Детские игры и игрушки. Сокровища наших детей.
нажми для закрытия
поделки

меню Главная Статьи по детской психологии Детские игры и игрушки

Сокровища наших детей

<<< Детские игры и игрушки

Краткое содержание: Сокровища наших детей. Детские игры и игрушки. Статьи по детской психологии. Детская психология.

Детские игры и игрушки

Благодаря своему малому росту ребенок в буквальном смысле ближе к земле, чем взрослый. И в психологическом плане ребенок тоже склонен проявлять ко всему находящемуся на земле больший интерес и внимание.

Начнем с того, что дети довольно часто роняют разные предметы и падают сами. Этот живой опыт заставляет их проникнуться великой идеей того, что всему стоящему и лежащему на земле она дает опору, является поддержкой и конечным пунктом движения всех тел: дальше земли падать некуда.

Однако городского ребенка в нашей культуре с самого раннего возраста родители приучают к тому, что упавшее на землю становится грязным, несъедобным и иногда даже неприкасаемым. Запретен "ничейный" предмет, валяющийся на дороге. Но и "своя" вещь из категории "чистых", ненароком оказавшись на земле, чаще всего приобретает другой статус. (Обычно это еда и предметы, с которыми ребенок соприкасается ртом: свистулька, соломинка для мыльных пузырей и т. п. - или лицом, например носовой платок.) Упавший предмет отчуждается от своего хозяина и переходит в иную категорию - категорию "вещей, лежащих на земле". Взрослые внушают ребенку, что контакт с ними опасен. Поэтому все, связанное с землей, окрашено для ребенка противоречивыми чувствами.

Земля всегда дает опору и при этом иногда об нее можно больно удариться. Земля - это постоянный источник интересных находок, но многие из них запретны или полузапретны (поэтому бывают особенно притягательными для самоутверждающейся маленькой личности).

Землю не позволяют трогать голыми руками или поднимать с нее что-то съедобное, при этом сами же взрослые вдохновляют ребенка на поиск грибов и ягод, растущих из земли или на земле. А также строят для детей песочницы, где можно копаться сколько угодно.

Поскольку дети копаются в земле с самого раннего возраста, они на собственном опыте убеждаются в том, что земля является еще и хранилищем. Из земли можно что-то интересное откопать и, наоборот, закопав - спрятать. Вылезают из земли растения, пряча в ней свои корни. И в землю же хоронят тех живых, что стали мертвыми. (Всем родителям хорошо известна детская страсть хоронить погибших существ: перееханных колесом велосипеда лягушек, найденных детьми мертвых птичек и т. д.)

Еще земля является для детей грандиозной поверхностью, на которой расставлено, разложено, явлено все, что существует на белом свете. Причем большая часть строений, растений, всевозможных предметов на земле прочно утверждена - они велики, тяжелы, занимают свои законные места в организованном пространстве окружающего мира. Но среди множества предметов, разместившихся по определенным правилам на поверхности земли, есть категория мелких "беззаконных комет", волею судеб оказавшихся на дороге жизни нежданно-негаданно. Это потерянные кем-то вещицы, монеты, пуговицы, значки, брошки, серьги, осколки цветных стеклышек, вдавленные в землю разноцветные крышки от бутылок, странные железки, обломки и прочая дребедень. Для взрослых все это жизненный сор, не стоящий внимания или даже вызывающий раздражение.

Дети относятся к этому сору иначе. Для них он представляет собой нечто вроде полезных ископаемых. Как известно, разнообразие и обилие полезных ископаемых определяет материальные ресурсы этноса, живущего на данной территории. Также и у детей - найденное на улице регулярно пополняет запасы игровых материалов, необходимых для обеспечения жизненных интересов ребенка. Среди множества мелких предметов, валяющихся на дороге, наметанный глаз ребенка привычно замечает все, мало-мальски представляющее интерес. Наиболее ценные предметы мгновенно подбираются и прячутся в карман. Так они получают вторую жизнь.

