Ребенок в больнице
нажми для закрытия
поделки

меню Главная Дошкольник Психология здоровья

Ребенок в больнице

Краткое содержание: Эмоциональные травмы в первые месяцы жизни. Ребенок в больнице без матери, чувство оставленности, одиночества. Страх смерти. Больничная психотравма. Игры, помогающие преодолеть больничную психотравму.

Ребенок в больнице

Что такое "детский госпитализм"?

Для меня долгие годы оставалось загадкой, почему моя дочь в раннем детстве панически боялась людей. Она даже к близким родственникам не шла на руки и начинала рыдать, если посторонние люди смотрели на неё слишком пристально. По ночам она сама себя укачивала: становилась на четвереньки и, не просыпаясь, сосредоточенно двигала кроватку на колёсиках взад и вперед. Дело кончилось тем, что у кроватки отвалилось колесо. Мои друзья отказывались верить, что это сделало такое крохотное, с виду абсолютно беспомощное создание. Позже дочка полюбила качели. Конечно, их любят все дети, но одни немного покачаются и слезут, а она раскачивалась часами, и отвлечь её было невозможно ничем.

Людей она по-прежнему дичилась. При одном виде белого врачебного халата с ней случалась истерика. Да что там врачи! На моей памяти это был единственный ребёнок, который испугался Деда Мороза. Когда тот на детском утреннике сделал всего лишь шаг по направлению к Кристине, она заверещала, как резаная, и чуть было не сорвала всё новогоднее представление.

А ещё ей по ночам снились кошмары. Я поняла это тоже далеко не сразу, ведь дочка была совсем крошкой и не могла объяснить, почему она вдруг закатывается плачем и кричит без остановки минут пять, не слыша обращённых к ней слов и никого вокруг не замечая, хотя глаза её широко распахнуты...

Я уже всерьёз задумывалась о её лечении у психоневролога, но, к счастью, до лекарств дело не дошло, потому что примерно в три года характер Кристины резко переменился, и она превратилась в весёлую, общительную девочку. Странности исчезли как наваждение. Вспоминая о них, я только диву давалась: откуда что взялось? И только спустя много лет узнала про так называемый "детский госпитализм". Оказывается, если ребёнок в раннем возрасте проводит какое-то время в больнице без матери (а дочь действительно несколько недель после рождения была в больнице без меня), у него потом появляется и как бы беспричинный страх чужих людей, и любовь к раскачиванию, и ночные кошмары.

Казалось бы, какая разница новорождённому младенцу, где и с кем быть в первые недели жизни? Он ведь почти всё время спит. Уход в больнице, где лежала моя дочь, был вполне приличный, детей не бросали на произвол судьбы, вовремя кормили, перепелёнывали, делали всякие процедуры. Но крохотному несмышлёнышу необходим эмоциональный контакт с близкими. А попросту говоря, материнская любовь, которую даже самая добрая медсестра не может испытывать к чужому ребёнку. Не потому, что она плохая, а потому, что она не его мать. И эта любовь нужна малышу не меньше, чем молоко и сухие пелёнки.

Нехватка эмоциональных контактов травмирует ребёнка, и он пытается это компенсировать разными доступными ему средствами. Например, начинает повторять одни и те же действия, которые его успокаивают. Типичный пример таких стереотипных действий - упорное раскачивание. Когда же ребёнок возвращается домой, в нормальные условия, симптомы госпитализма со временем проходят. Однако порой (как можно убедиться на примере моей дочери) это восстановление может растянуться на несколько лет.

Психотравма - не каприз.

Родители не должны считать капризами странности ребёнка, попавшего в раннем возрасте в больницу. Не спешите его "перевоспитывать": отучать от рук, оттаскивать от качелей, рано прятать пустышку. Наоборот, таких детей нужно почаще брать на руки, прижимать к себе, покачивать, приговаривая что-то тихое и ласковое. Им как воздух необходим физический контакт со взрослыми, необходим гораздо дольше, чем обычным детям.

Эмоциональные травмы в первые месяцы жизни оставляют очень глубокий след в душе ребёнка. Впечатления эти неосознанные и потому особенно опасные. На сознательном уровне ребёнок их не помнит, но, вытеснившись в сферу бессознательного, они властвуют над ним, определяют его поведение. Недаром так сложна психологическая коррекция детей из домов ребёнка, которые первый год жизни проводят в условиях, очень близких к условиям больницы. Самое главное лекарство в данном случае - это любовь и ласка.

