Детские игрушки и возраст ребенка
нажми для закрытия
поделки

меню Главная Статьи по детской психологии Детские игры и игрушки

Детские игрушки и возраст ребенка

<<< Детские игры и игрушки

Краткое содержание: Детские игрушки и возраст ребенка. Как подобрать игрушку в соответствии с возрастом ребенка. Возрастное соответсвие игр и игрушек.

детские игрушки

Любящие родители, искренне заботясь о своем ребенке, ни в чем ему не отказывают и покупают самые лучшие и дорогие игрушки. Но почему-то малыш не обращает на них никакого внимания. Красивые куклы, сверкающие машинки, мягкие плюшевые мишки пылятся в дальнем углу комнаты. Но это еще полбеды. Зачем дочка лишила красотку Барби чудесных белокурых волос и изрезала на мелкие кусочки ее яркие платья? С какой целью сын оторвал лапу у плюшевой собачки и разобрал на части новенький вездеход? Родители в недоумении: откуда у малыша такая страсть к разрушению? Неужели все это великолепие оставляет его абсолютно равнодушным? Почему ребенок при виде очередной дорогостоящей игрушки капризно кривит губки, но при этом так самозабвенно возится с алюминиевой кастрюлей и старой маминой косметичкой?

Безусловно, такая ситуация вам знакома. Порой кажется, что ребенок совершенно непредсказуем, и никогда не угадаешь, какие чувства у него вызовет та или иная игрушка: восторг, испуг или любопытство и страстное желание немедленно выяснить, что внутри. На самом же деле вся проблема заключается в том, что большинство взрослых просто не имеют никакого представления об особенностях детской психологии и, в частности, о предпочтениях малышей в отношении игрушек. Между тем эти знания сильно пригодятся родителям, стремящимся сделать своего ребенка счастливым, удовлетворить его потребность в познании мира и предотвратить капризы, вызванные невозможностью реализовать свою природную любознательность.

Так, если вашему ребенку еще не исполнилось года, дарить ему дорогие образные игрушки (куклы, машинки и др.) не имеет смысла. Пока он не умеет использовать их по назначению. Ребенок в возрасте одного года еще не знает, что куклу можно кормить и одевать. Он не понимает, насколько увлекательно купать резиновую уточку и перевозить на машинке цветные кубики. В этом возрасте всеми его поступками руководит лишь одно стремление - познать свойства предметов (величину, массу, форму, консистенцию, положение в пространстве и др.), разобрать их на части, выяснить, что можно делать с ними.

Сюжетные игры малышу пока еще недоступны. Зато ему необыкновенно интересно воздействовать одним предметом на другой. Именно поэтому маленькие дети так любят играть со всевозможными ведерками, кастрюльками и бидончиками, ведь в них можно сложить все что угодно - пластиковые крышки, чайные ложки, кубики, шарики, пустые тюбики из-под губной помады, а потом вытаскивать по очереди каждый предмет. А если потрясти ведерко, наполненное всеми этими вещами, раздастся громкий звук. Годовалому ребенку безразлично, как выглядит кукла и сколько она стоит. Он будет использовать ее так же, как и любой другой попавшийся под руку предмет: отломает руки и ноги, оторвет волосы, открутит голову, чтобы посмотреть, что находится у нее внутри. Поэтому детям первого года жизни лучше предлагать в качестве игрушек вещи, с которыми вам не жаль расстаться: различные колечки, втулки и т. д. Подойдут также цветные шарики, кубики, погремушки, колокольчики.

Постепенно ребенок осваивает функциональные качества предметов и начинает интересоваться сюжетными игрушками. Кроме того, малыш наблюдает за людьми, которые его окружают, и подражает их действиям. Теперь он знает, что куклу можно не только разбирать на части, но и кормить, купать, укачивать, возить на машинке. Конечно, это еще не ролевые игры, и основаны они только на имитации тех или иных ситуаций, с которыми сталкивался сам ребенок. Малыш может повторять простейшие действия с образными игрушками бесчисленное множество раз. При этом он ценит в них опять же не красоту, а практичность. Чем больше действий можно совершать с игрушками, тем лучше. Соответственно, они должны быть прежде всего удобными и многофункциональными, разнообразными в использовании.

Дети в возрасте полутора-двух лет обожают озвученные игрушки. Еще лучше, если у куклы двигаются руки и ноги, открываются и закрываются глаза - все это дает безграничные возможности для импровизации. Рекомендуется выбирать небольшие игрушки (до 40 см). Они должны быть изготовлены из мягких материалов - резины, ткани, гибкой пластмассы. В то же время важно знать, что для двухлетнего ребенка кукла - это уже не просто предмет исследования, а копия человека. В этом возрасте детям очень нравятся игрушки, изображающие их сверстников.