Их дальнейшая судьба может быть очень разнообразной. Все зависит от того, сколько лет ребенку, какого он пола, с кем и во что он играет. Найденные ребенком предметы могут пополнить его "сокровищницу" или стать содержимым "секрета" у девочки и "тайника" у мальчика. Что-то будет использовано для игр, а что-то, по детским понятиям, является твердой валютой или достойным объектом меновых отношений. Владение некоторыми предметами является вопросом престижа и даже влияет на положение ребенка в группе сверстников. Однако такое утилитарное отношение к находкам характерно для детей младшего школьного возраста, то есть детей достаточно больших. Как ни удивительно, чем меньше ребенок, тем в меньшей степени им движет прагматика - желание пользы, формирующееся в результате социального научения.

В поведении младших детей сильнее заметно влияние более глубинных, базовых законов развития, обусловленных самой принадлежностью ребенка к человеческому роду, законов, через которые раскрывается сущность ребенка как человека. Одним из сущностных свойств человека является его стремление наделять события смыслом. С точки зрения проявления этой способности можно рассматривать поведение детей трех - пяти лет в отношении "сора" под ногами.

Кто из родителей маленьких детей не сталкивался с такой ситуацией:

- Ма, смотри, какая штучка валяется (поднимает). Я хочу ее взять!
- Зачем это тебе?
- Ну, просто...

Что же за "штучки" привлекают внимание маленьких? Казалось бы, такая чепуха, на которую ребенок постарше не позарится... Однако: "На улице я собирала кривые железки, веточки необычной формы, на что-то похожие. Все это я заворачивала в лопух и где-нибудь прятала. В дом вносить было ничего нельзя. Еще мне страшно нравились цветные бумажки, но их я даже не смела подбирать с земли".

Ранняя стадия детского собирательства поражает тем, что поднятые ребенком "штучки" обычно не имеют никакой потребительской ценности даже для него самого. Они привлекают внимание ребенка индивидуальными особенностями своей формы, цвета, вещества или же смутным сходством с чем-то неясным. Центральным пунктом этой ситуации является сам акт обнаружения: ребенок увидел "штучку" в одиночестве ее самости, среди всеобщего существования выделил как нечто замечательное, отличное от остального и решил включить ее в сферу своего собственного бытия. Поднятая с земли "штучка" становится одним из строительных элементов символической системы Я самого ребенка. Он утверждает себя для себя же через принадлежащие ему странные предметы, главная ценность которых состоит в том, что они индивидуальны и самостоятельно добыты в свободном поиске среди другой материи окружающего мира.

Сделав эти предметы своими, ребенок уже совершил первый шаг к наделению их существования новым смыслом, исходящим от человека. Следующий шаг обычно состоит в том, что ребенок дает им имена и делает их героями символического мира, создателем и распорядителем которого является он сам. Ребенок с легкостью дает имена рыбкам в аквариуме, придумывает названия облакам на небе и лужам на земле. Здесь мы имеем дело с удивительной по своей наглядной простоте моделью того, как ребенок реализует свою человеческую миссию созидателя мира, в котором он живет, и привносит туда смысл, освещающий все новым светом.

"Что ты притащил?!"

Ситуация:

Соседка должна была принести журнал, и Лариса оставила дверь в квартиру не запертой. Дверь открылась с характерным звуком, ударившись об угол стены. Замешкавшись в коридоре, в детскую пробежал Женька, Ларисин пятилетний сын.

- Жень, ты?
- Да я, я...
- Раздевайся, мой руки - и за стол!
- Мам, дай какой-нибудь пакет!
- Зачем тебе?
- Для дела...
- Для какого такого дела?
- Ну мам...
- Раз не говоришь - не дам.
- А ты никому не расскажешь?
- Посмотрим..
- Я нашел железяки, буду ракету строить!
- ???
- Ну мам...
- А ну, покажи! - Лариса пришла в себя и решительно направилась в детскую, посреди которой красовались запчасти от будущей ракеты: гайки, болты, кусок жести и особая гордость Женьки - чугунная кочерга.

Взяв в руки главное богатство сына, Лариса вынесла приговор:
- Остальное сейчас же отнеси на помойку.
- Мам... Ну мамочка...

