нажми для закрытия
поделки

меню Главная

<<< ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ ФОРУМА

<<< Детский сад

      агрессивные дети

  Аня  Здравствуйте! Скажите, как общаться с родителями агресссивных детей?  

 2005-05-30  17:58:32
  Адалин  Конечно, лучше, чтобы дети сами решали свои конфликты, не вовлекая в них взрослых, а если родители хотят вмешатся (а часто это необходимо сделать!), то лучше поговорить с самим агрессивным ребенком.

Если же Вы, все таки, решили поговорить с родителями агрессивного ребенка, то рекомендации могут быть следующие:

1. Естественно, не должно быть с Вашей стороны никаких обвинений, угроз. Наоборот, Вы должны проявить доброжелательное отношение и попросить родителей ребенка помочь Вам разобраться в создавшейся ситуации.

2. Все внимание надо сконцентрировать на создавшейся ситуации и совместном поиске возможных путей выхода из нее, а не на участниках событий.

3. Нельзя допускать высказываний типа: "Ваш сын (дочь) - известный забияка, драчун, от него всему детскому саду житья нет!" или, например, "Мой ребенок всегда со всеми детьми находит общий язык и очень хорошо ладит! У нас никогда раньше не возникало подобных проблем!" Вы должны рассматривать только Ваш конкретный случай.

4. Для успешно разрешения конфликта надо уметь не только убедительно говорить, но и внимательно слушать собеседника. Важно понять, как сами родители относятся к повышенной агрессивности своего ребенка. Бывает, что родители только приветствуют подобное поведению, считая его очень ценным для жизни в современном обществе. Вряд ли у Вас получится их разубедить.  

 2005-05-31  09:48:25
  Сергей  Я сам был в такой ситуации. Один маленький садист выбрал моего ребенка своей жертвой. В первую очередь я попытался заручиться поддержкой воспитателей, да разговор вроде был нормальным, первое время они пытались отслеживать эту ситуацию, потом им это надоело. Детский сад для моего малыша стал застенками Гестапо, а я, заставляющий его идти туда, пособником истязателя. Тогда я обратился к мамаше «мучителя». Эта расфуфыренная фуфырка сказала следующее – «Учите своего ребенка драться, как это делаю я». На этом наш разговор был закончен, и продолжить его она категорически не пожелала. Что мне было делать? Тогда я поступил непедагогично – сказал этому маленькому «садисту», что я злой волшебник (в доказательство показал фокус с «волшебным» яйцом, которое купил в магазине «приколов») и наколдую так, что у него отсохнут руки, оторвется писка и он превратиться в девочку. После этого все стало нормально.  

 2005-05-31  18:36:52
  Снежинка  Конечно, Сергей, Вы непедагогично поступили, но зато как подействовало...это еще потому, что в детсадовском возрасте для мальчиков характерен страх кастрации.  

 2005-05-31  22:37:27
  Мариша  Возможно это не совсем ответ на письмо. Просто дело в том, что я только месяц работаю психологом и вот буквально сегодня получила запрос с детского сада. Посят "разобраться" с черезчур агрессивным ребенком. Я вот сижу и думаю как за разовую встречу с ребенком понять действительно ли там агрессия или человечек просто баловень с неуживчивым характером. Очень прошу подскажите с чего начать

С уважением и благодарностью за сайт

  

 2005-09-26  23:55:46
  Адалин  Здравствуйте, Мариша,

на наш взгляд, Вы напрасно разграничиваете детскую агрессивность и неправильное воспитание ребенка, так как именно родители часто виноваты, сами того не желая, в повышенной агрессивности их детей.

Наш ответ Вам мы решили разбить на 3 части:

1. Сначала рассказать о формировании агрессивности у детей.
2. Во второй части описать особенности агрессии в дошкольном возрасте.
3. И, наконец, рассказать о наиболее важных моментах коррекционной работы с агрессивнми детьми.


Формирование детской агрессивности.

В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения.

Проявления агрессивности являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта
активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.

Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желаний он начинает кричать, топать ногами и проявлять другие формы вербальной, экспрессивной и, вполне вероятно, физической агрессии.

