<<< Начальная школа <<<
Подготовка к школе
От игры к учебе, или кризис 6-7 лет
Рекомендуем
родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными
развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru.
Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь
методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На
этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления,
речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно
посетите специальный раздел сайта "Подготовка
к школе игры".
|
|
Когда-то
совсем недавно наши дети были наивны и распахнуты, и мы "читали"
их как открытую книгу. Теперь готовьтесь к иным временам. Даже самые
чуткие родители не всегда могут понять, что думает и чувствует их
юный наследник. У него появляется своя - внутренняя - жизнь,
и он не собирается "за просто так" пускать туда взрослых.
Почему и откуда взялась она? Посмотрим.
1. Просто ваш малыш (нет, уже не малыш) потерял две свои прелестные
детские черты: наивную детскую непосредственность
и импульсивность.
Ведь как было? Любой малыш кидается в свои дела, не задумываясь о
последствиях. Дошкольник задумывается, но... не очень, и импульс "хочу"
у него куда сильнее, чем мысль: "а что подумают обо мне другие..."
и "к чему это приведет". Собственное импульсивное желание
обычно перевешивало. Хочется поскакать по луже (и мама не увидит!)
- и поскачет, очень захочется поводить паровоз - перевернул стулья,
уселся на первый - и "ту-ту-у-у" - поехали! Теперь, дожив
до 6-7 лет, он научился думать о том, "что будет, если...",
и заранее оценивать (прикидывать, просчитывать) ближайшие последствия
своих поступков. Импульсивное поведение все равно пока перевешивает,
но... пока. (По луже-то, если очень хочется, он, может, и не удержится
и поскачет, но грязь со штанов и ботинок постарается оттереть - чтоб
мама не заметила.)
2. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок
уже способен сознательно управлять своим поведением. Правда,
получается это не сразу и не всегда, но с каждым днем все лучше и
лучше. По крайней мере, он усиленно учится этому. Теперь, наревевшись
во дворе от обиды, он может спокойно прийти, спокойно сказать вам
что-то, и только по размазанному следу на щеках вы догадаетесь о том,
что ему было плохо.
3. Растущий ребенок начинает обобщать свои переживания.
И из-за этого/благодаря этому начинает вести себя не так, как прежде.
Раньше у малыша случались и удачи, и промахи, и, в зависимости от
определенного результата, он радовался или огорчался по определенному
поводу. Но каждый такой случай, каждая неудача были как бы отдельным
примером и в целом не влияли на мнение ребенка о самом себе. Теперь
и плохие, и хорошие переживания суммируются. Определенный случай вытягивает
из памяти другой, похожий на этот, одно переживание вытягивает из
памяти другое, похожее, и подводится под общий знаменатель - обобщается.
И из этой "суммы" делаются выводы "какой я" и
"как ко мне относятся". И эта "сумма" напрямую
влияет на отношение ребенка к самому себе и к тому делу, которым он
занимается.
Так, толстенькая и неуклюжая девочка все равно будет играть с подружками
в "салки", даже если ее неохотно берут в игру и смеются
над ней. Но однажды она наотрез откажется. В чем дело? Она "суммировала"
все свои неудачи (в игре), все свои недостатки (во внешности) и все
грустные эмоции, которые возникали из-за этого. То есть обобщила неприятные
переживания. Она осознала, какая она неуклюжая и как нелепо она выглядит
со стороны, когда играет. Категорический отказ делать то, что охотно
делалось раньше (игры вместе со всеми), перевешивает желание. И все
- никакие силы не заставят ее теперь гонять с подружками по двору.
Конечно, все эти изменения в ребенке происходят не сразу и не вдруг,
но они происходят, и это заставляет его меняться и быть недовольным
тем, что есть, искать что-то новое, более комфортное для себя.
4. Взгляд на мир, окружающий его, становится
более реалистичным. Ребенок уже не поверит, что камень живой,
а из-за угла дома выглядывает не тетя Маруся, а баба-яга. И хотя мир
вымысла и фантазии еще богат и ребенок по-прежнему любит волшебные
сказки, он уже умеет отличать правду от вымысла.
5. Ребенок начинает осознавать свое место в
системе человеческих отношений.
