Ребенок в больнице
нажми для закрытия
поделки

меню Главная Дошкольник Психология здоровья

Ребенок в больнице

Краткое содержание: Эмоциональные травмы в первые месяцы жизни. Ребенок в больнице без матери, чувство оставленности, одиночества. Страх смерти. Больничная психотравма. Игры, помогающие преодолеть больничную психотравму.

Ребенок в больнице

Что такое "детский госпитализм"?

Для меня долгие годы оставалось загадкой, почему моя дочь в раннем детстве панически боялась людей. Она даже к близким родственникам не шла на руки и начинала рыдать, если посторонние люди смотрели на неё слишком пристально. По ночам она сама себя укачивала: становилась на четвереньки и, не просыпаясь, сосредоточенно двигала кроватку на колёсиках взад и вперед. Дело кончилось тем, что у кроватки отвалилось колесо. Мои друзья отказывались верить, что это сделало такое крохотное, с виду абсолютно беспомощное создание. Позже дочка полюбила качели. Конечно, их любят все дети, но одни немного покачаются и слезут, а она раскачивалась часами, и отвлечь её было невозможно ничем.

Людей она по-прежнему дичилась. При одном виде белого врачебного халата с ней случалась истерика. Да что там врачи! На моей памяти это был единственный ребёнок, который испугался Деда Мороза. Когда тот на детском утреннике сделал всего лишь шаг по направлению к Кристине, она заверещала, как резаная, и чуть было не сорвала всё новогоднее представление.

А ещё ей по ночам снились кошмары. Я поняла это тоже далеко не сразу, ведь дочка была совсем крошкой и не могла объяснить, почему она вдруг закатывается плачем и кричит без остановки минут пять, не слыша обращённых к ней слов и никого вокруг не замечая, хотя глаза её широко распахнуты...

Я уже всерьёз задумывалась о её лечении у психоневролога, но, к счастью, до лекарств дело не дошло, потому что примерно в три года характер Кристины резко переменился, и она превратилась в весёлую, общительную девочку. Странности исчезли как наваждение. Вспоминая о них, я только диву давалась: откуда что взялось? И только спустя много лет узнала про так называемый "детский госпитализм". Оказывается, если ребёнок в раннем возрасте проводит какое-то время в больнице без матери (а дочь действительно несколько недель после рождения была в больнице без меня), у него потом появляется и как бы беспричинный страх чужих людей, и любовь к раскачиванию, и ночные кошмары.

Казалось бы, какая разница новорождённому младенцу, где и с кем быть в первые недели жизни? Он ведь почти всё время спит. Уход в больнице, где лежала моя дочь, был вполне приличный, детей не бросали на произвол судьбы, вовремя кормили, перепелёнывали, делали всякие процедуры. Но крохотному несмышлёнышу необходим эмоциональный контакт с близкими. А попросту говоря, материнская любовь, которую даже самая добрая медсестра не может испытывать к чужому ребёнку. Не потому, что она плохая, а потому, что она не его мать. И эта любовь нужна малышу не меньше, чем молоко и сухие пелёнки.

Нехватка эмоциональных контактов травмирует ребёнка, и он пытается это компенсировать разными доступными ему средствами. Например, начинает повторять одни и те же действия, которые его успокаивают. Типичный пример таких стереотипных действий - упорное раскачивание. Когда же ребёнок возвращается домой, в нормальные условия, симптомы госпитализма со временем проходят. Однако порой (как можно убедиться на примере моей дочери) это восстановление может растянуться на несколько лет.

Психотравма - не каприз.

Родители не должны считать капризами странности ребёнка, попавшего в раннем возрасте в больницу. Не спешите его "перевоспитывать": отучать от рук, оттаскивать от качелей, рано прятать пустышку. Наоборот, таких детей нужно почаще брать на руки, прижимать к себе, покачивать, приговаривая что-то тихое и ласковое. Им как воздух необходим физический контакт со взрослыми, необходим гораздо дольше, чем обычным детям.

Эмоциональные травмы в первые месяцы жизни оставляют очень глубокий след в душе ребёнка. Впечатления эти неосознанные и потому особенно опасные. На сознательном уровне ребёнок их не помнит, но, вытеснившись в сферу бессознательного, они властвуют над ним, определяют его поведение. Недаром так сложна психологическая коррекция детей из домов ребёнка, которые первый год жизни проводят в условиях, очень близких к условиям больницы. Самое главное лекарство в данном случае - это любовь и ласка.

