Психическое развитие ребенка третьего года жизни. Физиологические предпосылки интеллекта.
нажми для закрытия
поделки

меню Главная Дошкольник Развитие ребенка третьего года жизни

Физиологические предпосылки интеллекта.

<<< Развитие ребенка третьего года жизни

развитие ребенка третьего года жизни

На третьем году жизни интеллект ребенка начинает развиваться значительно быстрее, чем в первые два года, причем данный процесс во многом связан с физиологическими изменениями в организме ребенка.

В этот период жизни ребенок набирает в весе около 2,0 кг, а рост его увеличивается на 7-8 см. Таким образом, средний вес двухлетнего ребенка может колебаться в пределах от 14,2 до 14,6 кг, а рост - от 93 до 94 см. Естественно, что, взрослея, ребенок начинает все больше двигаться, поэтому совершенствуется двигательный аппарат, а организм в целом крепнет, развивается нервная система. Причем развитие нервной системы у детей третьего года жизни способствует работоспособности, благодаря чему увеличивается длительность активного бодрствования, т. е. попросту дети все меньше спят днем, активно ведут себя, играют, бегают.

В связи с этим в данном возрасте у ребенка легче сформировать основные навыки поведения в подвижных играх, на занятиях, в быту и общении с окружающими. Родителям необходимо знать о том, что уже сейчас дети в состоянии на короткое время сдерживать свои желания, удерживаться от действий. Они в состоянии понимать и по возможности выполнять ваши просьбы, пожелания и требования.

Но вместе с тем малыши по-прежнему легко возбуждаются и утомляются от однообразной деятельности и деятельности, которая по каким-то причинам им не нравится или не под силу.

Психическое развитие детей на третьем году жизни в целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е. дети стремятся к самостоятельности. Вы должны максимально использовать эту способность и развивать ее в своем ребенке, для того чтобы он не надоедал вам бесконечными просьбами, а учился самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, у двух-трехлетнего ребенка происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и формируются элементарные суждения об окружающем. Помогайте ему в этом, направляйте ход его мыслей в нужном направлении, обучайте его воспринимать окружающий мир таким, какой он есть.

В это же время образуются новые формы взаимоотношений между самими детьми в коллективе: они постепенно переходят от одиночных игр и игр "рядом" к простейшим формам совместной игровой деятельности. Естественно, что родители - первые, кто помогает им приспособиться к подобным переменам.

Сама деятельность ребенка в возрасте двух лет становится сложнее и разнообразнее: он уже в состоянии отличить развлекательную игру от учебных и трудовых знаний. Вы должны приучить его к тому, чтобы он спокойно воспринимал все виды игр и занятий (и развлекательные, и развивающие, и трудовые) и постепенно учился выполнять отдельные бытовые действия не в форме игры, а как ежедневную обязанность.

Вы должны знать, что в это же время у вашего ребенка проявляются первые зачатки изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Старайтесь не упустить этот момент, обеспечивая ребенка необходимыми материалами, потому как именно подобные творческие занятия позволяют ребенку учиться правильно и крепко держать предметы и владеть ими.

В этот же период вы должны постепенно усложнять игры. Важное место должны занимать сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок будет отображать действия близких ему людей, в частности ваши действия, а также поведение зверей и передавать характерные черты предметов. В результате игр и занятий у вашего ребенка будут развиваться психико-интеллектуальные процессы, такие как внимание, память, восприятие, воображение, мышление и другие, а также будут формироваться новые потребности и интересы.

В этом возрасте ваш ребенок в состоянии овладеть умениями, которые оказывают огромную роль на его дальнейшее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Имеется в виду способность малыша понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми - разговаривать.

С помощью постоянного речевого взаимодействия со взрослыми и со сверстниками ребенок двух-трех лет из биологического существа по всем поведенческим и психологическим качествам постепенно превращается в человека, а позже - в личность. И опять-таки важную роль в этом процессе играет ваш собственный подход, ваше умение общаться с собственным ребенком. Развитие познавательных процессов и речи поможет малышу ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы общечеловеческого поведения.

Примерно к этому возрасту ваш ребенок самостоятельно начинает осознавать, что все в окружающем мире имеет свои названия. И через речь, которой он пользуется в этом возрасте, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение с вами и другими людьми ваш ребенок приобретет в десятки раз больше информации об окружающей деятельности, чем с помощью всех других, данных ему от природы органов чувств. Поэтому серьезно подходите к вопросу развития речи своего ребенка, помогайте ему развивать речевой аппарат с помощью стишков и песенок, выполнения специальных развивающих речь игр и занятий. Об интеллектуальном развитии вашего ребенка вы будете судить по его речи, которая наглядно отражает мышление малыша, восприятие окружающего мира.

