Одаренные дети.
Макс | Хотелось бы узнать, каких детей называют одаренными? Вообще, как определяют одаренность у детей? | 2005-04-12   | 21:45:40 |
Адалин | Одаренными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др. Четких критериев одаренности пока не выработано, хотя большинство специалистов сходятся во мнении, что для одаренных детей характерно опережающее развитие, т. е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров. В познавательной сфере это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими процессами одновременно, активно исследовать окружающее, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы, создавая в воображении альтернативные системы, и т. д. Превышение средневозрастных норм на стадии "приема" информации сочетается с отличной памятью и ранним языковым развитием, способствующими накапливанию и интенсивному использованию большого количества информации. Кроме того, одаренных детей нередко отличают сосредоточенность и большое упорство в решении поставленных задач, изобретательность и богатая фантазия. Как правило, они обладают развитым чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Вместе с тем, им, как правило, не достает эмоционального баланса, они бывают нетерпеливы, порывисты, гипердинамичны, часто им свойственны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. В качестве отличительных черт одаренных детей иногда отмечают повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у них меньше, чем у сверстников) или сравнительно относительную неравномерность (гетерохронность) развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от развития познавательных способностей) и др. Выявление, обучение и поддержка одаренных детей в настоящее время во многих странах осуществляются за счет специально разработанных государственных программ. Для определения способностей и одаренности используются специальные методики. Долгие годы интеллект рассматривали как главный показатель одаренности. В настоящее время обозначились две основные тенденции в исследовании детской одаренности: все большее внимание привлекают так называемые "неинтеллектуальные" факторы интеллекта (т. е. значение тех или иных качеств личности для развития способностей), и усиливается интерес к природным предпосылкам интеллекта. Проблема наследуемости способностей и одаренности (их задатков) очень сложна, и не всегда наследственный потенциал служит гарантией будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы превратятся в творческую индивидуальность, во многом зависит от влияния окружающих одаренных детей взрослых. Иногда одаренные дети не показывают высоких достижений из-за отсутствия интенсивной и постоянной педагогической поддержки. Мнение о том, что одаренные дети способны сами разрешать трудные ситуации, особенно вредно в период интенсивного формирования личности (возраст от 2 до 7 лет). Время поступления в школу, период отрочества и т. д., когда особенно ярко возможны проявления законов гетерохронности (неравномерности) индивидуального развития, могут оказаться периодами наибольших стрессов для одаренных детей. Особую проблему представляет сочетание одаренности с ранними проявлениями у детей психической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Довольно противоречивы мнения, касающиеся сроков начала обучения одаренных детей. Имеются данные, что условия раннего обучения наиболее благоприятны для юных музыкантов и математиков. Таланты в гуманитарной области проявляются позже, и сокращение дошкольного периода не всегда способствует их развитию. Каждый из одаренных детей требует индивидуального подхода. Рекомендуем Вам статью на данную тему: - Одаренный ребенок в школе [url]http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_02t.shtml[/url] | 2005-04-14   | 21:48:55 |
Solnce | Мне кажется, что успех ребенка в жизни в большей степени завит от таких качеств его личности, которые помогают проявиться природным способностям (пусть даже не выдающимся). И главное еще, не стоит перехваливать способного ребенка, иначе у него сформируется слишком завышенная самооценка. И если вдруг его реальные достижения в будущем не будут такими же высокими, как притязания, то несладко тогда придется "непризнанному гению". | 2005-04-18   | 14:09:31 |