Если же мама малыша излишне холодная и рациональная, скупа на выражение своих чувств, болезненные симптомы у ребёнка усугубятся, и годам к четырём в дополнение к поведенческим отклонениям он может начать заикаться. Или мочиться в постель. Или молчать с чужими, производя впечатление немого (это называется "избирательный мутизм"). Сказать, что такой ребёнок лишён внимания взрослых, нельзя. Мама, может быть, только им и занимается, забросив работу и прочие дела. Но занимается формально. Как школьник, выполняющий задание "от сих до сих".

А как обстоят дела с детьми постарше?

Для них короткий отрыв от матери обычно не так страшен, однако хорошего в нём тоже ничего нет. Если у вас есть возможность полежать в больнице вместе с ребёнком, не упускайте её. Не тешьте себя мыслью, что достаточно ваших дневных посещений. В больнице тяжелее всего по вечерам, когда стихает дневная суета и ребёнка одолевают грустные мысли. Хорошо ещё, если медсестра, услышав всхлипы, подойдёт и погладит его по голове. А если, набегавшись за день, она раздражённо прикрикнет: "Да перестань ты реветь! Сколько можно!"? Больной человек особенно уязвим. Даже взрослых людей больно ранит равнодушие медиков. Что уж говорить о ребёнке?

Кроме того, в пять-шесть лет дети обычно начинают бояться смерти. У некоторых эти страхи становятся навязчивыми. А представьте, если ребёнку предстоит операция. Что он переживает, мучительно томясь её ожиданием! Тут, можно сказать, страх смерти вполне обоснован (даже если реальной угрозы для жизни малыша нет). Получается, что в критический момент, когда ребёнку особенно необходима поддержка родных, их нет рядом. Он чувствует себя брошенным, преданным или виноватым. Да-да, многие дети в подобных ситуациях начинают думать, что взрослые покинули их, желая наказать за какие-то проступки.

Даже удивительно, что есть родители, которые этого не понимают. Сколько раз приходилось слышать: "Психотравма? Да что вы! Наш Саша ни разу даже не пожаловался, что ему в больнице плохо. И не просил, чтобы его оттуда забрали".

А у малыша либо уже в больнице, либо в скором времени после выписки из неё расстраивался сон, появлялась раздражительность, плаксивость... А то, что он не просился домой... Есть одно слово, очень точно отражающее душевное состояние многих детей, надолго попавших в больницу. Это "обречённость". Чувство, противоестественное для оптимистичного детского возраста и потому особенно опасное. Если уж оно поселяется в душе ребёнка, то оставляет трудно изгладимый след. Детей, лежавших в больнице, часто мучает страх одиночества, чудовищ, смерти. Причём ребята далеко не всегда в этом признаются. Иногда потому, что боятся лишний раз упомянуть про страшное, а порой из гордости.

Возвращение домой.

Многие родители говорят, что их дети вернулись из больницы какими-то "замороженными". Заторможенность, отсутствие эмоций - верные признаки того, что ребёнок пережил психическую травму. В этом случае нужно запастись терпением и не досадовать, если ребёнок не поддерживает попытки вступить с ним в контакт. В привычной обстановке он мало-помалу оттает, начнёт восстанавливаться.

Настрадавшись, ребёнок может и ожесточиться. Поэтому многие дети по возвращении начинают проявлять агрессивность, хотя до попадания в больницу за ними ничего подобного не замечалось. Разумеется, не следует позволять ребёнку хамить и драться, но особенно заострять внимание на его выходках не стоит. Важно создать дома атмосферу тепла и покоя, и агрессивность постепенно сойдёт на нет.

Если ваше чадо набралось в больнице нецензурной лексики (обычно эта участь постигает дошкольников), тоже не пугайтесь. В культурных семьях обычно бывает достаточно объяснить ребенку, что приличные люди так не разговаривают, и он перестанет ругаться.

Дети, побывавшие в больнице, нередко ведут себя "как маленькие". Шестилетний ребёнок вдруг начинает проситься "на ручки", сюсюкать, отказывается сам одеваться и т.п. Родители считают его поведение капризом и начинают "воспитывать". В действительности же такие реакции типичны для людей, переживших психическую травму. По научному это называется "психический регресс" - то есть возвращение назад, на более ранний этап развития. Даже старики порой "впадают в детство". И требования дисциплины не только не дисциплинируют ребёнка, но еще больше ранят и ожесточат его. Лучше дайте ребёнку снова побыть маленьким, а заодно и сами насладитесь уникальной возможностью возвращения в прошлое.