Подобное развитие событий особенно вероятно при соответствующей врожденной физиологической базе (холерический темперамент) или социальном научении (агрессивный отец). Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в общественную среду - детский сад, двор, дачу и пр. По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности, и это приносит немало хлопот и самому человеку, и всем окружающим. В характере уже выросшего существа обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты.

Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчиков особенно влияет отсутствие внимания матери). Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Многочисленные истории болезней показывают, что большинство агрессивных детей в очень раннем возрасте были по разным причинам надолго оторваны от матерей. Появление агрессивности в этих случаях объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой-то эмоциональной разрядки и заставляет мать и/или других близких обратить на него внимание.

Альтернативный вариант развития при отвержении матерью или при оторванности от нее - замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.

Однако это крайние варианты, встречающиеся относительно нечасто: большая часть агрессивности детей развивается где-то между этими двумя противоположностями, приводящими к одинаковому исходу.
Попав в ситуацию, когда его потребности не удовлетворены, ребенок (как и взрослый) реагирует на нее отрицательными эмоциями - в зависимости от темперамента и психологических особенностей это могут быть ярость, гнев, страх и тревога. Для того чтобы восстановить психологический комфорт, у него (опять же, как и у взрослого) есть только два пути:

1. совладать с событиями и изменить ситуацию в нужном ему направлении;

2. восстановить свое эмоциональное равновесие, несмотря на неблагоприятную ситуацию (в основном - с помощью механизмов психологической защиты: вытеснения, подавления, отрицания и пр.). В этом случае отрицательные эмоции
канализируются в личное бессознательное, где и накапливаются до поры.

Между тем, управляемые механизмы психологической защиты у маленьких еще не сформированы, поэтому обычно он стремится изменить ситуацию, и нередко - с помощью агрессии. Но рано или поздно проявление агрессивности перестает вызывать умилительные улыбки родителей и все чаще приводит к неодобрению, а то и наказанию, и это рождает у ребенка чувство тревоги и страха. У него вырабатывается комплекс вины, который затем будет частично превращаться в чувство совести и обрастать моральными нормами, способствуя его социализации и адаптации в окружающей среде. Дальше этот комплекс - вина, совесть и мораль - будут сопровождать подросшего ребенка всю жизнь, естественно, изменяясь и развиваясь.

Для того чтобы вызывать одобрение родителей, ребенок учится контролировать свою агрессию, причем на первых порах это достигается внешним контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно интериоризируется (т.е. становится частью психики человека, по 3. Фрейду - это формирование Супер-Эго), и контроль становится внутренним. Тогда большая часть поведения, в том числе и проявления агрессивности, регулируется уже совестью и/или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей.

У многих людей, особенно агрессивных по природе, внутренний контроль в силу разных причин формируется неважно, и внешний контроль остается ведущим на всю жизнь. Тогда подросток (а затем и взрослый человек), если и подчиняется законам и общественным требованиям, то не по велению совести, а из-за страха наказания или угрозы материальных и моральных потерь. Поэтому когда путы страха сбрасываются (ослабление власти, смута, пребывание в толпе), а внутреннего контроля - совести - нет, человек позволяет себе делать все, что угодно ему или толпе, или тому, кто этой толпой руководит. И не нужно удивляться поведению наших юных футбольных и хоккейных фанатов после неудачных выступлений их любимых команд.

Развитие внутреннего контроля у детей и подростков идет с помощью процесса идентификации - стремления поступать как значимый человек. В раннем возрасте это имитация родительского поведения - ведь именно подражая поведению родителей мы добиваемся одобрения своего поведения. А "исправляя ошибки" после родительского осуждения мы получаем, опять же, вожделенное родительское одобрение. Правда, здесь есть одна сложность.

Дети в разговорах, играх и пр. стараются копировать поведение взрослых, считая его образцовым, но вот самим родителям в собственном поведении нравится далеко не все. Причем взрослые не всегда осознают непринимаемые формы своего поведения, зато когда видят его со стороны - сразу же напрягаются и реагируют очень бурно. В наших детях мы больше всего не любим те черты, которые нам не нравятся в нас самих! Страдают же, как водится, несчастные ребятишки, которые старательно копируют родительское поведение, а получают за это неодобрительные замечания, а то и угрозы наказания.