- Что за споры и раздоры? - незаметно вошедшая соседка стала невольным свидетелем скандала между мамой и сыном.
- Да натащил домой всякой дряни... Принесла? - Взяв журнал, Лариса вновь обратилась к Женьке: - Не-мед-лен-но отнеси это! Да не в руках - достань из ящика пакет...

Комментарий:

Да, какой малыш в своей любознательности не тащит домой или не кладет в карманы всякую всячину! Как это знакомо многим родителям: "Зачем ты подобрал эту стекляшку?" - "Просто так..." - "Выкинь ее, ни к чему в дом нести всякую грязь!" - "Не-е-ет! Пусть будет".

Такое поведение для ребенка естественно, поскольку является проявлением его познавательной потребности и творчества (мало ли для чего может пригодиться стекляшка!). Для Жени это не просто кочерга, гайки, это действительно составляющие элементы ракеты. Будьте уверены, он смастерит из них самую настоящую ракету, которая, движимая лишь силой его фантазии, помчится к далеким мирам. Было бы неестественно, если бы ребенок в этом возрасте не стремился ничего изобрести, образно говоря, не видел в кочерге запасную часть от звездолета.

Но что же делать, ведь малыш пока не знает, что эти запчасти полны "всякой заразы", зато он абсолютно не может понять, почему должен расставаться со своей мечтой.

Пожалуй, эта ситуация как раз и позволяет рассказать ребенку, что все оборудование для ракет изготавливают в специальных лабораториях очень грамотные и аккуратные люди в белых халатах. Они настолько бережно и внимательно относятся к технике и к себе, что надевают специальные костюмы. Почему бы и нам не начать строить ракету по всем правилам? Во-первых, для этого нужно хорошенько отмыть все "запчасти".

Если уважаемым родителям это покажется странным, представьте, что вы уже напечатали кандидатскую диссертацию, а малыш выкинул все ваши листы лишь потому, что они исписаны и на них нельзя черкаться. Или представьте, что вы сидите "взрослым кругом"* за праздничным столом, а малыш, лихо промчавшись, утаскивает за собой скатерть лишь потому, что ему не нашлось места за этим столом.

Как насчет того, чтобы для начала отмыть запчасти для ракеты, а потом вместе подумать над ее наиболее безопасной конструкцией?

Законы развития человеческого существа заставляют каждого ребенка в определенный момент самостоятельно начать грандиозную работу осмысливания окружающего мира и самого себя. Все дети делают это по-своему, но идут примерно одним путем, на котором им очень желательно повстречать умудренного взрослого спутника, способного стать духовным наставником. Если такового не найдется, маленький человек все равно побредет дальше, подчиняясь общим для всех людей законам духовного развития. Только двигаться вперед ему будет мучительно трудно.

Проблемы такого одиночки замечательно описал Андрей Платонов в повести "Котлован". Его герой - взрослый ребенок по фамилии Вощев - страдал оттого, что "все живет и терпит на свете, ничего не сознавая", "все предавалось безответному существованию, один Вощев отделился и молчал".

У взрослого Вощева была детская манера подбирать на дороге странные предметы: "Вощев иногда наклонялся и подымал камешек, а также другой слипшийся прах и клал на хранение в свои штаны". Эти камешки, прах, листья становились для Вощева спутниками на дороге жизни. Примером своего существования они помогали Вощеву понять, как жить дальше, а сам Вощев как человек чувствовал ответственность своей миссии по отношению к ним.

"Вощев подобрал отсохший лист и спрятал его в тайное отделение мешка... "Ты не имел смысла жизни <...> лежи здесь, я узнаю, за что ты жил и погиб. Раз ты никому не нужен и валяешься среди всего мира, то я тебя буду хранить и помнить"".

Этого литературного героя и ребенка роднит то, что они оба переживают тот этап формирования личности, когда человек уже выделился из "безответного существования" окружающего мира и стал ощущать себя одухотворенной самостью, но еще не наладил с этим миром осознанные и правильные отношения, хотя чувствует, что инициатива должна исходить от него как от человека. Он начал ощущать себя субъектом - активным лицом, имеющим отдельность личного бытия. В силу этого он противопоставлен множественной цельности всего остального мира, но одновременно и причастен к нему, находясь внутри него.

