нажми для закрытия
поделки

меню Главная

<<< ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ ФОРУМА

<<< Обучение и развитие

      Этапы развития детской речи

  Майя  Здравствуйте! Я - мама очаровательной девочки 3-х месяцев:) Могли бы вы, пожалуйста, подсказать основные этапы развития детской речи, то есть в каком возрасте и что ребенок должен уметь говорить, чтобы определять - нормально он развивается или нет.  

 2005-04-28  15:21:43
  Адалин  Можно выделить следующие этапы развития детской речи:

К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 же недель - закономерная улыбка.

3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, "гукание". Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

4 месяца. Появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.

6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

7 месяцев. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. ; используются звуки: п, б, м, г, к, у, а.

9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в "ладушки".

10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.

11 месяцев. Использует уже как минимум 3 "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации.

1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя").

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" - "Мама, иди!", "Дай ляля" - "Дай куклу"). Словарный запас 20 слов.

2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 5 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усиливает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, и, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (щ, ж, ч, щ) сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне, повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"), Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.). Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Обратите внимание! Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, они должны быть обязательно консультированы детским психологом и логопедом.

Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов за взрослыми: правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это временные (физиологические) нарушения звукопроизношеиия, обусловленные недостаточной сформированностыо речевого слуха и артикуляционного аппарата (возрастная или физиологическая дислалия). При нормальных условиях, когда дома осуществляются мероприятия по укреплению здоровья детей, когда взрослые, разговаривая с малышом, не употребляют "детских" слов, а дают ему правильные образцы речи и проводят систематическую работу по формированию правильного произношения, физиологические нарушения исчезают. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его психики, а также могут привести к трудностям в обучении письму и чтению. (Дети пишут так, как говорят). Постановка правильного произношения способствует усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного ("могу сказать то, что хочу") и речеслухового ("говорят - я понимаю") анализаторов.  

 2005-04-28  18:32:09
  ЮЛИЯ  Здравствуйте ! Моему сыну 7лет он в первом классе,но у него проблема он не может правильно состовлять предложения,просто набор слов и ничего больше . Ведь в его возрасте он должен свободно разговаривать , составлять предложения, а он как будто боиться, пожалуйста подскажите что мне делать .  

 2005-10-03  19:36:55
  Адалин  Здравствуйте, Юлия,

у Вашего сына, судя по описанию, моторная алалия.

Недоразвитие речевой деятельности (алалия) является или следствием того, что созревание нервных клеток речевой зоны левого полушария мозга в силу каких-то причин запаздывает, или результатом раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах или травмах вскоре после рождения.

Алалии разделяют на моторную, когда страдает речь самого ребенка, и сенсорную, когда нарушается понимание речи других людей. Обычно на практике у ребенка выделяется лишь преобладание моторных или сенсорных нарушений. Моторная и сенсорная алалия в чистом виде почти не встречается.

У детей, страдающих алалией, речь развивается поздно, запас слов пополняется медленно, и используются в речи они неправильно. Ребенок часто ищет нужную последовательность звуков в слове, но не может ее найти: это приводит к многократным повторениям, перестановке слогов, искажению слов.

Дети-алалики не изменяют слова по числам, падежам, в их речи отсутствуют связки и т. д., поэтому в 7-8 лет ребенок говорит как двух-трехлетний: "Катя гуляет садик", "книга бах стол пол".

Дети с алалией обычно плохо учатся. Им трудно дается последовательность произнесения звуков, поэтому они плохо читают, а плохая техника чтения мешает пониманию читаемого.

У детей-алаликов наблюдается недостаточное развитие моторики - они малоподвижны, неловки, медлительны или, наоборот, расторможены. Многие из них с большим трудом могут научиться одеваться, причесываться и т. д. Тонкие движения пальцев рук неразвиты, некоординированны.

Поскольку имеется недоразвитие речевых областей мозга, в работе с детьми-алаликами нужно использовать другие области мозга, более полноценные - слуховые, зрительные или осязательные и в занятиях опираться главным образом на них. Обычно у этих детишек имеются более или менее выраженные невротические наслоения. Это тоже требует лечения. Нужно обратить внимание на развитие общей моторики; логопеды здесь отмечают особенно благотворное влияние занятий по ритмике. Большое влияние должна также оказать тренировка тонких движений пальцев рук.

Заниматься лечением алалии должны специалисты, самостоятельно родителям с данной проблемой не справиться.  

 2005-10-04  10:50:27
  наталья  Здравствуйте. Ребенку 2 года.Ребенок не речевой.Не понимает обращенную к нему речь. Не общителен, в контакт с посторонними людьми ее вступает. Игрушками не интересуется на новые обращает внимание не более 1 мин. Ставят по вопросом детский аутизм. Посоветуйте на что мне надо обратить внимание в домашних усливиях чтобы подтвердить или сомневаться в этом диагнозе. Реакции на обращенную к нему речь нет. Чем отличаются дети данного возраста с нарушением слуха и детским аутизмом. Заранее благодарна.  

 2005-11-30  09:47:10
  Адалин  Здравствуйте, Наталья,

мы Вам на e-mail выслали диагностический лист - заполните, пожалуйста, те пункты, которые подходят по возрасту Вашей дочери (возраст указан в скобках перед каждым вопросом). Только в этом случае мы Вам сможем сказать что-то конкретное.  

