<<< Начальная школа <<<
Подготовка к школе
Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении
в школу
Рекомендуем
родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными
развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru.
Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь
методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На
этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления,
речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно
посетите специальный раздел сайта "Подготовка
к школе игры".
|
|
В
возрасте пяти-семи лет у ребенка формируются психические функции,
обеспечивающие впоследствии школьную успешность. Готовность к школе
предполагает не только и не столько конкретные знания об окружающем
мире, хотя если ребенок дремуче невежествен, то учиться в школе ему
будет очень трудно. Не принципиально, на самом деле, умеет ли он считать
до десяти прямым и обратным счетом, знает ли времена года и названия
месяцев, - хотя все эти знания, разумеется, нужны.
Почему перед школой это не самое главное? Практика показывает, что
ребенок, физиологически имея в этом возрасте наглядно-образное мышление,
иногда с трудом запоминает формальные вещи, например, ему не всегда
легко выучить все двенадцать месяцев и запомнить их "подряд и
вразбивку". Учат-учат родители и воспитатели, а от него как от
стенки горох. Но вот он пошел в школу и стал ежедневно прописывать
дату в тетрадке, да еще и время, когда Каникулы, само запоминается,
да и летние месяцы наполняются новым смыслом. Вот и запомнился год,
все двенадцать месяцев - информация перестала быть ненужной и чужой,
он ее о-своил, при-своил, сделал своей. Так что незнание месяцев -
не признак неготовности к школе.
Но есть вещи, принципиальные для учебы в школе. Какие?
Фонематический слух
Детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие,
мягкие и твердые звуки. Он должен слышать, что в именах Тим
и Том звук т звучит
по-разному (мягко и твердо). Различение звонких и глухих, например
г-к - тоже непременное условие, чтобы ребенок
писал грамотно: кости и гости.
Именно это умение обеспечит ему грамотность.
Психолог вспоминает: "Привели на консультацию девочку. Четвертый
класс. Внезапно пошли сплошные двойки по русскому. Я проверила все,
что можно было проверить, - не могу нащупать причину, непонятно! Слушаю,
смотрю. Вдруг вижу - она в слове лев пишет
не в а ф. И тут я стала
проверять ее фонематический слух и выяснила, что она не различает
мягкости-твердости, звонкости-глухоты. Стало ясно, что плохо учиться
по русскому девочка стала из-за того, что в четвертом классе резко
возросла нагрузка по скорости и объему. И она, не имея хорошо сформированного
фонематического слуха, а пользуясь правилами и памятью, просто не
успевала проанализировать то, что пишет, и понять, какие буквы нужно
писать".
- А почему раньше у нее были четверки-пятерки?
- В первых классах был низкий темп. И маленькие объемы. Она успевала.
Худо-бедно на простых словах и малых объемах справлялась. Недоразвитие
было неочевидным, школьный логопед его не отследил.
Чтобы избежать этого, берем книгу Бугрименко и Цукерман "Чтение
без принуждения" - там все написано про развитие в игре, в том
числе и фонематического слуха, - и с четырех лет начинаем поигрывать.
Если книги нет, просто играем словами. По пути в магазин, на прогулке:
"Папа пишет" - какие тут п?
"Рыбка-ребенок" - какие р?
"Ласковый лев" - какие л?
И придумывайте, придумывайте сами любые игры со словами, которые дадут
вслушаться в звуки, вчувствоваться в них!
См. также следующие статьи на нашем сайте:
- Развитие
фонематического слуха у детей
- Развивающие
игры для обучения чтению
Чувство величины
Опять-таки пример из практики психолога. "Девочка учится в третьем
классе хорошей гимназии, но вдруг ни с того ни с сего начинает получать
двойки по математике. За все контрольные подряд. Явно у ребенка что-то
не складывается. Проверяю. Выясняется - девочка не понимает, что такое
величина, она оперирует с цифрами, но у нее нет внутреннего чувства,
что за каждой цифрой стоит величина. Она не могла разделить полоску
бумаги на равные части, не догадалась сложить пополам, а потом разрезать.
А научившись с моей подсказкой складывать полоску пополам, не смогла
сложить из нее четыре равные бумажки - она не понимала, что для этого
полоску нужно просто перегнуть еще раз".
Ребенок нормальный, она просто не чувствует, что именно стоит за цифрами.
А это чувство должно сложиться к семи годам обязательно. "Принесли
в класс десять тетрадей и пять раздали ученикам", и нужно почувствовать,
что пять - не само по себе некое число, не независимая переменная,
а половина от десяти. Что количество литров в бутылке не зависит от
формы емкости - и в кастрюле и в бутылке одно количество.
