уважает и ребенок. Следовательно, такой отец и убеждает и внушает с огромной силой. Таким человеком может быть и дедушка, могут быть и мать и бабушка, любой член семьи, если он авторитетен.

К особенностям внушения относится не только тот, кто внушает, но и как, когда, где происходит чудо внушения установок. Так, внушается как установка только то, что говорится искренне и эмоционально - от всего сердца! Воспринимается, формируя установки, все, что делается искренне, эмоционально, также от души. Все, что исполнено страсти, воспринимается как истинное, полнокровное; все же неискреннее, формальное, назидательное, худосочное отвергается, воспринимается равнодушно. Можно обмануть в том, что от души и что неискренне, самого проницательного взрослого. Однако невозможно обмануть в этом своего ребенка. Самой природой ему дарована интуитивная сверхпроницательность. Ребенок и ухом не поведет на равнодушно-назидательное, лживое, но удивительно восприимчив, когда родители выдадут эмоциональную, искреннюю реакцию на нечто, когда они восхищены или, напротив, во гневе, презирают, ненавидят, враждебны. И ребенок интуитивно улавливает, что это - "по правде!", что вот сейчас заговорили как чувствуют, как думают.

Есть одно важное обстоятельство. Когда человек что-то решает, обдумывает, то чем он умнее, тем в большей степени склонен к сомнениям, поскольку понимает, что ему недоступна вся информация об обсуждаемом, что он может ошибаться и его суждения могут оказаться спорными и даже ложными. Дети интуитивно улавливают эти сомнения и колебания взрослых. Поэтому то, что продумано, воспринимается детьми с сомнением и отнюдь не как непогрешимое. В то же время родители и сами во многом руководствуются установками. Установки же непоколебимы. И то, что в высказываниях родителей от их установок, звучит страстно, убежденно, как непогрешимое! Дети интуитивно улавливают эту страстную убежденность, и вот это-то и воспринимается ими как непогрешимое, формируя их установки. Таким образом, можно сказать, что установки детей - это установки их родителей. Положительны установки родителей на себя, на других людей, на жизнь - стало быть, положительны установки на себя, на других людей, на жизнь и у их детей.

И если родители живут по установкам типа "честны, добры, трудолюбивы, живем по правде только мы, а все остальные - канальи, человек человеку - волк, в жизни все продается и покупается, в жизни - кто смел, тот и съел...", то эти же установки воспримут и их дети.

Установки бескомпромиссны, в них все - только белое или только черное, только - "хорошо" или только - "плохо", только - "наши" или "не наши". Сознание гибко, изворотливо. По установкам, например, соседи - "не наши", "черные", "канальи", но в сознании мысль: они сильны, с ними лучше открыто не враждовать. И, руководствуясь принципами сознания, им улыбаются при встрече, с ними приветливы. Установочно же, неосознаваемо их ненавидят. Идущее от сознания, лживое дети отметают. Они воспринимают то, что от установок. Они ненавидят соседей - и баста. Они еще не способны к лицемерию - и они разбили окно соседей и избили их сына.

Позже, когда вырастут, эти дети также станут лицемерами. Ведь есть общественное мнение, есть общественная мораль, с которой приходится считаться. Завистливы многие, но общественное мнение порицает зависть, и завистливые скрывают это свое чувство. И так - во многом. Вот и дети, когда вырастут, будут скрывать многое из того, что в их установках. Зло наказуемо, на зло отвечают злом - и часто сокрушительно. А вот с родителями злым людям можно и не церемониться. В неком фантастическом романе ученый создал чудовище - Франкенштейна. Он создал его, чтобы властвовать над людьми, но чудовище сожрало его самого. Так и с родителями тех детей, которым привиты злые установки. Именно об этом пословица: "Что посеешь, то и пожнешь".

