нажми для закрытия
поделки

меню Главная Дошкольник Статьи по детской психологии

Метод "Тайм-аут"

Краткое содержание: Воспитание ребенка. Воспитание детей. Если ребенок плохо себя ведет. Метод тайм-аута.

Метод Тайм-аут

Вопрос: мои друзья считают, что мне надо брать "тайм-аут", когда мой сын подолгу плохо себя ведет. Что это означает? Я должна каждый раз, когда он плохо себя ведет, садиться на стул спиной к нему?

Ответ: "тайм-аут" - это иносказательное название паузы, которая прерывает неприемлемое поведение. Для некоторых это еще и время, за которое ребенок, да и вы можете успокоиться и почувствовать себя посвежевшими. Многие специалисты по воспитанию детей рекомендуют установить жесткие правила такой процедуры и ее длительность. Другие придерживаются более гибкого подхода, который также может использоваться. Нет, на самом деле, никакой необходимости таскать за собой стул и садиться на него спиной к ребенку всякий раз, когда он вас не слушается, как и нет какого-либо единственного способа сделать "тайм-аут"; выберите такой способ, который будет "срабатывать" с вашим ребенком наилучшим образом. Как только ребенок нарушает правило, немедленно и спокойно остановите опасное или неприемлемое поведение, сказав: "Тайм-аут".

СОВЕТЫ, КАК СОХРАНИТЬ ДУШЕВНОЕ СПОКОЙСТВИЕ

- Определите, какое поведение требует введения "тайм-аута", и вводите его при каждом случае плохого поведения. Многие родители приберегают такие паузы до ситуаций, когда дети дерутся, обижают других, портят вещи, пользуются бранными словами или выходят из-под контроля.

Советы по проведению "тайм-аутов":

1. Считайте "тайм-аут" удобным словесным способом немедленно остановить опасное или неприемлемое поведение.

2. Нужно ли ребенка поместить в какое-нибудь другое место на время "тайм-аута"? Это зависит от того, что лучше "срабатывает" для вас и для ребенка. Некоторым детям легче успокоиться и "перегруппироваться" в каком-нибудь предназначенном для этого месте. Другие - отчаиваются от мысли, что им придется сидеть в кресле для "тайм-аута", чтобы успокоиться или раскаяться в своем плохом поведении.

3. "Тайм-аут" может быть коротким: он не означает ни наказания, ни "времени для наказания за проступок". Некоторые эксперты считают, что для "успокоения" нужно время, равное стольким минутам, сколько ребенку лет. Однако некоторым детям, для того чтобы "перегруппироваться", необходимо всего несколько секунд.

4. Используйте "тайм-аут" только в серьезных случаях, иначе эта методика перестанет действовать.

5. Если вам неудобно устраивать "тайм-ауты" или они неэффективны для вашего ребенка, не пользуйтесь ими.

- Пользуйтесь словами "Тайм-аут для..." при немедленном словесном определении, что плохого в поведении ребенка.

Соня спокойно сказала сыну: "Так! Тайм-аут на драку с сестрой!"

- Помните, "тайм-аут", как его понимаем мы, это не способ научить ребенка чему-то, а просто остановка нежелательного поведения без ущемления чувства собственного достоинства детей и родителей.

- Подскажите ребенку, какие слова нужно сказать, если еще раз случится нечто подобное.

После того как Эрик несколько раз останавливал "тайм-аутом" своего четырехлетнего сына за драку с другом, он показал ему, как надо было отреагировать, сказав его другу: "Миша, Юра очень огорчен. Он хочет тебе сказать, что сейчас его очередь".

- Обратите внимание, что некоторые родители и учителя объявляют "тайм-аут" до того, как происходит инцидент. Если у вас активный и быстро "переключающийся" ребенок, следите за признаками того, что назревает конфликт или плохое поведение, чтобы дать ребенку остыть и "перегруппироваться" до того, как у него начнутся неприятности.

- Решите, стоит ли удалять ребенка в изолированное место и оставлять его без игрушек и внимания домашних. Полезно для вашего ребенка провести какое-то время в одиночестве, чтобы успокоиться? Или он становится еще более разъяренным и непослушным в изоляции? Подумайте, может, позволить ребенку самому решить, когда он будет готов присоединиться к другим.

Тина так много читала о "тайм-ауте", что начала думать, что это "универсальное решение" почти всех проблем воспитания, пока не испытала этот прием сама. Ее сын, Олег, наотрез отказался идти на кухню, чтобы сесть на стул, предназначенный для "тайм-аута". Тогда Тина буквально потащила его туда, брыкающегося и орущего, а потом стояла около него, нервно ожидая, когда же прозвонит таймер, а Олег тем временем продолжал брыкаться, ерзать и наконец выпал из кресла. В другой раз, уже абсолютно опустошенная, она просто отвела сына в его комнату и закрыла дверь, надеясь, что он успокоится. И без нервного, негативного внимания мамы так и случилось. Оставшись один в своей комнате, он начал играть и успокоился. Этот подход оказался значительно более эффективным.