- Меня бабушка в детстве периодически спрашивала, что тяжелее, пуд
сена или пуд железа.
- Вот-вот, это тоже относится к инварианту величины. Почаще задавать
детям такие задачки - и все будет с математикой в порядке.
Суть числа, цифры, веса хорошо помогает понять
обычное взвешивание. Но не на электронных весах, которые только
и может сейчас увидеть ребенок в универсамах. На них кладут пакет
картошки - и выскакивают цифры. Откуда они взялись? Почему именно
эти, а не другие? Непонятно. А обычные весы делают понятным, что такое
"взвесить". Килограмм яблок уравновешивает килограммовая
гиря. И объяснять не надо. И так видно. Хорошо иметь дома аптечные
весы. И говорить малышу, обращать его внимание: луковица весом 100
граммов в стакан не влезет, а 100 граммов гречки поместились. Что
кусок пластилина, взвешенный на весах, один и тот же по весу, и если
мы его сделаем лепешечкой, и если шариком. Тут не нужны объяснения,
это надо просто усвоить, как никто не объясняет, что молоко белое,
а вода прозрачная.
Готовим обед, даем ребенку стакан и разные банки с кастрюлями, пусть
попереливает из одной в другую и убедится, что стакан воды - он в
любой кастрюле стакан. Разделим яблоко на половинки, четвертинки,
трети. Кучку фасоли, которая пойдет в суп, разделим на половины.
Разломаем апельсин на осьмушки. Надо сказать, что подобные занятия
не только дают возможность нормально усваивать и понимать математику,
но и развивают речь: "Половина, осьмушка, натрое". Все начинается
просто:
Мы делили апельсин,
много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
эта долька для стрижа...
А для волка кожура.
А став взрослым, человек с чутким к родной речи слухом сможет уловить
подлинный смысл, например, вот этого стихотворения Новеллы Матвеевой:
Я, говорит, не воин,
Я, говорит, раздвоен,
Я, говорит, расстроен,
Расчетверен,
Распят!..
Последовательность изложения мыслей
"Приходит ко мне мальчик-первоклассник. Беседуем дружески, неспешно.
Обсуждаем задачу из его учебника: "На полке было десять книг,
пять сняли, сколько осталось? " Спрашиваю его, про что задача.
Отвечает: про книги. Что значит про книги? Разве задача про то, какие
там книги стояли на полке, фантастика, сказки, комиксы? Нет. Еще раз
- про что задача? Говорит, про полку. Уточняю: раз про полку, то,
наверное, в задаче говорится, что полка металлическая или из дерева,
крашеная белой или черной краской? Нет. С третьего раза он догадался:
задача про количество книг".
Одна из частых причин непонимания задач - неумение
излагать мысли, вычленять главное и второстепенное. Это умение
необходимо для освоения любого школьного предмета. В математике, например.
Примеры школьник решает, выучил алгоритм, а задачи не может, там нужно
понимать, о чем именно идет речь. Значит, до школы у ребенка не сформировалось
умение последовательно излагать текст.
Ориентация в пространстве
В каком пространстве? В любом. Пространстве дома, комнаты, листа бумаги.
А пространство - это математика, это геометрия.
Посылаем чадо в ванную, пусть положит на правую полку мыло, на левую
полотенце. И нужно обязательно знать, что левее - это еще сильнее
влево, а правее - еще чуточку вправо. Попросите ребенка: "Поставь
поближе, поставь подальше" - не факт, что каждый дошкольник справится.
(К слову сказать, со сравнительными степенями вообще беда! Это хотя
и не всегда относится к пространственным понятиям, но всегда к понятиям,
нужным и в обиходе, и в школе. Вот, например, вы не обращали внимания,
как дети играют в "холодно-горячо"? Кажется, нет игры проще.
Однако послушаем, как наш ребенок говорит? "Теплее", или
только "Тепло, тепло, тепло!" В наши дни положение просто
катастрофическое. Редкие дети подготовительной группы детсада владеют
сравнительной степенью. Ближе-дальше. Узко, уже, узенько. Горячо,
горячее, горячее, кипяток!)
База для развития пространственного мышления, ориентации в пространстве
- полноценная крупная моторика. В первую очередь детям нужно
много двигаться, играть в подвижные игры. Он должен глазом чувствовать
расстояние, рукой - вес, ощущать напряжение мышц, нужное, чтобы бросить
с определенной силой, добросить на нужное расстояние, попасть в цель.
Он должен чувствовать, что если делает большие шаги, то их нужно меньше,
чтобы дойти до цели. А если маленькие - то больше.
- Дорогой психолог, вы не преувеличиваете? Такая очевидность! Это
наверняка ясно и дошкольникам.