Со второго года жизни в связи с овладением простейшими орудийными действиями меняется восприятие ребенка. Получив возможность и научившись воздействовать одним предметом на другой, ваш ребенок способен предвидеть динамические взаимоотношения между своим собственным телом и предметной ситуацией, а также взаимодействия между самими предметами (например, ребенок в состоянии предвидеть возможность переместить один предмет при помощи другого или продернуть веревочку в кольцо и т. п.).

На третьем году жизни ребенок также уже способен различать такие простые формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и другие, а также все основные цвета спектра (желтый, красный, зеленый, оранжевый, синий, фиолетовый). Так что в вашем распоряжении все игрушки (кубики, шарики, мячи) и прочие предметы геометрической формы, которые вы можете использовать для развития интеллекта своего малыша.

К трем годам у ребенка окончательно складывается мыслительная деятельность, а также способность к обобщениям. Он уже в состоянии использовать приобретенный опыт в новых ситуациях и устанавливать связи между предметами и явлениями путем экспериментирования, он может запоминать их и использовать при решении более сложных умственных задач.

Основную роль в совершенствовании всех этих способностей в трехлетнем возрасте играет восприятие вашего ребенка. От восприятия зависит улучшение и памяти, и речи, и мышления, и движений.

Для развития интеллектуального мышления и восприятия вы должны помогать своему ребенку постепенно переходить от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что возможно на протяжении всего раннего возраста. Но особенно важно уделить внимание этому моменту именно в возрасте двух-трех лет. Внутреннее развитие мышления ребенка, в свою очередь, идет по двум основным направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.

В этом возрасте ребенок способен решать простейшие задачи в уме, но еще отстает в способности решать задачи практического характера. Ваш ребенок может почти безошибочно абстрагировать и выделять форму и цвета различных предметов.

При решении задачи группировки предметов по их признакам ребенок в первую очередь ориентируется на размер и цвет этих предметов. Начиная с двух лет основанием для выделения предметов в группы становятся многие другие существенные и несущественные признаки: зрительные, слуховые, осязательные.

В этот же период жизни у вашего ребенка развиваются первые признаки полоролевого поведения через подражание, т. е. ребенок начинает подражать взрослым одного с ним пола, особенно своим родителям (мальчик - папе, девочка - маме). А подражание другим людям у ребенка уже мотивировано определенной целью, которую он ставит перед собой. В данном случае подражание зависит от степени уверенности ребенка в том, насколько он справляется с соответствующей задачей. Обычно в этом возрасте дети не имитируют легко или, наоборот, труднодоступные действия, поэтому сильно огорчаются, если подражание не получилось.

К трем годам у вашего ребенка речь только начинает связываться с мышлением. В этом возрасте ребенок еще не воспринимает сложные речевые конструкции, поэтому, если просьба родителя имеет сложную форму, малыш может просто не понять, что от него требуется.

Вы, наверное, заметили, что речь вашего ребенка в основном состоит из простых предложений. Это вполне нормально, ему еще рано строить сложные речевые конструкции. Начиная с этого же возраста, у ребенка появляются пе Явление общения строится на внешних и внутренних актах. Внешние акты общения вашего ребенка представляют собой понимание и говорение, а внутренние строятся на простых переходах от знака - воспринятого слова - к значению, к конкретному предмету, который это слово обозначает, или наоборот - от значения к знаку. В трехлетнем возрасте значение слова для вашего ребенка постепенно становится обобщением, насыщается смыслом, абстрагируется и отделяется от конкретного содержания.

Первый этап развития речи у ребенка связан с наглядно-действенным мышлением, которое помогает ему осуществлять практические действия независимо от речи. Второй этап представляет собой начало формирования и функционирования образного, точнее наглядно-образного мышления, так как образ сам по себе представляет собой некоторое абстрагирование свойств предметов. В образе знак связан со значением, но уже отделен от непосредственного восприятия обозначаемого им предмета. За значением детского слова в дошкольном возрасте часто скрывается обобщенное, образное восприятие действительности.

Начало формирования у вашего ребенка наглядно-образного мышления приурочено к концу раннего возраста, к трем-четырем годам, и по времени обычно совпадает с двумя важными событиями в жизни ребенка: становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Все это сопровождается достаточно развитым воображением у малыша. Если изначально (на стадии наглядно-действенного мышления) ребенок имеет возможность познавать мир, решать задачи, наблюдая за миром и производя реальные действия с предметами, находящимися в поле его зрения, то позже у ребенка появляются образы этих предметов и возникает способность оперировать ими. В конечном итоге образ предмета может быть назван и поддержан в сознании ребенка не только внешними предметными сигналами, но и произнесенным словом. Это означает переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, который, в свою очередь, предшествует и подготавливает почву для становления к концу дошкольного возраста высшей формы мышления - словесно-логической.

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru. Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры". Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

подготовка к школе для подготовки к школе в школу

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?