Подобное познается подобным. Между двумя и пятью годами ребенок проживает стадию формирования личностной автономии, постепенно открывая свою отдельность от матери и способность к самостоятельным действиям. Если его развитие идет без помех, то к концу этого периода у ребенка должно сформироваться внутреннее убеждение, что "Я есть" и "Я могу". Теневой стороной этого положительного приобретения оказывается глубинное переживание одиночества индивидуального существования, которое ребенок периодически начинает чувствовать в самом себе и интуитивно распознавать в окружающей жизни на доступных ему моделях. Одной из таких моделей оказываются "штучки", выпавшие из привычного круга, в котором у них было свое место, и теперь валяющиеся на дороге неприкаянными. (Кстати, тут говорящим оказывается даже само слово "штучка". Оно от немецкого слова "Stuck" - "кусок". То есть "штучка" - это отделившийся от целого кусочек чего-то, который начал вести самостоятельное существование как отдельный объект.)

Столкнувшись с проблемой бытия одиноких "штучек", сознание взрослого человека, особенно если он склонен к философствованию, как герой повести А. Платонова, могло бы увязнуть в этой теме надолго.

Но нормальный ребенок, будучи, по нашему убеждению, интуитивным философом по своей природе, обычно не страдает от "философской интоксикации". Мысль он быстро воплощает в действие, а эгоцентричная натура маленьких детей заставляет их прежде всего заботиться о себе, мобилизуя для этого все внутренние и внешние ресурсы.

Поэтому ребенок делает ход, которым достигает сразу двух целей. Потерявшиеся в большом мире "штучки" он прибирает к рукам, вводя их в орбиту собственных интересов. Тем самым ребенок раздвигает свои границы и "утучняет" себя этими и материальными символами Я - "его делается много". Одновременно и "штучки" приобретают ценность и смысл настолько, насколько ребенок хочет ими владеть и включить их в свои переживания и фантазии.

Надежда на нечаянную радость, на получение даров, которые судьба время от времени посылает человеку ни за что, просто так, от своих щедрот, - это один из главных принципов интуитивной жизненной философии детей, который прослеживается и во многих других ситуациях. Он поддерживает в ребенке веру в благодать жизни и желание жить дальше. Такой настрой вносит в человеческое бытие элемент радостного ожидания, делает жизнь интересной, полной маленьких чудес.

В ситуациях с находками на улице также обращает на себя внимание типичное для детей сочетание полярных установок. Это, с одной стороны, базовая потребность в устойчивости, неизменности, константности мира, в котором живет ребенок, а с другой стороны, страстная любовь к неожиданностям и чудесам. Правда, присмотревшись к детям внимательнее, можно заметить, что, именно будучи уверенными в первом, они готовы воспринимать второе.

"Сокровищница" старших дошкольников и младших школьников - это в буквальном и в переносном смысле слова вместилище личных ценностей ребенка.

В материальном плане это особая закрытая емкость, недоступная другим людям, где хранятся мелкие предметы, найденные или полученные в подарок ребенком, то есть принадлежащие лично ему и воспринимаемые им как ценности.

В душевном плане в каждом из предметов "сокровищницы" материализованы дорогие для ребенка переживания, воспоминания, фантазии. Ребенок периодически оживляет их, общаясь со своими "сокровищами" как с магическими предметами. Каждый из этих предметов становится для ребенка маленьким самостоятельным миром. Можно сказать, что "сокровища" являются овеществленными душевными ценностями ребенка - материализованным инфантильным прообразом той сокровенной части души, где человек хранит самое главное.

Детская "сокровищница" существует в течение нескольких лет, а потом незаметно исчезает. Много позже некоторые люди обнаруживают остатки своих детских "сокровищ" случайно сохранившимися среди других домашних мелочей - в шкатулках с пуговицами, значками, старинными монетами, - тогда они вызывают смутные, удивительные воспоминания. У других людей все пропадает бесследно и забывается начисто, как будто ничего и не было.

Автор: М.В. Осорина

Другие публикации по теме данной статьи:

- Психологическая консультация: как научить ребенка делиться?

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru, то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи". Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

развитие речи развитие речи у детей развитие речи у дошкольника

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?