Руководящие указания и воспитание ребенка
нажми для закрытия
поделки

меню Главная Дошкольник Воспитание ребенка

Руководящие указания

Краткое содержание: Руководящие указания. Когда надо обходиться без руководящих указаний. Как воспитать ребенка без руководящих указаний?

Руководящие указания

С ребенком необходимо заниматься, играть, читать ему книжки, отвечать на задаваемые им вопросы…об этом знают все без исключения родители. Заботливые, любящие мамы и папы, наверняка, так и поступают. При этом никакой процесс воспитания и обучения маленького человечка, как правило, не обходится без "руководящих указаний" со стороны родителей, которые занимают ведущую позицию лидера, главного в совместном деле, игре.

А как же иначе, ведь мы, взрослые, гораздо умнее и опытнее, чем наши дети! Но на деле оказывается, что если "руководящие указания" где-то и нужны, то только не в совместных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Ведь вместе - значит, на равных. Родителям и воспитателям не следует занимать позицию над ребенком: дети к ней очень чувствительны, и против нее восстают все живые силы их души. Тогда-то они и начинают сопротивляться "необходимому", не соглашаться с "очевидным", оспаривать "бесспорное".

Как же можно научить чему-то ребенка, показать ему - что хорошо, а что плохо, но при этом не прибегать к руководящим советам, не подавлять его самостоятельность и инициативу и не портить друг другу настроение?

Ребенок легче и быстрее учится организовывать себя и свои дела, если на определенном этапе ему помочь некоторыми внешними средствами. Ими могут быть картинки для напоминания, список дел, записки, схемы или написанные инструкции.

Обратите внимание, что подобные средства - это уже не слова взрослого, это их замена. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно, и тогда он оказывается на полпути к тому, чтобы справиться с делом самому.

Приведем пример, как в одной семье удалось с помощью такого внешнего средства отменить, а точнее, передать самому ребенку "руководящие функции" родителей.

Андрею уже шесть лет. По справедливому требованию родителей он должен сам одеваться, когда идет гулять. На улице зима, и нужно надеть на себя много разных вещей. Мальчик же "буксует": то наденет только носки и сядет в прострации, не зная, что делать дальше; то, надев шубу и шапку, готовится выйти на улицу в домашних тапочках. Родители приписывают все невнимательности ребенка, упрекают, понукают его. В общем, конфликты продолжаются изо дня в день.

Однако после консультации с психологом все меняется. Родители составляют список вещей, которые ребенок должен надеть. Список оказался довольно длинным: целых девять пунктов! Ребенок уже умеет читать по слогам, но все равно около каждого названия вещи родители вместе с мальчиком рисуют соответствующую картинку. Этот иллюстрированный список вешают на стену.

В семье наступает спокойствие, прекращаются конфликты, а ребенок оказывается чрезвычайно занят. Что же он теперь делает? Он водит пальцем по списку, отыскивает нужную вещь, бежит надевать ее, снова бежит к списку, находит следующую вещь и т.д.

Легко угадать, что скоро произошло: мальчик запомнил этот список и стал собираться гулять так же быстро и самостоятельно, как его родители на работу. Замечательно, что все это произошло безо всякого нервного напряжения - и сына, и его родителей.

И еще несколько важных моментов.

Контролируя поведения ребенка, обучая его чему-то, не берите инициативу полностью в свои руки, обязательно часть ответственности отдайте ребенку. Образно выражаясь, родители должны контролировать стратегические цели развития их чада; право самостоятельного решения тактических задач надо оставить за ребенком.

Приведем пример подобного типа воспитания:

Вы можете сказать своему ребенку:
- Вот тебе веник, подмети комнату, сделай это так или так...

Но гораздо лучше и педагогически грамотнее будет, если вы поручите поддержание чистоты в определенной комнате, а как он будет это делать, предоставьте решать и отвечать за решение ему самому. В первом случае вы поставили перед ребенком только мускульную задачу, во втором случае - задачу организационную; последняя гораздо сложнее и полезнее.

И еще при совместных играх и занятиях с ребенком родителям не надо показывать, какие они умники и как много всего знают. Гораздо эффективнее притвориться "глупым" и вместе с малышом совершать удивительные открытия, удивляться "новым" вещам, ставить опыты.

Другие публикации по теме данной статьи:

   - Запреты и наказания

   - Три ипостаси "Я" и искусство развивающего общения

   - Правильно разговаривать с ребенком

   

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?