Существует ли детская сексуальность?
нажми для закрытия
поделки

меню Главная Дошкольник Половое воспитание

Существует ли детская сексуальность?

<<< Половое воспитание

половое воспитание, детская сексуальность

Сегодня уже никто не спорит, что секс в нашей стране все-таки есть. После долгих лет стыдливого замалчивания и последовавшего затем бурного всплеска откровенности отношение к этому предмету почти утратило нездоровый оттенок. Пожалуй, единственная тема, которая продолжает вызывать острую полемику, - это так называемая детская сексуальность.

Интерес ученых к этой теме возник на рубеже веков. Книга немецкого доктора Альберта Моля "Половая жизнь ребенка" произвела в те годы эффект разорвавшейся бомбы. Но подлинную революцию в этом вопросе ознаменовало создание Зигмундом Фрейдом теории детской сексуальности.

Справедливости ради надо заметить, что сам Фрейд исследованиями детской психики практически не занимался. Из его многочисленных научных трудов лишь одна небольшая статья посвящена анализу детских страхов. Свою теорию знаменитый психиатр создал, опираясь на данные придирчивого самоанализа, а также на откровения своих взрослых пациентов. Теорию Фрейда приложила к изучению детского возраста его дочь Анна, которая, кстати, сама детей не имела.

"Анатомия - это судьба". Говоря так, Фрейд подразумевал, что все мироощущение и поведение человека решающим образом зависит от его принадлежности к тому или другому полу. Поэтому становление личности, психическое развитие правильнее было бы назвать психосексуальным развитием. Идеи Фрейда получили во всем мире, а теперь и у нас, широкое распространение и, увы, поверхностную, не совсем верную трактовку. Благодаря ей ребенок предстает эдаким монстром, который с малых лет озабочен кровосмесительными фантазиями и эротическими играми. А такое понимание детской сексуальности далеко от истины.

Видный последователь Фрейда французский психоаналитик Пьер Дако подчеркивает: детскую сексуальность нельзя отождествлять с отправлением половой функции, так как сама эта функция в детском организме еще не оформилась. Ребенок не может стремиться к половому удовлетворению, поскольку до этого просто не дозрел. Поведение ребенка действительно с малых лет определяется его принадлежностью к своему полу и в этом смысле имеет половую окраску. Именно в таком значении следует говорить о детской сексуальности, а акцентирование эротических моментов было бы неоправданным преувеличением.

Но как же объяснить такие особенности детского поведения, как сексуальные интересы, эротические игры, наконец - онанизм?

Действительно, большинство детей еще в дошкольном возрасте проявляют повышенный интерес к половой сфере, к проблеме деторождения и т. п. Впрочем, детям вообще свойственна повышенная любознательность - для них это средство познания и освоения окружающего мира. Их интересует буквально всё, в том числе и "это". То есть сексуальный интерес ребенка по сути составляет компонент общего познавательного интереса. "Куда садится солнце?", "Почему дует ветер?", "Откуда берутся дети?" - для ребенка это вопросы одного порядка.

Обострение интереса к половой сфере, действительно, может иметь место. Но, как правило, оно бывает спровоцировано самими взрослыми. Ведь почти на любой вопрос родители спокойно отвечают, а вопросы, касающиеся пола, часто вызывают у них смущение, негодование, стремление уклониться от ответа. Не будем забывать, что теория Фрейда сложилась в эпоху пуританских нравов, когда "нездоровый" детский интерес принято было строго пресекать. Сегодня, когда существует даже детская энциклопедия сексуальности, многие родители легко находят на любые детские вопросы вполне приемлемые ответы. И, как выясняется, детский интерес, будучи адекватно удовлетворен, не приобретает нездоровой окраски и часто вообще сходит на нет.