Родители могут внушить ребенку отрицательную установку на интеллигентность. Ну и ладно, презирают эти люди интеллигентность и интеллигенцию - и все тут. Однако ребенку будет нанесен невосполнимый ущерб. Ведь установки генерализуются! Так, интеллигентность прямо ассоциируется со знаниями, с культурой, с нравственностью. И ребенок с отрицательной установкой на интеллигентность презирает все это, не стремится ко всему этому! Такой ребенок ничему не научится в школе, ибо у него отрицательная установка на то, чему учат, и на того, кто учит. Человека с такой установкой не излечить, если он заболевает, поскольку он не уважает врача. А лекарства, выписанные врачом, если врача не уважают, бесполезны, не действенны!

Когда что-то страстно проповедуют самим детям, это прямое внушение установок. Если при детях что-то, прямо не адресованное им, страстно обсуждается, комментируется, оценивается как положительное или как отрицательное, как благородное или как подлое, как истинное или как ложное, - это косвенное внушение, еще более действенное, чем прямое. Так, Анатолий Кашпировский, как правило, внушал аудитории желаемые установки именно косвенно: к микрофону один за другим выходили его пациенты и рассказывали, как они излечились, как их седые волосы после контакта с Кашпировским приобретали свой естественный цвет. Почему так эффективно формирует установки сама жизнь родителей, их реагирование на острые ситуации, их восприятие самих себя, других людей и жизни? Да как раз потому, что это косвенное внушение.

Итак, мать и отец косвенно внушают установки, комментируя, обсуждая, оценивая свои поступки, обращаясь друг к другу при детях: "Подумал я... и отказался. Не к лицу мне за такое браться. Не хочу я неправедных денег!"

Внушают косвенно, когда эмоционально обсуждают что-то из телепередач, газет, книг или из произошедшего рядом. Внушают косвенно, побуждая группу играющих детей выбирать нравственные сюжеты игры, обсуждая роли детей в игре: "Ты играешь хорошего - доброго, смелого, а ему придется сыграть плохого..."

Внушают косвенно, прибегая и к помощи игрушек. Устами матери, отца мощно внушает кукла Катенька, Мишка-медведь, лошадка и зайчик. Одно дело, если напрямую что-то внушает мама, а малышу в это время хочется играть. И совсем другое, если в эмоциональной игре, когда глазки ребенка горят неподдельным интересом, а ушки "широко открыты", говорит, внушая что-то, Буратино.

Следует помнить, что, когда ребенок болен, устал, когда у него плохое настроение, все разумное, доброе может восприниматься с раздражением. Общеизвестно, что даже взрослый очень часто по-разному оценивает одно и то же в зависимости от своего состояния, от того, хорошо ему или плохо. Родители оставляют больного или уставшего ребенка в покое или просто играют с ним, ободряя его. Когда он в таком состоянии, не время его воспитывать. Точно так же следует воздержаться от внушений, если произошла размолвка с ребенком, если он обижен на родителей и на время с ним потерян добрый контакт. Ведь в такой ситуации доброе может быть воспринято с отрицательным знаком.

И напротив, в минуты эмоционального подъема, в минуты радости малыш более восприимчив к доброму, разумному, подобно тому как зерно прорастает, если брошено в подготовленную почву, согретую солнцем. Высокие идеи, выходящие за пределы обыденного, внушаются ребенку на природе или на фоне прекрасных творений ума и рук человеческих. Так, например, знаменитую свою клятву на верность вольности и России Герцен и Огарев дали на Воробьевых горах, откуда открывался величественный вид на Москву. Если родители привели детей в музей, прошли с ними по камням исторических площадей, рассказали об истории памятников архитектуры, поднялись в горы или вышли к морскому побережью, сказанное - доброе, значимое, нравственное - запечатлевается особенно сильно, превращаясь в установки!

Очень сильно внушающее воздействие наказания. Поощрение современный ребенок воспринимает во многом как должное. Поощрение для него не столько признание его заслуг, сколько еще одно свидетельство любви к нему. Во всяком случае, оно радует, но не потрясает. А вот наказание производит сильное впечатление. И тут сказанное в сердцах воздействует, запоминается! Рождается установка: а вот этого нельзя, а вот это стыдно, а вот это вызывает гнев даже у любящих!