В подростковом возрасте дети, как известно, стараются избавиться от зависимости от родителей и вести себя максимально самостоятельно. В своем поведении они идентифицируются уже не с отцом или матерью, а с другими значимыми для них людьми - старшими друзьями, авторитетными педагогами, киногероями и пр. И здесь агрессивный ребенок ведет себя не так, как более спокойные дети: он противостоит родителям гораздо больше.

Эти ребята чаще и лучше общаются со сверстниками, даже с малознакомыми
мужчинами, чем с отцами, к которым стараются не обращаться за помощью без особой необходимости. А если жизнь заставляет прибегнуть к родительской поддержке, то это вызывает у них раздражение и неудовольствие.

Чего добиваются дети и особенно подростки своей агрессивностью? Они хотят, чтобы от них отстали, и, в конце концов, получают свое: от них не ждут больших достижений и реже требуют выполнения обязанностей. Имея двоих или более детей, замученная мать нередко взваливает больше дел на менее агрессивного ребенка (он называется "послушным"), вызывая у того чувство неудовольствия и комплекс неполноценности, но так ей поступить легче. Более агрессивного ребенка оставляют в покое и дают больше свободы. Однако и агрессивные дети платят за это свою цену: они хуже социализируются, поскольку не усваивают опыт взрослых и не участвуют в разных способствующих взрослению делах.  

 2005-09-27  10:31:06
  Адалин  Особенности проявления детской агрессивности в дошкольном возрасте.

Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием.

Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов.

Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей, имеющих резидуально-органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. К повышенной агрессивности располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например, когда отец наставляет ребенка: "Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись - бей всех подряд".

В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети (обычно из вышеперечисленной группы). Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер - дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно.

При этом младшие дети плохо осознают свое агрессивное поведение: при расспросах они бойко повторяют не раз слышанные от взрослых сентенции о том, что "кричать и драться нехорошо", но при случае не задумываясь делают и то, и другое. Маленькие дети вообще переходят от вербальной агрессии к физической гораздо легче, чем более старшие и, тем более, взрослые люди, но отличается агрессия младших от подростковой не только этим.

В отличие от старших, маленькие легко вовлекают в свои конфликты взрослых - родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а нередко даже доносят на приятелей и сибсов.

Грамотные воспитатели, учителя и родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес.  

 2005-09-27  10:33:04
  Адалин  Коррекционная работа с агрессивными детьми.

Психологическая коррекция - метод комплексного психологического воздействия на ребенка (подростка) для изменения его жизненных установок, взглядов, навыков поведения, а также развития таких психических функций, как память, внимание, мышление.

Психологическая коррекция агрессивных форм поведения проводится различными методами по следующим направлениям:

1. Игра (наиболее широко используется в работе с детьми младшего возраста).
2. Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (если установлена связь между агрессивным поведением ребенка/подростка и его ближайшим окружением).
3. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).
4. Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа – уход за больными, стариками и пр.).
5. Сублимирование агрессии в спорт: подростков целесообразно приобщать к групповым видам спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующим навыков сотрудничества, в то время как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта, например, бокс или карате, нежелательны.
6. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.

Практически коррекция агрессивных детей проводится в форме индивидуальной или групповой работы, нередко в виде семейной терапии. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов рациональной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой и арт-терапии.

Отношения между специалистом и пациентом.

На всех этапах совместной работы поведение специалиста является ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении ребенка, а его личность - основным "инструментом" его профессиональной деятельности. Считается, что медики и психологи, проявляющие высокий уровень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, внимание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно.

С первого же этапа специалист должен стремиться создать атмосферу доброжелательности, оптимизма, непосредственности, искренности и доверия. Наивысшее профессиональное искусство состоит в том, что он должен наладить с ребенком теплые, дружественные (с подростком - партнерские) отношения, но при этом сохранить определенную дистанцию с ним. Это позволяет избежать зависимости ребенка от умного старшего товарища и повысить ответственность маленького пациента за свое поведение и терапию. Очень важно соблюсти меру и не освобождать ребенка от ответственности за агрессивные реакции, непослушание или невыполнение порученных заданий, не дать свалить на специалиста решение всех проблем.

