нажми для закрытия
поделки

меню Главная

<<< ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ ФОРУМА

<<< Детские страхи

      Сильный испуг, стресс

  olga0111  Хотелось бы услышать совет. Мой сын с самго раннего детства негативно относился к врачам. Для того чтобы пойти к врачу, необходимо было провести тщательную подготовку, настроить, побеседовать. Сейчас ему пять лет и он стал относиться к посещению врачей более спокойно. Но недавно нас направили на ЭКГ и он пошел в поликлиннику с бабушкой. Что именно его напугало, точно сказать не могу, но ЭКГ ему снять так и не смогли и после этой неудачной процедуры у него начались страхи. Он разглядывает на своем теле все пятнышки, прыщики, синяки. Плачет, говорит, что после ЭКГ у него появились эти болячки и синяки. Постоянно мажет их зеленкой, йодом, одеколоном. Потом он стал говорить, что у него "красная пися" из-за того, что он писает. Стал задерживать мочу, идет в туалет только когда уже не может сдерживаться и иногда писаеться по дороге. После туалета сразу просит мазать писю кремом или присыпкой. Боиться ходит в ванную мыться, потому что "пися после этого краснеет". Это состояние продолжаеться уже более недели. Мы водили его к психиатару. Психиатар назначил сонопакс 10мг 1/2т 2 р/день и микстуру с бромом. Консультацию психолога. К психологу мы еще не ходили, т. к. он в отпуске. Помогите, дайте совет, что делать в этой ситуации. Раньше таких расстройств не было. Боюсь пропустить начало какого-то ужасного психического заболевания. Стараемся его отвлекать, что бы он забыл о происшедшем, но возможно надо что-то немедленно предпренимать. Заранее благодарна за помощ и совет.

  

 2005-07-05  09:26:57
  Адалин  Ольга, прежде всего, мы советуем Вам самой успокоиться и не волноваться раньше времени. Если вся проблема заключается только в том, о чем Вы написали, то абсолютно ничего страшного здесь нет...тем более, мы не видим здесь "начала какого-то ужасного психического заболевания".

Страх медработников и посещения больницы присущ очень многим детям младшего дошкольного возраста, к пяти годам подобные страхи уменьшаются (что произошло и у Вашего сына).

Стресс, вызванный посещением поликлиники (к сожалению, виной тому часто бывает неправильное поведение самих врачей), привел к возобновлению прежних страхов.

Мы бы Вам рекомендовали успокоить ребенка, заверить его, что к врачам он больше не пойдет до тех пор, пока сам не захочет. И ближайшее время, действительно, стоит воздержаться от посещения поликлиники и врачей.

Вместо сонопакса и брома, на наш взгляд, лучше бы подошел новопассит или трава пустырника, пассифлоры, корень валерияны. Необходимо заверить ребенка, что с помощью этих средств (чтобы он ни принимал) он вылечится от всех болячек, синяков, зарапин и прочих напастей. Надо убедить его, что это очень хорошее средство и к врачам ему поэтому идти не надо!

Также эффективна может быть игровая психотерапия - http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01o.shtml

и арт-терапия - http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_01n.shtml  

 2005-07-05  16:03:35
  Гуля  Я тоже хотела бы обсудить такие проблемы. У моей младшей племянницы с самого маленького возраста проблем с посещением поликлиники не было. Пока ее не привели к детскому гинекологу! Я вообще не понимаю, Зачем туда водить маленьких девочек, по крайней мере до тех пор, пока они не вырастут и сами не осознают, что это им нужно???
Правда ведь, что это травмирует и без того хрупкую психику ребенка!
Как только девочка поняла, что ей предстоит такой осмотр (ребенку уже было 5 лет), она всеми силами начала сопротивляться, устроила истерику, что она боится и ей стыдно. Результат: в поликлинику ее не затащишь, у нее появились неврозы: истерики, плачет по ночам, старается скрывать от взрослых любые недомогания. Теперь ее семья решает, как проконсультироваться у психотерапевта, к которому ребенка направили. Пытаются двать легкие успокоительные средства: валериана (настойка), новопассит. Но невроз боязни врачей ведь этим не вылечишь!
Неужели есть такие родители и врачи, которые насильно заставляют детей проходить этот осмотр? Ведь это психотравма для ребенка, причем не только для малышек, но и для подростка может быть.
Правда ли то, что это ввели в школах и детсадах? Ведь у девочек есть право придти, но от осмотра отказаться? Почему родители молчат???
Ведь что морально не навредит одному, для другого - плачевно.
Как успокоить мою маленькую родственницу, что ей сказать?  