Сергеева Ольга | Подскажите, как выявить направленность, предрасположенность ребенка к какому-либо виду деятельности, т.е. определить предпосылки к одаренности в одной из областей творческой деятельности? | 2005-04-22   | 16:44:37 |
Адалин | Ольга, рекомендуем Вам следующую статью на эту тему [url]http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_02f.shtml[/url] | 2005-04-24   | 09:39:52 |
Гульнара | Как-то в Московском Комсомольце была статья о судьбе одаренных детей. Так вот только единицы из них достигли реальных успехов в жизни, зато у очень многих была трагическая судьба. Дело в том, что очень часто одаренность - это просто ускоренное (опережающее) умственное развитие. По аналогии, например, костер может гореть долго и умеренным пламенем, либо ярко вспыхнуть и потухнуть. Что происходит с одаренными детьми, которые уже в 2 года читают, считают, знают иностранные языки потом? А вот что: их среднестатистические, нормальные сверстники их догоняют, и даже перегоняют, а одареные, привыкшие к славе и популярности, начинают впадать в депрессию. И еще такой момент : слишком раннее обучение детей чтению, счету и т.п. ведет к интенсивному развитию левого (логического, словесного) полушария головного мозга, в ущерб правому (эмоциональному, творческому), а это тоже негативно сказывается на детской психике, приводя к неврозам. Поэтому хотелось бы пожелать родителям не форсировать события, всему свое время. Пусть у ваших детей будет полноценное и счастливое детсво, тогда и вся их жизнь будет яркой, полной и счастливой! | 2005-05-06   | 09:19:51 |
Анна | Не стоит выявлять предрасположенность рано. Лучше дать ребенку возможность проявить себя в разных областях. И поверьте, наступит момент, когда ребенок сделает выбор сам. Просто у каждого этот момент наступает в своем возрасте. Все пригодится. Говорю это по опыту развития своего сына. До школы наняла ребенку частного педагога по музыке и иностранному языку, водила на занятия ИЗО, дома был компьютер и тот, кто смог научить и объяснить, сама прошла с ним полный курс подготовки к школе. В начальной школе добавили бассейн и футбольную секцию. Нигде не заставляли, шли от желания ребенка, но до 6 класса не была уверена в "предрасположенности" своего мальчика: и пел, и хорошо двигался, и в футбол здорово играл, отлично рисовал, хорошо самостоятельно учился, артистичен, хорошая память. А теперь - победитель международных конкурсов совсем в другой области, хотя без творчества там нельзя. Главное, что свой выбор мой сын сделал сам: сдал тестирование, изучил технологии практически с нуля, смог себя подать и продвинуть. А моя задача родителя: не мешать, создать условия и радоваться, критически корректируя качества личности. Вот и все. Удачи. Но помните, одаренные (не гении, обычные, но способные) дети сложны в общении, обычно имеют повышенную эмоциональную возбудимость. С такими детьми тяжело жить родным и близким. | 2005-06-29   | 07:26:11 |
Катюшка | Я согласна с Анной, что задача родителей состоит в том, чтобы создать для ребенка т.н. "развивающую среду", предоставить возможность выбора...но окончательное решение в любом случае должно оставаться за ребенком. Иначе получится, что родители будут навязывать ему свои представления, ожидания, несбывшиеся собственные надежды, тогда как малыш должен жить своей жизнью, он должен идти своим путем. Я считаю, что у каждого ребенка есть талант к какому-либо роду деятельности, определенные способности к чему-либо. К сожалению, современная система образования ориентирована на детей с вербально-логическим интеллектом (у которых хорошо развита способность работать с текстом, читать, писать). Все остальные дети остаются "за бортом". К ним часто прикрепляют ярлыки отстающих, неудачников, тупиц...так вот задача родителей как раз и состоит в том, чтобы помочь ребенку раскрыть свою собственную индивидуальность. Между прочим, слово "образование" (по-английски - education) происходит от латинского слова educare, что означает "вынимать, извлекать", но отнюдь не "вкладывать". И еще мне хотелось бы пожелать родителям проще и спокойнее относиться к школьным оценкам ребенка. Успеваемость в школе и успех в реальной жизни абсолютно НЕ взаимосвязаны. Важно, чтобы у ребенка, если ему трудно дается учеба в школе, не снизилась самооценка, чтобы он не чувствовал себя ущербным. А для этого надо помочь ему добиться успеха в других областях. | 2005-06-29   | 09:01:31 |