Наиболее легко устанавливается контакт с детьми 6-11 лет, у которых все еще сильны свойственные этому возрастному периоду механизмы внушаемости и идентификации. У более младших детей (до 6 лет) контакт затрудняет чувство страха перед специалистами - они приравнивают их к врачам, с которыми обычно связаны далеко не самые приятные переживания.

Подростки старше 12 лет относятся к специалистам, как и ко всем взрослым людям, настороженно, и потому требуется больше времени, чтобы завоевать их расположение.

Трудности начинаются с момента обращения: дети (а тем более подростки) редко идут на прием добровольно, часто считают это наказанием и поэтому переносят на специалиста враждебность, страх и недоверие, которые чувствуют ко всем окружающим взрослым. Кстати, именно поэтому часто более положительно воспринимаются студенты - люди, по возрасту (а иногда и по некоторым взглядам) близкие к юным пациентам.

Затруднения в общении возникают не только из-за того, что ребенок недополучил в раннем детстве родительской любви. Обычно к моменту обращения за помощью у него уже выработались негативные взгляды на отношение взрослых к детям. Поэтому проявление положительных эмоций со стороны взрослых вызывает тревогу и страх перед зависимостью, что очень осложняет коррекцию. Яркий пример тому - поведение марктвеновского Гека Финна, попавшего в качестве воспитанника в дом богатой вдовы Дуглас.

Потому не нужно удивляться, что в ответ на сердечность, доброжелательность и заинтересованность специалиста, агрессивный ребенок ответит тревогой, недоверием и даже гневом. Частично его враждебное и/или провокационное поведение является сознательной или бессознательной проверкой искренности отношения взрослого человека. Дети могут хамить, агрессировать, проявлять раздражительность и сарказм, выдвигать нереалистические требования и т. п.

Если они встречают ответную жесткость, они повышают градус агрессивности все больше и больше. При этом срабатывает механизм проекции: свою агрессию младшие воспринимают как самозащиту от нападок и давления старших. После периода неистовой агрессии у них появляется чувство признательности и привязанности к взрослым, которые терпели их разнузданность, возрастает чувство ответственности за свое поведение (то есть самоконтроль) и начинается процесс социализации.

При грамотной работе можно увидеть, как у маленького пациента уменьшается чувство тревоги и недоверия, и он сам начинает делать настойчивые попытки укрепить контакт и добиться признания. Специалист достигает большего успеха, если он не давит на ребенка, не выясняет, что и почему произошло, не требует от него самоанализа и информации о поведении других.

Можно (в рамках разумного) заступиться за пациента перед родителями или учителями, решить какие-нибудь проблемы, но при этом нельзя ставить никаких условий типа: "Я скажу, чтобы мама сделала так... если ты...". Это будет проинтерпретировано ребенком как хитрость и манипуляция, а не истинный интерес к маленькой личности. В то же время нельзя, чтобы ребенок принял специалиста за слабого и уступчивого человека, которым можно манипулировать. Для младших детей на этапе знакомства хороши тридцатиминутные сеансы арт-терапии или игротерапии, для более старших - сорокаминутные беседы о хобби, музыке, автомобилях, киноартистах и т. п.

После установления хорошего контакта проводится коррекционная работа, в ходе которой происходит формирование системы самоограничений и самодисциплины, то есть внутреннего контроля. Ее следует начинать с момента, когда фигура специалиста |становится для ребенка значимой. Это проявляется в том, что он начинает обращаться к психологу за советом, помощью или с предложениями по своим проблемам.

В процессе бесед и других коррекционных процедур пациент усваивает нормы и ценности, предлагаемые специалистом, и они становятся частью его личности. Свидетельством становления внутреннего контроля становится то, что ребенок/подросток начинает руководствоваться самоодобрением или самоосуждением.

Специалисту категорически запрещается:

1. Навязывать свое мнение и оценки ребенку и его родителям.
2. Не учитывать психофизиологические и характерологические особенности ребенка: пытаться изменить его темперамент, "переделывать" на свой вкус черты характера, сензитивность, эмоциональность и пр.
3. Делать ребенка единственным ответственным за результаты коррекции (хотя он, разумеется, должен нести свою долю ответственности).

