Упражнения на развитие эмоциональной сферы
нажми для закрытия
поделки

меню Главная Дошкольник Психология здоровья

Упражнения на развитие эмоциональной сферы

Краткое содержание: Неразвитость эмоциональной сферы. Развитие эмоциональной сферы. Упражнения на развитие эмоциональной сферы.

развитие эмоциональной сферы

Очень часто дети с резидуально-органическими нарушениями нервной системы отличаются от своих сверстников неразвитостью эмоциональной сферы. На вопросы "Какое у тебя настроение?", "Что ты чувствуешь?" такой ребенок обычно отвечает "Хорошо", "Плохо", "Не знаю", не дифференцируя различные оттенки своих состояний. Как известно, зрелый, интеллектуально полноценный человек обладает богатым набором различных эмоциональных реакций (как положительных, так и отрицательных) на всевозможные ситуации.

Приводимые ниже задания помогают ребенку не только разнообразить свои чувства и переживания, но и развивают интеллектуальную сферу, так как задействуют такие мыслительные операции, как выделение свойств, сравнение, анализ, синтез и т. д.

1. Ведущий дает инструкцию: "Каждый человек испытывает различные чувства, такие как страх, гнев, грусть, злость, радость, восторг, веселье, гордость и множество других. Попробуйте разделить перечисленные мною эмоции на две группы". После совместного обсуждения дети дают ответ. Независимо от его правильности, ведущий задает вопрос "Почему?" и подводит детей к разделению всех человеческих эмоций на положительные и отрицательные.

2. "Чем различаются между собой отрицательные эмоции? А положительные?" Не только дети, но и взрослые обычно затрудняются ответить на эти вопросы. Ведущий предлагает следующую игру: "Я назову вам два отрицательных состояния, а потом буду называть разные свойства этих состояний. А вы попробуете отгадать, какое свойство к какому состоянию больше подходит".

Пример. Состояния гнева и печали. Как вы думаете, что легче, а что тяжелее? Что мягче, а что жестче? Что быстрее, а что медленнее? Что острое, а что тупое? Предлагается до десяти пар свойств. Пары эмоциональных состояний подбираются ведущим так, чтобы между собой сравнивались или две отрицательных, или две положительных эмоции. Признаки, предлагаемые для сравнения, обязательно должны быть конкретными, то есть воспринимаемыми каким-либо из органов чувств. Совершенно не обязательно, чтобы мнение всех участников группы по каждому пункту полностью совпадало.

3. В следующей игре детям предлагается из большого набора всевозможных предметов выбрать те, которые обладают такими же свойствами, как какое-то из переживаний, проанализированных в предыдущей игре (если нет подходящих предметов или игрушек, можно просто их называть). Остальные участиики, глядя на выбранные предметы, должны отгадать, какое состояние загадал водящий.

Пример 1. Вова К , 9 лет. Показывает с помощью предметов "раздражение". "Это чувство колючее как ежик, серое как мышь, шершавое как наждачная бумага, кисло-горькое как лимон, твердое как камень, угловатое как деталь от детского конструктора, трескучее как барабан" Почти все дети называют "раздражение", кроме двоих. Они называют "ненависть". Вова возражает. "Нет, ненависть яркая, а раздражение серое".

Пример 2. Лена Р, 8 лет. Показывает с помощью предметов "страх". "Это чувство липкое как пластилин, холодное как лед, большое как слон, противное как мышь, горькое как лекарство, быстрое как стрела, острое как иголка". Дети из группы сами находят неточчость, допущенную Леной: "Разве мышь противная? Мыши очень симпатичные. Ты девчонка, поэтому боишься мышей'". Дети в возрасте 7-10 лет еще не могут четко сформулировать отличие конкретного признака от абстрактного, но уже понимают, что абстрактные признаки не всегда помогают четко определить предмет. При выполнении заданий в этой игре нужно следить, чтобы дети действовали четко по предложенному им алгоритму, подбирая предметы именно с конкретными признаками состояний, а не предметы, ситуативно эти состояния вызывающие.

Пример 3. Кирилл А , 9 лет. Предлагает для передачи "тревоги" следующий набор предметов: ранец, тетрадь, книгу, ручку, карандаш, линейку. В качестве пояснения говорит: "Завтра у меня контрольная работа по математике". Ясно, что мальчик не усвоил предыдущую стадию игры, поэтому ему стоит вернуться назад. Но чаще дети предлагают смешанные варианты, то есть основное количество предметов подбирают правильно, а один-два - ситуативно.

Пример 4. Настя Б , 10 лет. "Обида тягучая как жвачка, мокрая как водоросли, липкая как мед, тупая как исписанный карандаш, черная как ночь, тяжелая как дневник". В данном случае общий алгоритм выполнения задания совершенно правильный, за исключением последнего предмета. В такой ситуации ведущий должен дать ребенку пояснение на доступном языке. Например: "Как ты думаешь, а если в дневнике будут одни пятерки, он тоже буде тяжелым? А если его взвесить на весах? По-моему, дневник кажется тяжелым, только если в нем плохие оценки. А тебе нужно подобрать предмет, который на самом деле всегда тяжелый".

4. Детям нужно изобразить какое-либо животное в каком-то состоянии. Например, "испуганный заяц", "грустная обезьянка", "разгневанный слон", "веселый медведь" и т. д. Затем при помощи поз, жестов, мимики попробовать передать различные эмоциональные состояния человека так, чтобы члены группы догадались, что это за состояние.

5. Последняя игра как бы включает в себя все элементы предыдущих с подключением звукового ряда. Каждый ребенок должен сделать маленькую театральную сценку под названием "Комната грусти", "Комната уверенности", "Комната раздражения", "Комната веселья" и т. п. В "комнате" должны находиться предметы, отражающие свойства выбранного ребенком состояния, сам ребенок должен принять позу, отражающую это состояние и подобрать из различных предложенных вариантов звуковое и музыкальное сопровождение, которое, на его взгляд, лучше всего отражает данное чувство.

Предварительно следует провести подготовительное занятие, на котором дети научатся различать грустную и веселую музыку, быструю и медленную, легкую и тяжелую и т. д. Этим заданием хорошо заканчивать коррекционную работу, так как из предложенных детьми сценок устраивается "выпускной спектакль", на который приглашаются зрители (родственники, знакомые). После "спектакля" детям вручаются памятные сувениры, призы. В целом последнее занятие напоминает обряд инициации.

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?