Игры, помогающие преодолеть больничную психотравму.

Для детей игра - мощное средство психологической разгрузки и психологической коррекции. Проигрывая разные ситуации, ребёнок проживает их и постепенно учится правильно реагировать, менять своё поведение. Поэтому имеет смысл помочь ребёнку изжить в игре его страхи, обиды и огорчения.

Непосредственно в больнице можно затеять игру в "кукольного доктора", на роль которого сгодится любая симпатичная игрушка. Мой младший сын, например, очень любил "Страшилку-Смешилку" - забавного тролля, утешавшего и ободрявшего его перед операцией, уговаривавшего не бояться уколов, принимать невкусные таблетки и т.п.

В больнице родители, чтобы развлечь ребёнка, часто читают ему сказки. Надо с повышенным вниманием отнестись к выбору героев и сюжетов. Так, в обычной обстановке дети 5-7лет не боятся сказочной Бабы Яги. Но в больнице этот образ может вызвать у них страхи. Вообще для больных детей образ взрослого зачастую ассоциируется с разными неприятными и болезненными процедурами типа уколов, то есть взрослые начинают восприниматься как потенциальные носители угрозы. Поэтому в сказках, рассказываемых в больнице, не должно быть запредельно страшных персонажей типа людоеда, Кощея Бессмертного, привидений и т.п.

Даже у детей, на которых это вроде бы не произвело отрицательного впечатления, впоследствии может развиться невроз. Лучше избегать и таких персонажей, как злая мачеха и уж тем более родители, бросающие своих детей в лесу (этот мотив часто встречается в сказках братьев Гримм). В больнице дети часто чувствуют себя брошенными. Вдобавок ребята постарше нередко запугивают малышей, говоря, что родители оставили их в больнице навсегда. В таком случае лишнее напоминание о брошенных детях может травмировать ребёнка.

Когда же ребёнок вернётся домой, какое-то время воздержитесь от обсуждения больничной темы (если только он сам не будет рваться её обсуждать), а затем воспроизведите травмирующую ситуацию опосредованно, в метафорической форме. Одно из главных чувств, владеющих ребёнком в больнице, это чувство оставленности, одиночества. Поэтому можно предложить сыну или дочке сюжет про щенка-потеряшку. Начните примерно так:

"Жил-был маленький щенок. Пошёл он как-то на прогулку и потерялся..." Только фиксируйтесь не на зло-ключениях, а на приключениях щенка, которые непременно завершаются счастливым обретением хозяина. Когда эта игра надоест, предложите другую, психологически более сложную. Пусть ваш ребёнок разыграет с игрушками мини-спектакль под названием "Происшествие на вокзале". Сценарий выглядит примерно так:

Ваш ребёнок увидел на вокзале (или в магазине, или в театре - где угодно, только не в больнице) маленькую девочку. Изобразите её совсем крохотной игрушкой, чтобы ребёнок почувствовал себя по сравнению с ней большим и сильным. Девочка плачет. Ваши сын или дочь заговаривают с ней и понимают, что она потерялась. Дальнейшие действия "артиста" должны от игры к игре становиться всё более уверенными и решительными. Пусть сначала утешит малышку и поиграет с ней, пока её не найдут родители. В следующий раз нужно выяснить, где именно она потерялась, и отвести её туда, правильно рассчитав, что мама с папой будут искать девочку там, где они её оставили. Затем пусть подойдёт с малюткой к администратору и попросит вызвать родителей девочки по радио. Эти эпизоды вселят в ребёнка уверенность в собственных силах, отвлекут от тягостных воспоминаний.

Играть же в больницу имеет смысл, если только ребёнок не будет противиться игре. Для начала "назначьте" больным какого-нибудь зверька. Затем можно поиграть и в людей, но изменив ситуацию на диаметрально противоположную: пусть в больницу положат кого-то из взрослых, а ребёнок будет навещать его, приносить гостинцы, ухаживать, ободрять.

И страхи постепенно исчезнут.

Автор: Татьяна Шишова, психолог, член Союза писателей России

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?