Если же мама малыша излишне холодная и рациональная, скупа на выражение своих чувств, болезненные симптомы у ребёнка усугубятся, и годам к четырём в дополнение к поведенческим отклонениям он может начать заикаться. Или мочиться в постель. Или молчать с чужими, производя впечатление немого (это называется "избирательный мутизм"). Сказать, что такой ребёнок лишён внимания взрослых, нельзя. Мама, может быть, только им и занимается, забросив работу и прочие дела. Но занимается формально. Как школьник, выполняющий задание "от сих до сих".

А как обстоят дела с детьми постарше?

Для них короткий отрыв от матери обычно не так страшен, однако хорошего в нём тоже ничего нет. Если у вас есть возможность полежать в больнице вместе с ребёнком, не упускайте её. Не тешьте себя мыслью, что достаточно ваших дневных посещений. В больнице тяжелее всего по вечерам, когда стихает дневная суета и ребёнка одолевают грустные мысли. Хорошо ещё, если медсестра, услышав всхлипы, подойдёт и погладит его по голове. А если, набегавшись за день, она раздражённо прикрикнет: "Да перестань ты реветь! Сколько можно!"? Больной человек особенно уязвим. Даже взрослых людей больно ранит равнодушие медиков. Что уж говорить о ребёнке?

Кроме того, в пять-шесть лет дети обычно начинают бояться смерти. У некоторых эти страхи становятся навязчивыми. А представьте, если ребёнку предстоит операция. Что он переживает, мучительно томясь её ожиданием! Тут, можно сказать, страх смерти вполне обоснован (даже если реальной угрозы для жизни малыша нет). Получается, что в критический момент, когда ребёнку особенно необходима поддержка родных, их нет рядом. Он чувствует себя брошенным, преданным или виноватым. Да-да, многие дети в подобных ситуациях начинают думать, что взрослые покинули их, желая наказать за какие-то проступки.

Даже удивительно, что есть родители, которые этого не понимают. Сколько раз приходилось слышать: "Психотравма? Да что вы! Наш Саша ни разу даже не пожаловался, что ему в больнице плохо. И не просил, чтобы его оттуда забрали".

А у малыша либо уже в больнице, либо в скором времени после выписки из неё расстраивался сон, появлялась раздражительность, плаксивость... А то, что он не просился домой... Есть одно слово, очень точно отражающее душевное состояние многих детей, надолго попавших в больницу. Это "обречённость". Чувство, противоестественное для оптимистичного детского возраста и потому особенно опасное. Если уж оно поселяется в душе ребёнка, то оставляет трудно изгладимый след. Детей, лежавших в больнице, часто мучает страх одиночества, чудовищ, смерти. Причём ребята далеко не всегда в этом признаются. Иногда потому, что боятся лишний раз упомянуть про страшное, а порой из гордости.

Возвращение домой.

Многие родители говорят, что их дети вернулись из больницы какими-то "замороженными". Заторможенность, отсутствие эмоций - верные признаки того, что ребёнок пережил психическую травму. В этом случае нужно запастись терпением и не досадовать, если ребёнок не поддерживает попытки вступить с ним в контакт. В привычной обстановке он мало-помалу оттает, начнёт восстанавливаться.

Настрадавшись, ребёнок может и ожесточиться. Поэтому многие дети по возвращении начинают проявлять агрессивность, хотя до попадания в больницу за ними ничего подобного не замечалось. Разумеется, не следует позволять ребёнку хамить и драться, но особенно заострять внимание на его выходках не стоит. Важно создать дома атмосферу тепла и покоя, и агрессивность постепенно сойдёт на нет.

Если ваше чадо набралось в больнице нецензурной лексики (обычно эта участь постигает дошкольников), тоже не пугайтесь. В культурных семьях обычно бывает достаточно объяснить ребенку, что приличные люди так не разговаривают, и он перестанет ругаться.

Дети, побывавшие в больнице, нередко ведут себя "как маленькие". Шестилетний ребёнок вдруг начинает проситься "на ручки", сюсюкать, отказывается сам одеваться и т.п. Родители считают его поведение капризом и начинают "воспитывать". В действительности же такие реакции типичны для людей, переживших психическую травму. По научному это называется "психический регресс" - то есть возвращение назад, на более ранний этап развития. Даже старики порой "впадают в детство". И требования дисциплины не только не дисциплинируют ребёнка, но еще больше ранят и ожесточат его. Лучше дайте ребёнку снова побыть маленьким, а заодно и сами насладитесь уникальной возможностью возвращения в прошлое.