И все-таки более всего детям внушают установки примером своей жизни. Более всего внушают энергичными действиями и искренним отношением к ребенку, эмоциональными оценками его поступков: восхищением или насмешкой, осуждением, заинтересованным вниманием или бойкотом, восторгом или гневом!

Установки взаимосвязаны. Они образуют системы - программы отношений ко всему, с чем сталкивается человек, ко всему, что его интересует, волнует. И, на мой взгляд, именно установки, сочетаясь с подобными им, формируют характер! Недаром характер называют "второй натурой".

Человек был бы идеально гармоничным и цельным, если бы его характер сформировался в полном соответствии с его природной натурой. Однако установки могут противоречить натуре человека. И, например, "доминантный", решительный по натуре может быть нерешительным и нестабильным по установкам. В таком случае человек обречен на внутренний конфликт между требованиями своей натуры и установками (характером). Натура в таком случае требует, например, чтобы человек выскочил из окопа и пошел в атаку, а установки, сформировавшие характер, требуют: отсидись в окопе, впереди верная гибель, не высовывайся, целее будешь! И человек раздвоен, две мощные силы в неосознаваемой сфере его психики столкнулись в бескомпромиссной борьбе: одна зовет вперед, другая останавливает. Представим себе кавалерийский эскадрон, когда перед лицом врага одна труба зовет в атаку, а другая - к отступлению. Очевидно, что эскадрон в смятении; очевидно, что и человек в таком случае может или впасть в невроз, или его уделом станет психосоматическая патология.

Разновидностью установок являются комплексы. И о них, как и о неврозах, говорят очень много, хотя мало кто знает, что это такое. А между тем комплексы способны грубо изменить судьбу человека. Они, комплексы, как разновидность установок, также формируются большей частью в детстве.

Так что же такое комплексы? Всем известен "комплекс неполноценности". Он формируется в раннем детстве, но может возникнуть и в подростковом возрасте. Один ребенок в чем-то отставал от сверстников, в чем-то был последним, слабым, "рыжим", "белой вороной", не таким, как все, имел психофизический дефект, терпел по каким-то причинам неудачу за неудачей. У другого было тяжелое, унизительное детство, его не любили, отвергали. Не любя ребенка, отвергая его, тем самым убедили полноценного во всех отношениях, что он "гадкий утенок". В результате у того и другого сформировался "комплекс неполноценности". Ребенок страдал, переживая свою истинную или мнимую несостоятельность, ущербность. И все это, пронизанное отрицательными чувствами, обосновалось в его неосознаваемом, обосновалось прочно. Позднее причины, сформировавшие комплекс, могут исчезнуть. Ребенок развился умственно, окреп физически, улучшилась его жизнь. Однако комплекс не исчезает. Он воздействует из бессознательного на самоощущение, на самооценку, на отношения с людьми, на отношение к жизни.

Когда человек решает какую-то проблему, он решает ее сознательно, размышляя, взвешивая все "за" и все "против". Но он и не ведает, что эта же проблема решается и на уровне неосознаваемого, т.е. на уровне инстинктов, установок, комплексов, и все это мощно влияет на окончательное решение. Предположим, что перед человеком некая житейская проблема. Если ее разрешить, это будет очень важная победа над собой и обстоятельствами. И осознанно, взвесив все "за" и "против", он решает: надо действовать! Однако в его неосознаваемом - "комплекс неполноценности". И из этого комплекса звучит: не стоит рисковать, проблему мне не решить, я потеряю и то, что имею, будет еще хуже... В результате человек как будто решился, но его одолевают сомнения, он мечется и в конце концов так и не решается действовать. Его парализуют установки, формирующие "комплекс неполноценности".