Организация индивидуальной психокоррекционной работы.

Принципы индивидуальной терапии:

1. Выявление причин агрессивности ребенка
2. Согласование необходимости проведения коррекции с родителями ребенка, обеспечение необходимой помощи с их стороны
3. Выбор техник в зависимости от возраста и возможностей пациента, клинических проявлений агрессивности и умения специалиста пользоваться теми или иными методами работы
4. Построение работы с маленьким пациентом на паритетности отношений, независимо от его возраста

Алгоритм психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками:

1. Вхождение в контакт с пациентом, и создание у него чувства доверия к специалисту
2. Достижение эмоционального отреагирования агрессии и успокоение пациента
3. Устранение патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других
4. Выработка и закрепление навыков адаптивного поведения  

 2005-09-27  10:35:20
  Алена  Помогите, пожалуйста. Не знаю, как себя вести в такой ситуации. Моему сыну 4.5 года. Ходит в садик. В последнее время на него стали часто жаловаться: грубо разговаривает, отказался идти на занятие, в ответ на замечание замахнулся кулаком на воспитательницу. Причем эта агрессия, похоже, направлена только на воспитателей. С детьми в группе он прекрасно ладит, и с мальчиками, и с девочками. У него даже есть лучший друг. Честно говоря, я в растерянности. Дома я не слышу от него ни одного плохого слова. А если я повышу голос, он скорее заплачет, чем замахнется на меня. Как я должна "воздействовать " на него, если у меня лично нет к нему таких претензий. Хотя я, конечно, лучше знаю своего ребенка и уже нашла к нему ключик. Он - ярко выраженный лидер, и "продавить" его невозможно, с ним нужно только договариваться.
Что же мне делать - пытаться объяснить ребенку, что "начальник всегда прав" или бесконечно извиняться перед воспитателями за его поведение?

  

 2005-10-27  22:51:28
  Адалин  Здравствуйте, Алена,

Агрессивное поведение Вашего сына по отношению к воспитателям в детском саду может быть вызвано тем, что дома он привык к партнерским отношениям со взрослыми (Вы сами пишите, что нашли "ключик" к ребенку: "он - ярко выраженный лидер, и "продавить" его невозможно, с ним нужно только договариваться"). Воспитатели же в детском саду (в силу различных обстоятельств) не всегда будут стараться найти индивидуальный подход к каждому малышу и пытаться договориться.

Для ребенка, привыкшего к уважительному отношению дома, когда взрослые с его мнением считаются, принуждение к чему-то и беспрекословное подчинение, будет особенно обидными и, соответственно, провоцировать агрессию.

Мы бы Вам, прежде всего, советовали выслушать мнение сына по поводу конфликтов с воспитателями. Что он сам думает об этом? В любом случае, не нужно ругать ребенка, напротив, надо показать ему, что Вы понимаете его чувства, что Вы на его стороне и хотите ему помочь. А для этого Вам нужно вместе подумать над тем, как более конструктивно можно реагировать на поведение воспитателей.

Полезно будет, если ребенок сам примерит на себя роль воспитательницы (лучше всего это делать в игровой форме) и поймет, что воспитателю довольно тяжело сладить с целой группой таких разных ребят, что она устает и ее нужно понять и пожалеть, а не обижаться.

Предложите сыну разыграть дома, используя куклы и др. подходящие игрушки, конфликтную ситуацию с воспитателями в детском саду. Важно, чтобы мальчик побывал и в роли ребенка (себя самого), и в роли воспитателя.

Как это можно сделать, мы опишем Вам на примере др. ребенка (5-ти лет), который проявлял агрессию в отношении бабушки:

“Мать пятилетнего мальчика сообщила, что он два дня назад нахамил бабушке, подробно описала его поведение и слова. Было решено провести с ним занятие по мотивам сказки "Кошкин дом". В игре участвовало несколько фигурок. Поскольку фигурок козла и козы не нашлось, их заменили олень и медведь. Сначала психолог "исполнял роли" кошки и оленя, а мальчик играл с любимой игрушкой - медведем. Гости приходили в "Кошкин дом" и начинали там резвиться и хамить хозяйке. Парнишка воспринимал это поведение как должное, и его медведь вовсю смеялся и издевался над несчастной хозяйкой дома.