Теперь он будет стремиться занять новое, более взрослое положение
в жизни. А это значит, что у него появляется своя внутренняя позиция.
Она-то и определит затем отношение ребенка к самому себе, к другим
людям, к миру в целом.
"Хочу, но не могу!"
Иногда складывается такое впечатление, словно детишки, вволю наигравшись,
оторвались от своих игрушек и внимательно посмотрели на взрослый люд.
Посмотрели и увидели: а взрослые-то все знают и все могут, им все
дозволено и они сами решают, что "можно", что "нельзя".
Умницы-детки быстро соображают, что взрослым быть выгодно. И деткам
хочется стать такими же - ужасно хочется. Вообще-то они уже пробовали
"повзрослеть". Подражали нашему поведению и повторяли (на
свой, детский лад) наши поступки, играли во взрослых (врачей, летчиков,
воспитателей, поваров), были "папами-мамами", пытались докопаться
до сути вещей, разбирая на запчасти то игрушки, то "взрослые"
предметы. Они уже старались усовершенствовать то, что имеют, но...
пришли к выводу: чего-то для взрослости явно не хватает. Чего же?
Может быть, какого-то особенного уменья? Неизвестно...
Ясно только одно: по-старому дети жить уже не хотят. То, что было,
уже не устраивает. Возникает кризисная ситуация: "хочу, но не
могу". А значит, начинается ломка старых стереотипов. Специалисты
сказали бы так: на смену игровой мотивации приходит
иная, познавательная. И как только это приходит - тут же начинается
перестройка и "перекройка" отношений с окружающими людьми.
Теперь подросшей детворе нужны не просто защитники и "опекатели",
позволяющие им спокойно доверчиво познавать и исследовать мир, а помощники,
те, которые поведут их дальше, причем такие помощники, которые способны
дать то, чего не хватает детям: новых знаний. (А не поведут
- дети пойдут сами, на свой лад перекраивая и перестраивая картину
мира.) И все это означает, что:
Перед школой наши дети плавно входят в очередной
кризис - кризис 6-7 лет.
По сравнению с другими, он проходит и мягче, и проще, это действительно
плавный переход от игрушек к полезным занятиям. Но этот кризис может
нагрянуть и раньше, лет в 5, и тогда проходить он будет несколько
напряженнее и сложнее. Но случается подобное только в том случае,
если вы вовремя не заметите его и не среагируете правильно.
Если вы заметили, что вашему малышу вдруг надоел детсад и собственные
игрушки, привычные игры не доставляют ему такого удовольствия, как
раньше, а ведет он себя... мм-м-м-м... как-то не так, дайте
ребенку возможность активно учиться - и все будет в порядке.
Не пугайтесь, что он маленький и "не потянет" школу. Учиться
ведь не значит сидеть за партой, отвечать у доски и что-то писать
в тетради. Учиться танцам, музыке, пилить-строгать, ходить в кружок
"Хочу все знать", изучать азы домашнего хозяйства - это
тоже ученье. Главное, чтобы ребенок видел в своей деятельности какой-то
полезный смысл.
Сигнал для родителей
Кризис у всех детей начинается примерно одинаково: меняется поведение
любимой детки.
Еще вчера ваша лапочка обнимала вас при встрече и вовсю напрашивалась
в помощники, а сегодня вдруг демонстративно фыркает и отворачивается.
Ни с того ни с сего! И можете не задавать сакраментальный вопрос:
"Что случилось?" - не ответит. Потому что просто не поймет,
что вы имеете в виду. Просто хочется - и все; ну - хочется так, по-другому,
себя вести. Девочки манерничают, мальчишки кривляются,
и те и другие словно бы дружно забывают привычно-правильные нормы
поведения. Почистить зубы, убрать постель или протереть туфельки -
привычные бытовые ритуалы вдруг так надоедают, что дети начинают их
упорно игнорировать.
Забавно, но ребенок больше всего протестует не против чего-то принципиально
важного, а как раз против вот таких повседневных требований.
Ну не нравятся они ему - и все! Впрочем, кризисные фокусы обычно безвредны
и особых хлопот не доставляют никому; они, конечно, неудобны для мам
и пап, но вполне терпимы. Утешьтесь и будьте снисходительны: это явление
временное.