Значит, следует говорить ребенку правду? Да, следует. И пусть это никому не покажется странным, противоестественным, неуместным. На детские вопросы необходимо отвечать. Главное - как. Ответы типа "Мал еще..." проблему не решают, а, наоборот, усугубляют. Попытки перевести разговор на другую тему - вариант, в принципе подходящий, но трудно осуществимый; ребенка такой прием едва ли устроит, и он скорее всего вернется к своему вопросу. Байки про аиста, капусту или покупку детей в магазине могут на короткое время разрядить ситуацию. Однако вскоре ребенок так или иначе узнает, что был неуклюже обманут, и это надолго подорвет его доверие к родителям как к источнику достоверной информации. Суть в том, чтобы, говоря ребенку правду, донести ее не всю, а ту часть, которую он в меру своего разумения способен адекватно воспринять. Конечно, и выражения при этом должны быть доступные ребенку.

В информировании детей по вопросам пола важно не "перегнуть палку", не торопиться донести до малыша сведения, его еще не касающиеся и не интересующие. Информация, трудно доступная пониманию, может породить совершенно ненужные размышления и фантазии, а может и травмировать психику ребенка. Крайне нежелательно, чтобы ребенок стал свидетелем интимных сцен на теле- и киноэкране. И абсолютно недопустимо, чтобы он имел возможность наблюдать интимную близость родителей. Психотерапевты указывают, что многие люди, страдающие отклонениями в сексуальной сфере, в детстве были травмированы не предназначенным им зрелищем. Описаны многие случаи фригидности женщин, порожденной психической травмой, когда в детстве девочка случайно наблюдала половой акт родителей. Недоступная детскому пониманию сцена воспринимается как акт насилия над женщиной, и в подсознании надолго откладывается настороженность к мужчинам и отвращение к близости.

Детский познавательный интерес лежит и в основе так называемых эротических игр. Не секрет, что многие дошкольники удовлетворяют свой интерес к строению человеческого тела, играя в "докторов", в "папу и маму" и т.п. Внешне такие игры действительно производят впечатление сексуальных манипуляций: тут и обнажение, и интимные прикосновения и т.п. Но и в этой ситуации негодование взрослых едва ли уместно. Удовлетворение интереса наступает быстро, и подобные игры сами собой сходят на нет. Если же детей за этот "разврат" стыдить и наказывать, то в результате можно получить тот самый нездоровый акцент, который пугает взрослых. Гнев родителей может лишь подогреть интерес, уже почти удовлетворенный и исчерпанный. Поэтому преследовать такие игры не стоит, в привычку они наверняка не войдут. Взрослым надо лишь занять детей чем-то не менее интересным. И уж, разумеется, недопустимы акценты на сексуальной стороне ситуации. Кстати характерно, что если в семье есть дети разного пола, не сильно различающиеся по возрасту, и они имеют возможность увидеть друг друга обнаженными в будничной бытовой обстановке, то их подобные игры вообще ничуть не увлекают.

Что касается онанизма, то о сексуальной окраске этого явления речь можно вести лишь начиная с подросткового возраста, то есть по мере приближения к половой зрелости. Онанизм встречается и в более раннем возрасте, но в этих случаях имеет характер навязчивой привычки, наподобие сосания пальца или грызения ногтей. Эта привычка может иметь невротическую природу, тем более если строго преследуется взрослыми. Но о "порочных наклонностях" вовсе не свидетельствует.

Решающим аргументом теоретиков детской сексуальности выступает существование так называемого Эдипова комплекса.Чтобы разобраться в этом явлении, для начала уточним, кто такой Эдип. Согласно древнегреческому мифу, так звали мальчика, который родился в семье фиванского царя Лая. Еще до рождения ребенка оракулы предрекли Лаю, что тот погибнет от руки собственного сына. Поэтому по приказу отца слуги унесли младенца Эдипа из дворца и бросили его на верную смерть в пустынной местности. Ребенок, однако, не погиб, а был подобран и воспитан совершенно чужими людьми, которых до поры считал своими родителями.