Вероника | Практически всю беременность я готовилась к этому состязанию. Только и думала о том, как обеспечу своему ребенку самое гармоничное развитие, самую престижную школу, самый высокий в мире IQ и вообще все самое-самое. Я собиралась им заниматься. А пока серьезно и усердно к этому готовилась. То есть прочла гору трудов, посвященных психологии раннего детства. Я готова была писать карточки с цифрами и развешивать по дому таблички с надписями "дверь", "стена", "окно", готова была поливать своего будущего ребенка холодной водой и читать ему вслух Гомера... В общем, готова была делать что угодно, лишь бы дать ему возможность развиваться гармонично. Пока однажды, примерно за месяц до родов, не спросила себя: а зачем, собственно, я собираюсь все это делать? Честный ответ ошеломил даже меня: хочу произвести впечатление. Причем сразу на всех, включая саму себя и своего еще не рожденного кроху. Сейчас я думаю, что выбранный мною путь негласно назывался: "Я вам всем покажу!". Вы еще вздрогнете от зависти. В год он будет сочинять стихи, в три — писать прозу, в пять докажет какую-нибудь теорему, в шесть научится виртуозно играть на скрипке... Глупость моих двадцати лет заключалась в желании доказать окружающим нечто посредством успехов своего ребенка, мудрость — в том, что я смогла себе в этом честно признаться. | 2005-06-29   | 11:21:46 |
Наталья В. | Здравствуйте! У моего шестилетнего сына сенсорная алалия. Тестировали у психолога на Айкью по невербалике. 132 балла. Профессор сурдопедагогики и логопедии пояснил, что налицо редкий случай одаренного неговорящего ребенка. Мальчишка и вправду необычаен- даже хореограф после годичного занятия в группе никак не могла подумать, что он не понимает обращенной речи и не говорит. Назвала его лучшим танцором. Допускаю, что в основе "неговорения" лежит стресс, но как повлиять- нуждаюсь в помощи достоверной. Заранее благодарю за ответственность. С уважение , Наталья В. г.Минск. | 2005-08-30   | 11:20:16 |
Виктория | Моему сыну 1 год и десять месяцев. Некоторые моменты в его развитии меня немного смущают. Ребенок очень мало говорит, только простые одно- или двухсложные слова. Говорит неохотно. При этом он уже выучил почти весь алфавит, хотя я не большая сторонница раннего развития. Ему однажды просто ткнули в буквы "А" и "О" и назвали их. Потом он начал тыкать пальчиком в любые буквы и просить их называть. Запоминает их он очень быстро и называет сам даже те, которые плохо произносит, например, "Р". Теперь "читает" все, что видит, вывески на улицах, надписи на упаковках и т.д. Это доставляет ему большую радость. Быстро усвоил понятия: один, много; основные цвета; самый большой, самый маленький; формы: круг, квадрат, треугольник, овал. Игрушкам предпочитает книжки, может внимательно слушать от начала до конца сюжет для 4-6-ти летнего ребенка. Начал улавливать ритм. Может повторить недлинную мелодию. Занималась его физическим развитием (массаж, упражнения, упражнения в воде, стараюсь почаще давать в руки предметы, которые развивают). Я с рождения много разговариваю с ним, ввожу различные понятия, даю объяснения. Слушает с удовольствием, уровень пассивного владения речью демонстрирует такой, что часто всех удивляет, но почти не говорит. Может, мы что-то делаем не так? | 2006-01-10   | 17:07:42 |
Лесик | Посоветуйте пожалуйста, какие можно дать рекомендации родителям по развитию и воспитанию одаренных детей. Заранее благодарю. | 2006-12-19   | 20:28:58 |
ВСЕ АРХИВНЫЕ ФОРУМЫ ЦЕНТРА АДАЛИН
Видео - Букварь на YouTube
Новейший онлайн букварь
Валентинки своими руками
Поделки к 23 февраля
Открытки к 23 февраля
Рисунки на тему зима
Аппликации на тему зима
Зимние поделки
Какие возможности предоставляет ледяная горка?