- Вы ошибаетесь. У меня в группе подготовишек в этом году ни один
не смог сразу пройти ковер ровно за шесть шагов. Они выстраивались
в очередь. И у них ничего не получалось, пока одна девочка не сообразила,
что нужно регулировать длину шага. И все с восторгом зашагали по ковру,
и у всех получалось за шесть шагов. Потом им предложили пройти за
десять, и начались новые мучения. И снова не сразу, но кто-то догадался.
А затем попросили пройти ковер за два шага. Дети растерялись. Встали.
Загрустили. И кто-то вдруг спросил: "А прыгать можно?" Это
было открытие.
Нужно сказать, что здесь действовала группа. При хорошем психологе,
воспитателе или умном папе (или маме) группа способна на большее,
чем один ребенок. В ней действует некий коллективный разум. Кто-то
что-то соображает, и это становится общим знанием.
Нам только кажется, что дети умеют шагать и широко и маленькими шажками.
Не умеют. Они не играют в "штандер", где нужно достичь убегавшего
за столько-то шагов, в лапту, когда надо увернуться от мяча, в "расшибалочки",
где можно сплутовать, измеряя расстояние до монетки чуть сдвинув или
посильнее растопырив пальцы.
Пару десятилетий назад в каждом дворе погожим днем крутили скакалку,
туда надо было вовремя прыгнуть и выскочить. Стоишь, готовишься, вот
попал в резонанс, вбежал под веревку, вот уже прыгаешь. Несколько
прыжков - за тобой очередь! - и снова подхватил ритм, выскочил. Скакалка
развивает ритм, а ритм - это и слово, и умение приспособиться к миру,
гармонизировать себя. Ритм - это первичные вибрации, которые лежат
в основе всего сущего. Ребенок, который не чувствует ритма, не может
его отбить - как он узнает слоги? Никак. Значит, не проверит перенос
слов, не найдет проверочные слова, которые тоже ищут через слоги.
Мы в детстве - все! - прыгали на скакалке. Поэтому у нас не было такой
тотальной безграмотности, какая царит сейчас. И еще мы читали книжки.
Но это уже другая история...
См. также следующую статью на нашем сайте:
- О
пользе игр на пространственную ориентацию
Интеллект с пяти до семи
Развитие ребенка с пяти до семи очень важно
потому, что после семи лет формирование основных психических функций,
обеспечивающих успешность в школе и в жизни, заканчивается. И если
в этот период что-либо не формируется, то после семи лет нужно приложить
в пять раз больше усилий, чтобы добрать недобранное, причем с неизвестным
результатом - то ли получится, то ли нет, бабушка надвое сказала.
В этом смысле роль взрослых в старшем дошкольном возрасте - в том,
чтобы, живя вместе с ребенком, предоставить ему всю полноту жизни.
Да, покупать развивающие игры, да, шить тряпочные куклы. Да, бегать
взапуски и учить играть в пристеночек и в футбол. И варить вместе
суп. Но об этом чуть ниже.
Конечно, и целенаправленно обучать - тоже. Именно после пяти (не до!
до пяти на пользу идут только сказки и игры, колыбельные и игрушки!).
После пяти ребенку нравится думать, корпеть над конструктором, решать
шахматную задачу. И вот тут недогрузить его было бы обидно. После
пяти хороши даже не очень удачные занятия в группах.
Не "развивать функции", а жить
вместе
Как получить гармонично развитого семилетку, всесторонне готового
к школе? Для этого требуется совместное полноценное житие. Потому
что развивать конкретные функции - это вовсе не значит нанимать гувернера
или проводить развивающие занятия. Если ребенок
живет вместе с родителями, а не в каком-то параллельном мире, то ежедневное
участие в жизни семьи - залог его полноценного развития. Мы
можем заниматься вместе с детьми чем угодно, хоть веники вязать, -
и это будет их развивать. Потому что по ходу дела мы обсудим, что
вот эти хворостинки гибкие, а эти жесткие, эти длиннее, а эти короче.
Что веники сегодня какие-то буроватые, в отличие от сделанных пару
дней назад, те были желтыми. Что сегодня связали пятнадцать веников,
а завтра нужно сделать больше. Что закончить пока нельзя, потому что
еще не довели дело до конца. И вместе уберем рабочее место. И наточим
нож для завтрашней работы.
То же самое происходит, когда мы готовим обед. Еще совсем маленького,
трехлетнего, мы попросим подать нам три луковицы: "Нет, ты дал
две. Нужно еще одну". И попросим принести с полки чашку, ту,
которая стоит справа. И положим в пирог двести граммов масла и двести
же граммов муки, и обрадуемся вместе, что вес-то у них одинаковый,
хотя объем они занимают разный.
То же самое - когда мама, например, занимается кукольным театром.