Лишь после этого пояснения можно приступить к проблеме комплексов в целом. Комплексы - это горькая память о чем-то тягостном, глубоко погребенная в неосознаваемом психическом. Эта память, связанная с сильными чувствами, будоражит из глубин неосознаваемого, она, как непреодолимая стена, преграждает путь человеку. Эту стену не замечаешь, пока сидишь на месте, но стоит пойти, как упираешься в нее. Комплекс как вулкан, который стоит задеть - и начинается извержение.

Комплексы рождаются из проступков против собственного Я, против других людей - проступков, вызвавших горечь стыда за собственную трусость, за то, что был порою жалок, даже подл, предавал, соучаствовал в зле, из шкурных интересов поступался своей свободой и достоинством, позволяя унижать себя. Это неосознаваемая память, рождающая горькую досаду из-за того, что где-то когда-то проявил вопиющую некомпетентность, безответственность, слабость, допустил роковые ошибки, не использовал возможности, которые обогатили бы судьбу. Это и чувство вины в неосознаваемом за то, что кого-то обманул, кому-то не помог, хотя мог это сделать и тем самым мог спасти человека. Это неосознаваемое чувство вины за то, что унижал других, за то, что был неблагодарен.

Комплексы рождаются и из того, что пришлось пережить нищету, голод, дискриминацию, вопиющую несправедливость. Это память в неосознаваемом о том, как были равнодушны все окружающие, когда так нуждался в помощи и в понимании, как унижали, подавляли, отвергали, обманывали, предавали, не признавали, незаслуженно презирали, как травили, преследовали, как терпел насилие, как вообще терпел, терпел, терпел... Очевидно наличие трех обобщенных причин возникновения комплексов: когда нечто постыдное допустил сам человек по отношению к собственному Я и по отношению к другим людям; когда нечто недопустимое по отношению к человеку допустили другие; когда комплексы породила трудная и унизительная жизнь или они были порождены потрясшими все существо человека экстремальными событиями.

Все это очень важно знать, понимать, чтобы не допустить возникновения комплексов у ребенка. Комплексы опасны тем, что имеющие их как бы "зомбированы" ими! Человек в таком случае и не ведает, что на его переживания, его восприятие самого себя, других людей и самой жизни мощно влияют комплексы, что в значительной степени им управляют комплексы. И за поступками людей, когда причины их "непонятны", за их беспричинно отрицательными переживаниями, как правило, стоят комплексы. Так, например, солдат "беспричинно" расстрелял из автомата полвзвода. Ни он, ни другие не понимают - "за что, почему?!", а это "взорвался" комплекс. И если тихоня вдруг ни с того ни с сего устроил неистовый скандал на работе, то это может означать "взрыв" в нем комплекса, порожденного тем, что он терпел, терпел, терпел, терпел бесконечные унижения с детства. Ведь то, что ощущает закомплексованный, во многом сродни тому, что ощущают загнанные в угол люди и животные, когда гнали, гнали, гнали, когда убегал, убегал, убегал - и вдруг охватывает отчаяние безнадежности, а с этим - слепая ярость!

В результате у человека накапливается чувство усталости, пессимизма, возникает склонность к депрессии, хотя, казалось бы, нет никаких объективных причин для этого. Если комплексы пронизаны чувствами стыда, вины, досады на себя, накапливается агрессивность, направленная против самого себя, - аутоагрессивность. Она может проявляться в таких непонятных для сознания действиях, как выдергивание у себя волос, ресниц и бровей, когда человек, не понимая, что творит, обезображивает себя. Аутоагрессивность проявляется в грызении пальцев, ногтей - до крови, слизистой щек, губ - до язвочек. Она может проявляться в "непонятных" болезнях, когда человек угасает, а причины этого неясны и угасание завершается такой же "непонятной" смертью. Из этих же комплексов и "непонятные" автокатастрофы, производственные травмы, когда человек сам не понимает, зачем и отчего он совершил то или иное действие, допустил невероятную для профессионала оплошность, когда он как бы ищет беду, несчастный случай, когда вдруг бессмысленно рискует жизнью, явно ищет смерти. Это и те случаи, когда окружающие недоумевают: человек явно не любит себя, он ест что попало, ходит под проливным дождем без зонтика и в худой обуви, игнорирует состояние своего здоровья. И в конечном счете многие "непонятные" самоубийства - "взрыв" комплекса.