Игры, помогающие преодолеть больничную психотравму.

Для детей игра - мощное средство психологической разгрузки и психологической коррекции. Проигрывая разные ситуации, ребёнок проживает их и постепенно учится правильно реагировать, менять своё поведение. Поэтому имеет смысл помочь ребёнку изжить в игре его страхи, обиды и огорчения.

Непосредственно в больнице можно затеять игру в "кукольного доктора", на роль которого сгодится любая симпатичная игрушка. Мой младший сын, например, очень любил "Страшилку-Смешилку" - забавного тролля, утешавшего и ободрявшего его перед операцией, уговаривавшего не бояться уколов, принимать невкусные таблетки и т.п.

В больнице родители, чтобы развлечь ребёнка, часто читают ему сказки. Надо с повышенным вниманием отнестись к выбору героев и сюжетов. Так, в обычной обстановке дети 5-7лет не боятся сказочной Бабы Яги. Но в больнице этот образ может вызвать у них страхи. Вообще для больных детей образ взрослого зачастую ассоциируется с разными неприятными и болезненными процедурами типа уколов, то есть взрослые начинают восприниматься как потенциальные носители угрозы. Поэтому в сказках, рассказываемых в больнице, не должно быть запредельно страшных персонажей типа людоеда, Кощея Бессмертного, привидений и т.п.

Даже у детей, на которых это вроде бы не произвело отрицательного впечатления, впоследствии может развиться невроз. Лучше избегать и таких персонажей, как злая мачеха и уж тем более родители, бросающие своих детей в лесу (этот мотив часто встречается в сказках братьев Гримм). В больнице дети часто чувствуют себя брошенными. Вдобавок ребята постарше нередко запугивают малышей, говоря, что родители оставили их в больнице навсегда. В таком случае лишнее напоминание о брошенных детях может травмировать ребёнка.

Когда же ребёнок вернётся домой, какое-то время воздержитесь от обсуждения больничной темы (если только он сам не будет рваться её обсуждать), а затем воспроизведите травмирующую ситуацию опосредованно, в метафорической форме. Одно из главных чувств, владеющих ребёнком в больнице, это чувство оставленности, одиночества. Поэтому можно предложить сыну или дочке сюжет про щенка-потеряшку. Начните примерно так:

"Жил-был маленький щенок. Пошёл он как-то на прогулку и потерялся..." Только фиксируйтесь не на зло-ключениях, а на приключениях щенка, которые непременно завершаются счастливым обретением хозяина. Когда эта игра надоест, предложите другую, психологически более сложную. Пусть ваш ребёнок разыграет с игрушками мини-спектакль под названием "Происшествие на вокзале". Сценарий выглядит примерно так:

Ваш ребёнок увидел на вокзале (или в магазине, или в театре - где угодно, только не в больнице) маленькую девочку. Изобразите её совсем крохотной игрушкой, чтобы ребёнок почувствовал себя по сравнению с ней большим и сильным. Девочка плачет. Ваши сын или дочь заговаривают с ней и понимают, что она потерялась. Дальнейшие действия "артиста" должны от игры к игре становиться всё более уверенными и решительными. Пусть сначала утешит малышку и поиграет с ней, пока её не найдут родители. В следующий раз нужно выяснить, где именно она потерялась, и отвести её туда, правильно рассчитав, что мама с папой будут искать девочку там, где они её оставили. Затем пусть подойдёт с малюткой к администратору и попросит вызвать родителей девочки по радио. Эти эпизоды вселят в ребёнка уверенность в собственных силах, отвлекут от тягостных воспоминаний.

Играть же в больницу имеет смысл, если только ребёнок не будет противиться игре. Для начала "назначьте" больным какого-нибудь зверька. Затем можно поиграть и в людей, но изменив ситуацию на диаметрально противоположную: пусть в больницу положат кого-то из взрослых, а ребёнок будет навещать его, приносить гостинцы, ухаживать, ободрять.

И страхи постепенно исчезнут.

Автор: Татьяна Шишова, психолог, член Союза писателей России

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Новогодние поделки для детей

Новогодние снежинки своими руками

Новогодние елки своими руками

Новогодние вытынанки на окна

Новогодние шары своими руками

Новогодние поделки из бумаги

Новогодние поделки из шишек