Ставит пьесы в кружке "Умелые пальчики". Сначала она (и
ребенок вместе с ней!) выбирает пьесу, они ее читают, обдумывают -
годится? не годится? Потом придумывают и клеют-шьют декорации, кукол,
потом репетируют...
Нет никакой разницы, чем именно занимаются родители. Важно, чтобы
они занимались этим вместе с детьми. Потому что ребенок, с которым
дома разговаривают, которому читают и дают рисовать, с которым вместе
делают любые домашние или недомашние дела - обязательно будет у нас
нормально развит. Достаточно строить с ним вместе из кубиков, запускать
машинки, готовить обед и членам семьи и куклам, шуршать листьями в
осеннем парке, разглядывать жучков на веточке, кататься на велосипеде...
Жить.
И никакое дополнительное "развитие" и "подготовка"
ему к поступлению в школу не нужны. Для развития
ребенка совершенно безразлично, что именно брать за основу. Его психические
функции можно нагрузить на любом материале, посредством любого занятия.
- Дорогой психолог, но ведь страшно же! А если мы что-то упустили?
Развитие какого-либо навыка или функции?
- Не бойтесь. Нужный навык он сможет образовать в школе, если это
понадобится. А все функции у такого ребенка обязательно будут развиты
нормально.
Часто родители жалуются на дефицит времени. Действительно, все мы
устаем на работе. Многие мамы работают, причем подолгу. Приходят домой
поздно. Спорить с этим трудно. Да, если жизнь семьи складывается так,
то приходится считаться с реальностью. Хотелось бы только обратить
внимание на то, что устают все родители. Всегда. Воспитывать детей
- это большая нагрузка. Поэтому при хронической усталости и занятости
родителей есть два пути.
Путь первый - преодоление себя. В этом случае мы отлагаем свою усталость,
лень, желание отдохнуть и расслабиться - и, придя домой, начинаем
совместную жизнь с ребенком. Вопреки усталости и нежеланию. Дело в
том, что крайне важно даже не количество, а качество общения. Тем
важнее это, когда времени и сил в обрез.
Что это такое? Вот вы увидели на прогулке незнакомый цветок.
- Папа, что это? Колокольчик?
- Нет, не колокольчик точно. А что - я не знаю. Придем домой, посмотрим.
Так вот, придя домой, обязательно - не забыв, без напоминаний ребенка!
- посмотрите, что это был за цветок. В Интернете, в справочнике растений
средней полосы, еще где-то. Разумеется, для этого нужно иметь источники
информации. Сколько времени займет такое выяснение? Пять минут, пятнадцать?
Не больше. Это совсем недолго и малоутомительно, согласитесь. Но польза
для развития ребенка огромна. Дело даже не в том, что он узнает название
конкретного цветочка, получит ответ на какой-то вопрос. Главное -
что он увидит, как именно нужно добывать информацию и возьмет этот
метод на вооружение. Или не возьмет. Но вы свое дело - сделали. Показали.
Раз, другой, третий. Вы дали ребенку возможность, вот что главное.
И начали своими действиями формировать стереотип его поведения. В
данном случае этот стереотип следующий - если я чего-то не знаю, то
нужно посмотреть в книге или еще где-либо. Это и есть развитие.
Второй путь - оплачивать работу специалистов. Няни, гувернантки, психолога,
логопеда. Если родители осознанно не готовы заниматься своими детьми,
а лишь собственными делами и работой, то функцию развития, образования
выполняют специально обученные люди, профессионалы. Нет у меня времени,
желания, нет уверенности, что я - мама или папа - сделаю это хорошо,
нет сил заниматься своим ребенком, - я поручаю его человеку, которому
доверяю. Этот способ имеет свои подводные камни и часто приводит к
разочарованиям. Однако нередки и удачи. Родители должны понять главное:
ребенок не растет сам по себе. Не тешьте себя иллюзией, что без усилий
со стороны взрослых вырастет прекрасная роза. Живучий бурьян - пожалуйста,
сколько угодно. Но культурное ухоженное растение вырастет лишь там,
где за ним ухаживают.
Авторы: A.Гиппиуc и C.Maгид
Другие публикации по теме данной статьи:
- От игры к учебе,
или кризис 6-7 лет
- Скоро в школу,
или кризис семи лет
- Потребность
ребенка в созидании
- Что такое школьная
зрелость?
- Готовность
к школе
- Готовность к
школе и условия успешной учебы
- Определение
готовности ребенка к школе
- Интеллектуальная
готовность ребенка к школе
- О социальной
готовности ребенка к школе
- Психологическая
готовность ребенка к школе
- Подготовка ребенка
к школе: полезные советы
- Как заранее
предупредить возможные проблемы в учебе |