Повзрослевшему Эдипу каким-то образом открылось касавшееся его пророчество, и он в испуге покинул дом, не желая, чтобы оно сбылось. Судьба (по мнению древних греков, неумолимая и всесильная) столкнула его на дороге с незнакомцем - Лаем, которого он и убил в результате завязавшейся ссоры. Позднее неподалеку от города Фивы ему удалось совершить чудесный подвиг и уничтожить чудовище, наводившее ужас на горожан. Восторженные фиванцы провозгласили Эдипа царем, и он женился на вдове Лая, не ведая, что это его собственная мать. История на этом не закончилась и имела немало печальных последствий, что, однако, для нас уже не так важно.

Миф об Эдипе получил неожиданную трактовку в трудах Фрейда. Для Фрейда центральной движущей силой поведения человека выступали глубинные неосознанные влечения, сексуальные по своей природе. Поскольку такие влечения считаются недопустимыми, для них не находится места в сознании, и они "вытесняются" оттуда в сферу бессознательного, продолжая влиять на мироощущение и поведение человека. Фрейд считал, что у мальчиков формируется комплекс Эдипа в результате вытеснения в раннем детстве влечения к матери и соответственно враждебности к отцу как к сопернику. Девочкам же свойствен аналогичный комплекс Электры (по имени героини еще одного мифа); это совокупность враждебных чувств к матери, которые обусловлены ревностью к сопернице, мешающей безраздельно владеть отцом. По мнению фрейдистов, этот комплекс - универсальный механизм созревания личности, присущий всякому человеку. Но это мнение оспорено многими специалистами.

Так, еще в 20-е годы английский антрополог Бронислав Малиновский (в ту пору ревностный фрейдист) столкнулся с абсолютной невозможностью выявить Эдипов комплекс у аборигенов Меланезии. Это сильно поколебало его приверженность идеям Фрейда, а многих специалистов заставило сделать вывод, что комплекс не является универсальным и не присущ изначально каждому человеку. Попытки психологов экспериментально подтвердить идеи Фрейда также не дали положительного результата. Было высказано мнение, что данный комплекс - социально обусловленный механизм. В истории культуры он появляется в связи с возникновением патриархальной семьи как протест сыновей против всевластия главы рода. Так или иначе, на бытовом уровне совершенно очевидно, что похожее явление вполне может возникнуть в семье, где отец суров, властен и даже жесток, а мать - любящая и нежная. В таких обстоятельствах естественна сильная привязанность к матери и настороженное, недоброжелательное отношение к отцу.

Впрочем, и при достаточно ровных и гармоничных отношениях в семье можно наблюдать явление, в чем-то напоминающее пресловутый комплекс. Мальчик как представитель мужского пола видит перед собой ближайший образец мужественности - своего отца. И он стремится не только подражать ему, но и превзойти его. В этом и состоит скрытый элемент соперничества. Тут особенно значимо признание ближайшей женщины - матери. И мальчик вступает в своего рода борьбу за ее поощрение и привязанность. В такой трактовке комплекс Эдипа оказывается фактически лишен налета сексуальности.

Обобщая сказанное, можно с уверенностью утверждать, что если так называемая детская сексуальность не будет подстегнута неосмотрительным поведением родителей, то данная проблема сама по себе не возникнет, ибо не имеет в детском возрасте абсолютно никаких внутренних природных источников.

Воспитание, безусловно, не должно быть "бесполым". То есть детей с малых лет следует воспитывать как мальчиков или как девочек, будущих мужчин или женщин. Но именно будущих, не торопясь приписывать им то, до чего им еще предстоит дозреть.

Автор: Сергей Степанов

Другие публикации на тему данной статьи:

   - Такие разные мальчишки и девчонки...

   - Мальчики и девочки.Стереотипы воспитания

   - Половая идентификация и гомосексуализм

   - Половая дифференциация детей-дошкольников

   - Ребенок увидел ЭТО...

   - Сексуальное просвещение

   - Интимное воспитание: что это такое?

   - Вредные привычки у детей

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru. Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры". Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

подготовка к школе для подготовки к школе в школу

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?