Если вы пороетесь в памяти, то, вероятно, и сами вспомните парочку-троечку
совершенно нелепых собственных выкрутасов из той далекой поры, когда
ходили в первый класс или только собирались пойти учиться.
Со мной лично случилось вот что. Уж в чем
провинились наши соседи - не знаю, но мне вдруг страшно надоело здороваться
с ними. И тогда я решила назначить себе выходной: раз в неделю обойтись
без "здрасьте!", то есть ни утром, ни днем, ни вечером,
решила я, не здороваюсь ни с кем во дворе. Сказано - сделано. В свой
"законный выходной" я молча проходила мимо всех знакомых
тетей и дядей. Они мне: "Здравствуй, Ниночка", - а я ни
гу-гу. Помню, как от собственной дерзости было мне немножко не по
себе, но... потрясающе приятно. Родители недоуменно разводили руками,
что-то объясняли упрямой дочке и на чем-то настаивали. А я молчала
и думала: "Без вас знаю", - и гнула свою линию. А как я
уж-жасно гордилась, какая я стойкая и решительная и не поддаюсь ни
на какие уговоры! Все - решаю - сама!
Кстати, "завязала" я с выходными
от "здравствуйте" сразу же, как только на мою временную
бескультурность махнули рукой.
Дети выкидывают фокусы по очень простой причине.
Появляется новая потребность - в активной умственной деятельности.
Когда человек голоден, он не угомонится, пока не удовлетворит
потребности своего желудка, - ведь правда? Так и тут. "Умственный
голод" начинает терзать нашу детку и толкает на поиски "чего-то
вкусненького". И каждый ребенок ищет (и находит) свою, так сказать,
мисочку с едой. Так что все очень просто: дайте подрастающему возможность
учиться - это будет самое вкусное блюдо для него. Дайте ребенку возможность
насыщаться - удовлетворять свой "умственный" голод - и ему
некогда и незачем станет бороться с вами.
Сотрудничать с вами и разумно подчиняться вам
ребенок будет тогда, когда получит возможность учиться.
На смену игровой мотивации пришла другая - познавательная. И ведущей
деятельностью в этот период становится учебная деятельность.
Одно маленькое, но важное уточнение:
учебную деятельность здесь следует понимать в самом широком смысле.
Учиться - это получать знания, развивать свои способности, приобретать
практические навыки, учиться мастерству; в общем, заниматься осмысленной
работой. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность
и нужность своих занятий. Только в этом случае он прикладывает усилия,
активно приобретает полезные навыки и развивает свой интеллект.
На этой ступеньке своего развития детям нужно
приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа.
Если ребенок поверит и убедится, что он способен и трудолюбив, то
и в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно и адекватно. Он
приобретет очень важное качество - компетентность.
Это значит, что, решая разные жизненные задачи, он сможет непринужденно,
вовремя и эффективно использовать свои навыки и свой интеллект. И
чувство неполноценности его не коснется. Комплекс неполноценности
взрослого как раз и начинается с того, что юный человек не смог ни
поверить в свои способности, ни убедиться в них.
Раньше он узнавал этот мир "снаружи" - глядел на него и
изумлялся, трогал, щупал, ворошил - теперь он будет узнавать его еще
и "изнутри", чтобы постичь связующие нити и тайные закономерности.
Чтобы прийти в равновесие, в гармонию с миром.
Три задачи для ребенка
На этой школьной ступеньке ребенок должен:
- научиться учиться и получать
от этого удовольствие;
- научиться дружить (то есть завязывать,
поддерживать отношения с людьми);
- обрести уверенность в себе,
в своих способностях и возможностях (поверить в себя).
Условия роста и развития, в сущности, просты. Природа и Любовь толково
и бережно ведут юного человека со ступеньки на ступеньку - вверх -
по лесенке развития.
Нам остается только понять особенности этого движения и вовремя поддержать
ребенка, создавая благоприятные условия для этого подъема. Вот и вся
родительская задача. Сориентируйте себя правильно.
Авторы: Заряна и Нина Некрасовы
Другие публикации на тему данной статьи:
- От дошкольника
к младшему школьнику: кризис 7 лет
- Скоро в школу,
или кризис семи лет |