 2005-07-25  16:42:11
  Адалин  Гуля, во-первых, ответим на Ваш вопрос: " Зачем водить маленьких девочек к детскому гинекологу?"

Любая девочка независимо от возраста имеет те же самые половые органы, что и взрослая женщина. У появившегося на свет крошечного существа женского пола еще нет ни зубов, ни волос, но уже есть и матка, и маточные трубы, и яичники. А раз есть орган, не исключено, что в нем могут развиваться какие-то болезненные процессы.

По наблюдениям специалистов, от 15 до 25 процентов девочек дошкольного возраста и девочек-подростков, еще не достигших совершеннолетия, страдают различными гинекологическими патологиями. Это и воспалительные заболевания половых органов, и кисты, и миомы, и нарушения менструальной функции. Их надо своевременно выявлять и лечить. В противном случае они могут не только подорвать здоровье девочки, но и вызвать в более позднем, детородном возрасте нарушение репродуктивной функции. Именно в детстве и юности легче всего предупредить гинекологические заболевания.

Первый осмотр наружных половых органов проводится в роддоме вскоре после рождения ребенка. Его основная цель - идентифицировать пол новорожденного. Кроме этого планового послеродового осмотра Минздравом РФ установлено еще два обязательных профосмотра при участии детского и подросткового гинеколога. Оба профосмотра проводятся централизованно. Первый - при поступлении ребенка в школу, в 6-7 лет. Второй - во время пубертатного периода, в 11-12 лет, когда у большинства девочек уже начинаются менструации. Но при этом сама девочка (или ее родители) во время профосмотра имеют полное право ответить отказом на просьбу врача раздеться и занять место в "страшном" кресле.

Второй Ваш вопрос: "Как визит к гинекологу отражается на психике юной пациентки?" Здесь, конечно, многое зависит от поведения врача, от того, как родители подготовили ребенка к осмотру и от их поведения после него, а также от психологических особенностей самой девочки. Причем все это справедливо в отношении посещения любого врача.

Взаимоотношения ребенка и медицины базируются на теоретической подготовке в домашних условиях. Наиболее распространенный учебник на эту тему - знаменитая книга К.И. Чуковского "Доктор Айболит". Гениальный доктор - идеал врача в детском восприятии: дает шоколадки, потчует гоголем-моголем, иногда ставит градусники. Сложные оперативные вмешательства, например, пришивание ножек зайке, выглядят весьма безобидно. Ничего плохого (страшного и болезненного) доктор своим пациентам не делает, что вызывает в отношении Айболита повышенную любовь детского населения и патологическую зависть практических врачей-педиатров.

Реальная жизнь - реальные болезни и реальные больницы - вносят свои коррективы. Милая сказочная теория уступает место практике. Большинство контактов с медициной - боль, страх, неудобства и другие маленькие и большие неприятности.

Вечный вопрос - кто виноват? Почему ребенок и врач с трудом находят взаимопонимание? Почему сплошь и рядом дети испытывают страх и антипатию по отношению к медицинским работникам? Почему доктор Айболит хороший, а наш врач Мария Ивановна плохая?
Ответы на поставленные вопросы имеют своей основой целый ряд объективных и субъективных факторов. Вначале поговорим о факторах объективных, о тех вещах, в отношении которых улучшить существующую ситуацию практически невозможно.