Если вы пользуетесь специально предназначенным местом для "тайм-аута", похвалите ребенка за то, что он его не покидает.

- Поймите, что "тайм-аут" может быть гибким, он не должен быть привязан к одному стулу, одному месту или вообще к "месту". Может быть, одно фиксированное место дома для "тайм-аута" и лучше, однако оно может понадобиться и дома у бабушки, и даже в банке.

Однажды трехлетняя Анна устроила настоящую истерику в бакалейном магазине в отделе, где продавались каши. Лина, мама Ани, сказала дочке, что они не будут покупать в тот день сладкие каши, но девочка продолжала требовать и кричать, и глаза всех покупателей устремились на Лину, ожидая, что она будет делать. Поскольку такое уже случалось, у Лины был наготове план. Она оставила свою тележку у служащего магазина, в специально отведенном месте, взяла дочку на руки и сказала: "Тайм-аут на истерику! Идем посидим в машине!" За несколько минут в машине Аня успокоилась, и они смогли вернуться в магазин. Сознательно обходя отдел каш, они очень быстро закончили покупки.

- Обнимите ребенка и улыбнитесь ему, когда он возвращается после "тайм-аута".

- Помогите ребенку избежать повторения инцидентов после окончания "тайм-аута". Как правило, после "тайм-аута" пятилетние дети возвращаются сразу к изначальной ситуации и ведут себя хорошо, но иногда им нужна ваша помощь. Большинство детей младше пяти лет не ведут себя хорошо, возвращаясь на место конфликта, их лучше переключить на другое занятие или отвести в другое место.

Ольга вспоминает: "Своим маленьким ученикам я устраивала "тайм-ауты", чтобы сразу же остановить агрессивное поведение. Если трехлетний ребенок начинал толкать своего лучшего друга, я быстро вставала сзади него, обнимала и мягко, но твердо говорила ему на ухо: "перерыв на драку". Через несколько секунд я отпускала его и говорила: "перерыв окончен! Пойдем-ка в тот уголок класса!" Позже, в тот же день или даже на следующий, когда он успокаивался, мы обсуждали с ним этот инцидент. Очень часто, как и в данном случае, я даже не пользовалась стулом для "тайм-аута".

- Помните, что у маленьких детей нет представления о времени (т. е. они не понимают разницы между 5 и 10 минутами); поэтому не говорите: "Тайм-аут на три минуты!", а лучше воспользуйтесь таймером, звонком или свистком, чтобы дать сигнал окончания.

- Следите за ребенком, чтобы "поймать" его на чем-нибудь хорошем и вознаградить его за это, похвалив: "Я заметила, Лаура, как ты сегодня замечательно делилась паззлами! Как приятно чувствовать себя доброй, не правда ли?"

- Пользуйтесь "тайм-аутом", как специями, не "перебарщивая". Если его использовать по любому поводу, "тайм-аут" потеряет свою эффективность, а вы - рассудок.

- Обсудите "тайм-аут" всей семьей, когда и по каким поводам его использовать, в каком месте его проводить и сколько времени он должен длиться. Пусть ваши дети примут участие в этом обсуждении.

- Анализируйте инцидент не в его разгаре. Обсудите с детьми их поведение позже, перед сном, во время купания, перед тем как почитать книжку или более формально, на семейном совете.

- Пользуйтесь словом "тайм-аут" в разных ситуациях, чтобы его значение не забывалось, оно может понадобиться раньше, чем вы думаете!

Мама сказала детям: "Мне нужен "тайм-аут" в своей комнате. Я слишком сержусь на вас, чтобы сейчас разговаривать с вами".

Когда мальчики Зои начали дразниться из-за игрушки, она быстро встала между ними и сказала: "Тайм-аут! Этой пожарной машине нужен перерыв, иначе мы не сможем установить очередь, чтобы играть с ней".

Трехлетний Коля был очень раздражен от того, что кошка все время наступала на веревочку, за которую он вез новую игрушку. Мама была изумлена, что он не толкал кошку и не кричал на нее, а взял контроль над ситуацией и авторитетно заявил ей: "Нет, нет, киса! Тайм-аут! Нельзя толкать мою игрушку! Иди под кровать и сиди там, пока не зазвонит зуммер". Затем он аккуратно установил таймер на середине циферблата, не представляя даже, что это означает целых 30 минут! И конечно, что очень типично, имея в виду объем внимания трехлетнего ребенка, через 5 минут его уже не было в комнате.

Резюме

Детям нужна ваша помощь, чтобы "притормозить" плохое поведение, пока они не научатся делать это сами; "тайм-аут" - один из способов быстро остановить плохое поведение и помочь всем "перегруппироваться". Фокус в том, чтобы не дать самому "тайм-ауту" спровоцировать "борьбу за то, кто сильнее".

Источник: Гейл Рейчлин и Каролин Винклер "Карманный справочник для родителей"

   

  

   

   

Новейший онлайн букварь

Игровые карточки к букварю

Подготовка к школе

Зимние поделки

Рисунки на тему зима

Валентинки своими руками