нажми для закрытия
поделки

меню Главная

<<< ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ ФОРУМА

<<< Обучение и развитие

      Мама, чей рисунок лучше всех?

  Валентина  Недавно к моей дочери Нине (5 лет) пришли в гости ее детсадовские друзья-приятели. Сначала дети играли, а когда игрушки уже надоели, решили порисовать. Я обеспечила их всем необходимым для изобразительной деятельности: красками, кисточками, карандашами, фломастерами, альбомами и т.д. Когда рисунки были готовы, ребятня гурьбой прибежала ко мне спрашивать: "Чей рисунок лучше всех?"

Честно говоря, объективно рисунок одной девочки разительно отличался от работ других детей в лучшую сторону, но мне не хотелось кого-то обидеть, а поэтому я постаралась в работе каждого найти что-то, достойное похвалы.

Вечером же, пожелав дочке спокойной ночи, я уже закрывала дверь, когда Нина попросила меня остановиться и спросила: "Мама, а ведь мой рисунок был самым лучшим, правда?" Меня ее вопрос поставил в тупик, по правде сказать я не знала, как на него ответить.

Подскажите, пожалуйста, как правильно отвечать на подобные вопросы ребенка, так как описанная выше ситуация повторяется достаточно часто. Очень часто дети прибегают к взрослому за тем, чтобы узнать его мнение, получить его оценку. Как правильно поступать в этих случаях?  

 2006-04-09  17:02:37
  Адалин  Здравствуйте, Валентина,

Прежде всего, Вы правильно и мудро поступили, отметив достоинства в работе каждого ребенка. Возраст Вашей дочери (4-5 лет) - это возраст первого поиска признания своих достижений среди взрослых и сверстников. Такой же период, но уже с оглядкой на ощущения дошкольного детства повторится в подростковом возрасте. А пока...

Пока Нина точно хочет услышать, что именно ее рисунок самый-самый. А значит, и она самая-самая. Сказать дочурке, что были рисунки и получше, значит уронить самооценку Нины, а то и вообще потерять доверие ребенка, что намного опаснее даже длительной ссоры. Сказать, что ее рисунок самый лучший, значит обрадовать, но в то же время и возвысить над сверстниками. Возможно, Вы слышали, как некоторые дети в разговорах между собой апеллируют к мнениям взрослых: "А вот мама (тетя Таня, воспитательница) сказала, что я выступала лучше (быстрее, интереснее и т. п.) всех". - "Ты? Ха! Зато ты даже через скакалку прыгать не умеешь", - отвечает какой-нибудь обиженный малыш.

Анализировать, как следует поступить и какую реакцию это вызовет у ребенка, можно бесконечно долго. Главное не только обрадовать ребенка, но и не навредить ему. Характеристика в превосходной степени допустима, когда есть объективные показатели качества: скорость, гибкость и т. д. Об этих показателях дети должны быть информированы заранее. Но и в этом случае дать объективную (с точки зрения ребенка этого возраста) характеристику крайне сложно, практически невозможно. Сознанию ребенка еще недоступно рассмотрение одного и того же события с разных точек зрения. Здесь лучше отметить все работы. Обратить внимание на достоинства каждого рисунка.

Что же касается такой характеристики, как "самая лучшая", то это скорее сугубо материнская характеристика, субъективная и безусловная одновременно. Поэтому вопрос дочки вполне уместно перевести в категорию значимости для мамы. Например, он может быть таким: "Знаешь, Нина, у всех ребят были очень хорошие рисунки, но твой лично мне понравился больше всех. Посмотри, как красиво у тебя получилось море (дерево и т. п.)". Наверняка и рисунок Маши понравился бы ее маме больше, чем другие.  

 2006-04-10  10:29:21

      ВСЕ АРХИВНЫЕ ФОРУМЫ ЦЕНТРА АДАЛИН

      Вопросы воспитания

      Обучение и развитие

      Детские страхи

      Вредные привычки

      Детский сад

      Первый класс

      Половое воспитание

      Семья

      Неполная семья

      Здоровье

      Семейный досуг

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Осенние поделки для детей

Осенние вытынанки

Как нарисовать осень

Идеи для детской вечеринки

Осенние поделки из бумаги

Поделки из овощей и фруктов

Поделки из осенних листьев