Итак, уже на этапе профилактики болезней система наблюдения за ребенком предусматривает взятие клинического анализа крови, осмотры участкового педиатра и врачей-специалистов, а также профилактические прививки. Взять кровь безболезненно невозможно, прививки без уколов - мечта, ну разве что вакцина против полиомиелита приятное исключение. А осмотр отоларинголога, а страшная темная комната в кабинете окулиста, а невропатолог с молотком в руках?

Что уж говорить о болезнях! И без того плохо, а тут еще бесконечные уколы, клизмы, заглядывания в рот, щупания живота, горькие лекарства и все время рядом со страхом, рядом с болью, рядом с запретами и ограничениями суетятся люди в белых халатах.

Субъективных факторов значительно больше. И разговор о них будет, разумеется, более подробный, ведь имеются вполне реальные возможности воздействия на существующее положение вещей.
Ключ к пониманию: в многократно упомянутой нами системе "врач-ребенок" существует важнейшее промежуточное звено - родители и лица, приближенные к последним (дедушки-бабушки, дяди-тети, братья-сестры).

Совершенно очевидно, что до контакта с медициной осуществляется внутрисемейная подготовка, а после контакта - опять-таки внутрисемейный "разбор полетов". Исходная концепция - вполне логична. Ну какому здравомыслящему родителю придет в голову сказать ребенку: "сейчас мы пойдем в поликлинику, где тебе сделают больно". Человеку очень важно быть, или, по крайней мере, казаться хорошим, если не в собственных глазах, то уж наверняка в глазах окружающих.
Обозначенное общее правило, применительно к собственным детям, повсеместно и неукоснительно выполняется. Плохим может быть кто угодно - противный дядя врач, нехорошая тетя, которая уколола пальчик - но никогда не могут быть плохими мама и папа.

Отсюда первая проблема - прямое противопоставление добра (мамы, папы) и зла (врачей и медсестер).

Вторая проблема в том, что, несмотря на все родительские попытки хорошими быть, быть хорошими не получается. Хотя бы потому, что обманывать ребенка долго не удается. Пообещали, что не больно и не страшно, а было и больно и страшно.

Третья проблема - проблема непосредственного контакта врача и ребенка. Индивидуальный подход, нахождение общего языка, выявление и учет конкретных особенностей характера - все это требует от врача "всего" трех вещей: желания, умения и времени. На первый взгляд весьма парадоксальным выглядит тот факт, что при избытке умений и желаний, фактор времени оказывается решающим. Но это только на первый взгляд. Попробуйте найти общий язык, когда за дверью кабинета очередь, или когда в перспективе 20 вызовов на дом. Добрый дедушка профессор всегда лучше "просто врача", и не просто лучше, а лучше в три раза.

Почему? Да потому, что по отношению к отдельно взятому ребенку у него:

1) больше опыта;
2) больше знаний и
3) больше времени.

Банальная фраза "время - деньги" одинаково актуальна и в банковском деле и в здравоохранении. Сумма, которую зарабатывает врач в единицу времени настолько смехотворна, что даже мысль о необходимости в течение 20 минут уговаривать Петю открыть рот тоже кажется смешной.

Еще одна проблема и опять связанная с материальным благополучием, как здравоохранения, так и народонаселения. Очень и очень многие болезненные и неприятные методы терапии могут быть абсолютно равноценно заменены приятными, безболезненными, но значительно более дорогими вариантами лечения. Болезненные уколы антибиотиков в 70-80% случаев оказываются не нужными. Те же препараты можно назначать внутрь в виде сладких микстур. Но стоимость этих препаратов (как правило, импортных) нередко оказывается в 2-3 раза выше, чем лечение уколами.

Садистские процедуры, вроде банок и горчичников по логике должны быть заменены разнообразными физиопроцедурами, квалифицированным лечебным массажем. Мы уже не говорим о стоматологии - уникальной области медицины, в которой доброта или, наоборот, "страшность" врача напрямую зависят от кармана родителей пациента.

Где же выход? Есть ли он вообще? Как все-таки добиться того, чтобы врач и ребенок были добрыми друзьями? Позволим себе в этой связи некоторые советы.