Но ваш малыш подрастает, и вот вы уже замечаете, что его перестает интересовать элементарное подражание. Теперь он "примеряет" различные роли: мамы, папы, воспитателя, врача. Это значит, что одних кукол ребенку уже недостаточно - пора купить ему игрушечную мебель, посуду и др. Ролевые игры более разнообразны и богаты по содержанию, чем простое подражание действиям взрослых. При этом чаще всего ребенок разыгрывает привычные бытовые ситуации. Изображая маму, малыш усаживает куклу -"дочку" за столик, кормит ее с ложечки, укладывает в кровать, одевает и раздевает, разговаривает с ней. Характерно, что в своих играх дети отображают поведение знакомых, то есть тех людей, с которыми они сталкиваются изо дня в день.

Какие игрушки нужны двухлетним детям? В первую очередь, конечно, куклы. И не стоит думать, что они интересуют только девочек. Мальчики любят играть с куклами ничуть не меньше. По-прежнему малышам нравятся небольшие игрушки на шарнирах - ведь их так удобно сажать за столик, одевать и раздевать. Если вашему ребенку уже исполнилось два года, обязательно купите ему куклу с пришивным париком - малыш будет с большим удовольствием расчесывать ей волосы, заплетать косички.

Еще больше привлекают детей игрушки, изображающие животных. Особой популярностью у малышей пользуются персонажи любимых сказок, герои мультфильмов, домашние животные - кошечка, собачка, уточка, петушок, лошадка, овечка и др. Лучше всего, если эти игрушки будут сделаны из мягких материалов: ткани, резины, поролона. Дети постарше (от трех лет) предпочитают игрушки, воспроизводящие образы диких зверей - зайца, медведя, лисы, волка. Нравятся им и игрушки, изображающие различных экзотических животных - обезьяну, тигра, слона, бегемота, носорога и даже крокодила.

Многим малышам очень нравятся заводные игрушки. И здесь главная задача взрослых - правильно показать ребенку, как действует это чудо техники. Нередко родители, желая заинтересовать малыша, продемонстрировать ему, что игрушка "живая", изображают испуг и с показным ужасом произносят что-нибудь вроде: "Ой, смотри, сейчас она тебя укусит!". Результат, как правило, оказывается прямо противоположным: каждый раз при виде игрушки ребенок плачет от страха.

Примерно в три года дети начинают проявлять интерес к строительным наборам, конструкторам. Благодаря им игры становятся сложнее и разнообразнее. Рекомендуется выбирать для малышей строительные наборы с объемными геометрическими фигурами - кубами, шарами, цилиндрами, пирамидами.

Большой успех у детей имеют предметы, отображающие быт, - игрушечная мебель, посуда, утюги, стиральные машины и др. Непременно купите своей трехлетней дочке кукольный столик и стульчики, столовый и чайный сервиз. Девочка с огромным удовольствием займется сервировкой, приготовлением обеда, мытьем посуды. При этом малышка будет стараться в точности копировать действия своей мамы.

Бытовые игрушки - это замечательный подарок не только для девочки, но и для мальчика. Если ваш трехлетний сын, забросив машинки и роботов-трансформеров, самозабвенно стирает платьице куклы, не пугайтесь, что в нем отсутствуют мужские качества, подобные опасения по меньшей мере преждевременны. Конечно, все это не мешает вашим сыновьям любить чисто мальчишеские игрушки, и в первую очередь автомобили. Больше всего им нравятся машинки с открывающимися дверцами. Вся прелесть таких игрушек заключается в том, что они всегда скрывают в себе какой-то секрет - пока не откроешь, не узнаешь, что внутри.

Различия в игре мальчиков и девочек проявляются примерно с трех лет. Именно в это время родители начинают замечать, что дочке больше нравятся куклы, тогда как сын предпочитает игрушки технической тематики - машинки, строительные наборы, конструкторы. Конечно, и в этом возрасте мальчики могут играть с куклами, но сами игровые сюжеты несколько меняются. Так, если девочки разыгрывают преимущественно бытовые ситуации (купание, приготовление обеда, уборка, стирка, одевание-раздевание и т. д.), то мальчики чаще строят дома для кукол, возят их на машинах и др.

Особого внимания заслуживает такая игрушка, как телефон. Для малышей, не имеющих возможности проводить достаточно времени с родителями, это просто незаменимая вещь. Телефон - это своего рода собеседник, с которым ребенок делится своими мечтами и надеждами, тревогами и опасениями. Поэтому обязательно прислушивайтесь к воображаемым телефонным разговорам ребенка, может быть, они помогут вам понять, в чем больше всего нуждается малыш.

Автор: И.О. Иофина

Другие публикации по теме данной статьи:

   - Дошкольный возраст - время играть

   - Какой должна быть полезная детская игрушка?

   - Детские игрушки: вредные и полезные

   - Для чего нужны мягкие игрушки?

   - Все ли игры детей одинаково полезны?

   - Детские игры и игрушки: ответы на актуальные вопросы

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru, то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи". Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

развитие речи развитие речи у детей развитие речи у дошкольника

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Новогодние поделки для детей

Новогодние снежинки своими руками

Новогодние елки своими руками

Новогодние вытынанки на окна

Новогодние шары своими руками

Новогодние поделки из бумаги

Новогодние поделки из шишек