Затем роли поменялись и роль кошки досталась мальчику. Тут гости совершенно "озверели" и их хамство перешло всякие границы. При этом психолог аккуратно вставлял в грубые речи животных те слова и выражения, которые пациент использовал в разговоре с бабушкой. Ребенок некоторое время держался и даже посмеивался, но затем стал возмущаться хамским поведением "гостей", а под конец даже расплакался.

Когда после небольшого перерыва мальчик успокоился, было проведено обсуждение поведения животных. Ребенок довольно бойко перечислил все безобразные слова и действия хамивших животных, но на вопрос, не слышал ли он такое в последнее время, сразу не ответил. Тогда мама (которая к этому времени уже тоже успокоилась) напомнила ему, кем и в какой ситуации произносились эти фразы. Затем состоялся серьезный разговор о поведении с бабушкой.

Ребенок сам признал, что вел себя не лучшим образом, было обсуждено, как лучше общаться с бабулей, даже если она "сильно пристает", как выразить свое недовольство корректно. После этого в гости к кошке пришли очень вежливые животные, роли которых исполнял, конечно, мальчик.

Через неделю мать мальчика сообщила, что все предыдущие дни поведение ребенка в семье было образцовым и он ни разу не нагрубил старшим (хотя имел для этого повод).”  

 2005-11-08  12:45:51
  Людмила  Здравствуйте! У меня очень сложная ситуация, девочка 6 лет бьет, материт, кричит на маму, закатывает истерики, любит показывать суицидные попытки: кидается под машину, нож и многое другое, на меня замахивается, кидается, в детском обществе, наоборот, застенчива, неуверена, без мамы нигде ни с кем не остается,не может из-за страха остаться без мамы, никуда не ходим, сидим дома. Психиатры ничего не советуют. Обучаться будем на дому. Псих.расстройства не ставят, неужели до такой степени избалована? Живем с бабушкой и дедушкой без папы,не знаю как себя вести, как отвечать на агрессивность. Пробовала и по-хорошему и била - ничего не помогает! Кричит мне: "я тебя хочу убить!" "хочу чтобы ты умерла!",но при этом не может и минуты без меня прожить. Инфантильна. В спокойном состоянии меня любит целует, переживает. Приступы ежедневные. Иногда может забыть, отвлечься на недели и даже месяцы пока не вспомнит и пошло ежедневно. Что делать?! У нас ММД поражение ЦНС гипоксического генеза,лечимся регулярно, но врачи говорят, что нет ничего страшного и тяжелого - все компенсировалось,правда психика страдает. В псих. б-це лежали: она на людях тихая, никто не верит мне,такое и многое другое не буду все описывать она позволяет только со мной, не уважает. Как добиться авторитета? Принимаем сона пакс, но он ей не помогает.  

 2006-01-01  16:52:39
  Адалин  Здравствуйте, Людмила,

ситуация, действительно, сложная, и, как Вы сами понимаете, советовать здесь заочно что-то сложно. Конечно, на состоянии ребенка могла сказаться и минимальная мозговая дисфункция (ММД), которая с возрастом хотя и компенсируется, но это при условии правильного воспитания. О воспитании ребенка с врожденной детской нервностью Вы можете прочитать здесь -

http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_11b.shtml

Немаловажное значение имеет чрезмерная привязанность девочки к маме, зависимость, застенчивость, боязливость. Такие черты характера могут способствовать возникновению у ребенка невроза. Судя по Вашему описанию у ребенка уже предневротическое состояние (предневроз). Более подробно об этом мы советуем Вам прочитать в статье "Неврозы у детей" - http://adalin.mospsy.ru/r_02_00/r_02_01e.shtml  

 2006-01-10  12:44:55

      ВСЕ АРХИВНЫЕ ФОРУМЫ ЦЕНТРА АДАЛИН

      Вопросы воспитания

      Обучение и развитие

      Детские страхи

      Вредные привычки

      Детский сад

      Первый класс

      Половое воспитание

      Семья

      Неполная семья

      Здоровье

      Семейный досуг

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?