Первый совет, который, наверное, и не совет вовсе, касается не столько родителей, детей и врачей, сколько организаторов здравоохранения. Врач и для ребенка, и для родителей ребенка должен быть своим, близким человеком. С которым общаются не только когда плохо, но и, хотя бы иногда, в те дни, когда хорошо. В идеале врача ребенку не государство должно назначать (именно так и происходит, когда речь идет об участковом педиатре), а родители должны выбирать.
Логично в этой связи, чтобы труд такого врача оплачивался самими родителями, а не государством. Но это все теория: 90% всех детских болезней - болезни инфекционные, а лечение инфекционных болезней в индивидуальном порядке законом запрещено. Поэтому теоретически проблемы индивидуального подхода, врача-друга, взаимосвязи умений, желаний, квалификации и оплаты труда вроде бы не сложно решить, хотя бы для той части населения, которая может оплачивать услуги врача.

Но практически это невозможно потому, что, пропагандируемый в последнее время институт семейных врачей, на самом деле получается полусемейным, поскольку врач - человек государственный (бюджетный), а значит бедный, ограниченный во времени и думающий о том, чем кормить собственных детей. Еще раз подчеркнем: не государственным (частным) семейный врач при существующих законах быть не может, потому, что имеет полное право лечить язву желудка у папы, вегето-сосудистую дистонию у мамы, но не имеет никакого права лечить ребенку понос, ветрянку или скарлатину.

Повсхлипывав по поводу несовершенства законов и глобальной бедности, вернемся к реалиям бытия. Итак, цели и задачи родителей, способы реализации.

Очень важно помнить о том, что антипатия ребенка к медицинским работникам, мягко говоря, не способствует меньшей болезненности медицинских процедур. Осмотреть полость рта при любой болезни врач просто обязан, и он это сделает вне зависимости от того, захочет Маша открывать рот или нет. В последнем случае будет больно и неприятно.
Категорически нельзя врать! Ни про то, что будет не больно, ни про то, что в больницу не положат. Нельзя давать обещаний, которые могут оказаться невыполнимыми, а потом сваливать на докторов собственные педагогические огрехи ("завтра я тебя из больницы заберу"; "я не могу тебя забрать, врачиха не отпускает").

Ребенка в принципе лучше не запугивать, но одно дело пугать мифическими понятиями (бабой Ягой, дедом Бабаем, сереньким волчком который кусает за бочок и т.п.) и совсем другое - реально существующими явлениями. Со всей определенностью заявляем, что запугивание врачами, больницами и уколами следует рассматривать как одну из наибольших педагогических глупостей. За примерами и цитатами далеко ходить не надо: ешь, а то положим в больницу; если не будешь спать, придется делать тебе уколы; сейчас вызовем врача, тогда узнаешь, как маму не слушаться...

Разъяснительные беседы с детьми всегда должны подчеркивать тот факт, (кстати, вполне очевидный) что данный, пусть даже весьма противный и неприятный вариант лечения, обусловлен именно болезнью, а не желаниями врача быть в свою очередь противным и неприятным.

Даже если Вы не считаете врача добрым хорошим и ласковым, не надо ребенку об этом сообщать. Категорически недопустимо критиковать и критически обсуждать медицинских работников в присутствии детей. Нельзя заставить ребенка полюбить врача, если аналогичной любви по отношению к врачу он не наблюдает со стороны других членов семьи.
Возьмите на себя часть запретов, ограничений и требований - пусть необходимость постельного режима и глотания горькой таблетки, потребность в определенной (но нелюбимой пище) и визите в поликлинику исходят от Вас.

Постоянными ссылками на врача, из-за которого все эти неприятности возникли, улучшить ситуацию вряд ли удастся. Но разлюбить родителей невозможно, а сформировать антипатию по отношению к доктору - очень легко.  

 2005-07-26  09:51:22

      ВСЕ АРХИВНЫЕ ФОРУМЫ ЦЕНТРА АДАЛИН

      Вопросы воспитания

      Обучение и развитие

      Детские страхи

      Вредные привычки

      Детский сад

      Первый класс

      Половое воспитание

      Семья

      Неполная семья

      Здоровье

      Семейный досуг

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?