 2005-11-30  10:56:11
  Татьяна Т.  Здравствуйте! Мой ребенок болен эпилепсией с миаклонически-астатическими приступами. Ремиссия. Поставлен диагноз ЗПРР. Мальчику 4 года, но он говорит очень мало. Речь на уровне двухлетнего ребенка, звукопоодражание. При этом этом он понимает всю обращенную к нему речь, точно повторяет услышанные мелодии. Иногда кажется, что ему просто так проще общаться. Занимаемся с психологом. Посоветуйте пожалуйста методики занятий с такими детьми, направленные на развитие речи.  

 2006-01-29  20:27:35
  Кенгур  Здравствуйте! Моему ребенку, мальчику, почти полтора года. Меня беспокоит его рачевое развитие, вернее неразвитие. Несмотря на множество звуков, в его владении, слогов несколько: ба, ма, па, да, в основном только Ыкает и тычет пальцем, когда что-то просит, или чтобы узнать, как это называется. Иногда даже вздыхает, как будто счас что-то скажет, но молчит. "Заболтать" может в хорошем настроении, "тетяй ить"- и все в этом роде. Я все проговариваю, обращаюсь к нему, рассказываю и т.д., да его самого , мне кажется, бесит, что он не может выразить и тогда разводит руки ладошками вверх и Ыкает упорней, аж приседает. Говорят, что для мальчиков это норма, что раньше 2 лет и нечего ожидать речи. Так ли это? Что еще предпринять, или просто ждать двух лет?  

 2006-05-01  14:17:58
  Лариса  Здравствуйте!

Проблема, в общем-то, самая обычная - мой сынишка 5-ти лет не выговаривает несколько букв. У нас в детском саду организуется логопедическая группа. Перед этим мы прошли специалистов (ЛОР, окулист, психиатр), а потом комиссию. Логопеды в комиссии сказали, что у моего ребенка общее недоразвитие. Мне, конечно, как маме, это неприятно. Я люблю сынишку и много времени ему уделяю. Здесь есть и объективные причины. У него год назад вырезали аденоиды. А до этого он плохо говорил, ему было трудно дышать и педиатр сказал, что без операции у него начнет снижаться слух. Вот так получилось. Но уж если проблема с общим недоразвитием есть, как ее решать? Ведь логопедические занятия могут не пойти на пользу, если уровень развития моего малыша ниже, чем у остальных.

  

 2006-06-08  09:48:55
  Адалин  Здравствуйте, Лариса,

логопеды, по всей видимости, имели ввиду, что у Вашего ребенка общее недоразвитие (отставание) речевого развития (ОНР). При этом задержка в развитии речи может сопровождаться, а может и НЕ сопровождаться задержкой психического развития (ЗПР), когда отстают в развитии и другие высшие психические функции: мышление, внимание и т.д. Для детей с ЗПР существуют специальные коррекционные сады. У Вашего сына, очевидно, отставание в речевом развитии НЕ сопровождается ЗПР, поэтому посещение логопедической группы принесет ему только пользу.  

 2006-06-09  13:00:19
  sorokina_ev77  Добрый день!!!
Хочу получить совет.
Моему сыну исполнилось 3 годика. Словарный состав 5 слов. Активно употребляет только мама. Консультировались со многими специалистами. Однозначно поставить диагноз не смогли. Остановились на ЗПР, но есть предположения сенсорно-моторной аллалии. Иногда он все слышит и делает, а иногда вообще не обращает внимание на обращенную к нему речь. Детей любит, узнает. Запаздываем ив физическом развитии от свестников на 6 месяцев. Хорошо занимается с психологом-логопедом. Родителей игнорирует, отвлекается. Нам рекомендуют пойти в сад, но до осени нас не берут. Принимали разные препараты- кортексин 2 курса, когитум, пироцитам, аминалон, церибрум-компазитум. Эффекта нет. Вышлите, пожалуйста нам тоже на e-mail диагностический лист - мы его заполним.
Посоветуйте, как заниматься с ребенком. Все коррекционные сады с 4 лет.  

 2007-01-28  16:55:11
  малышка  Здравствуйте, Юлия! Моему сыну 1 год 8месяцев, он не разговаривает. Иногда произносит мама и баба. Речь он понимает хорошо. Выполняет все действия, которые ему говорят. Может ли это говорить, что он отстает в развитии. Заранее спасибо  

 2007-03-17  08:46:33
  Лидиан  Здравствуте!
Моему племяннику 3 года, но он очень плохо говорит для своего возраста. В детсад его отдавать дорого. Заниматься речью с ним невозможно. Он такой непоседа, очень быстро отвлекается. Ещё он не очень-то хорошо общается с другими детьми. Не ладит с ними, играет только с родственниками. Подскажите, что можно сделать  

 2007-08-15  15:36:34

      ВСЕ АРХИВНЫЕ ФОРУМЫ ЦЕНТРА АДАЛИН

      Вопросы воспитания

      Обучение и развитие

      Детские страхи

      Вредные привычки

      Детский сад

      Первый класс

      Половое воспитание

      Семья

      Неполная семья

      Здоровье

      Семейный досуг

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?