Из разновидностей комплексов, порожденных тем, что человек "терпел, терпел, терпел", вытекает "непонятное" чувство озлобленности, проявляющееся в беспричинно дурном настроении, в "дисфорической" тоске - тоске беспричинной, злобной, в агрессивных поступках против других, часто ни в чем не повинных людей, когда достаточно косого взгляда, какого-то замечания - и следует "взрыв". Из этих комплексов - состояние, когда, опять-таки без объективных причин, в душе звучит и звучит: все надоело, не хочу жить, когда преследует непонятная непреходящая тревога. Именно из комплексов часто вырастают безверие, цинизм, озлобленность или безрассудная бесшабашность и вандализм подростков. И конечно, многих и многих привели к наркомании и алкоголизму те же комплексы.

Сделаю краткие выводы из всего вышесказанного. Итак, в человеке наряду с сознанием существует бездонное, безграничное, как сама материя, неосознаваемое психическое. В неосознаваемом фиксируется все, что человек видел, слышал и пережил с самого раннего детства, фиксируется неизгладимо, до конца его жизни. Все, что в неосознаваемом, в зависимости от его значения для данного человека, в зависимости от силы эмоции, силы чувства, спаянного с этой неосознаваемой памятью, воздействует на человека, на его отношения к самому себе, к другим и к жизни.

То, что наиболее сильно влияет на отношения человека к чему-то или к кому-то, - установки. Установки формируются путем внушения, более всего родителями, а также под воздействием пережитого в процессе жизни. Установок бесчисленное множество. И среди них есть более слабые и более сильные, есть схожие и есть противоречивые, как, например, установки на осторожность, внушенные тревожной матерью, и установки на отважность, внушенные мужественным отцом.

Схожие установки, объединяясь, поддерживают друг друга и борются с противоположными по направленности. Это обстоятельство очень важно, потому что один из блоков установок, как правило, будучи более сильным, доминирует, определяя характер и направленность личности. Это важно и потому, что правильное воспитание формирует доминирующий блок положительных установок, нравственный иммунитет, подавляющий отрицательные установки, если таковые были внушены, внушаются или будут внушены "на улице".

Ведущие установки образуют характер. Характер - "вторая натура". Установки настолько сильны, что могут подавить или обострить натуру человека.

В процессе жизни у человека могут формироваться комплексы. Они искажают судьбу, и родители не должны допустить их возникновения у ребенка. Чем эгоистичнее человек, т.е. чем сильнее звучат у него инстинкты, выражающие интересы Я, и чем соответственно эгоистичнее его установки, тем больше угрожает ему "закомплексованность", поскольку она всегда возникает из проблем Я: самосохранения, самоутверждения, самореализации, продолжения рода, из творческих, лидерских проблем, из ущемления свободы и достоинства. И чем альтруистичнее человек, тем сильнее защищен он от "закомплексованности", поскольку в альтруистическом восприятии жизни эгоистичность ограничена, окрашена нравственностью, мудростью понимания, что истинно, что настоящее, а что ложно, поскольку "альтруисты" терпеливы, оптимистичны, преисполнены надежд, умеют прощать, отважны, органически не способны на подлость, предательство, не тонут в суете сует и "не оспаривают глупца"! Таким образом, "альтруистическое воспитание" - предупреждение "закомплексованности", а восприятие альтруистических ценностей - избавление от нее.

Автор: В.И. Гарбузов

Другие публикации по теме данной статьи:

   - Неврозы у детей

   - Родители - образец для подражания

   - Адаптированный для родителей вариант рисуночной методики "Моя семья"

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?