О повторении. Познание мира ребенком.
Краткое содержание: Роль повторения в познании мира у детей. Детские эксперименты для закрепления знаний о мире. Поляризация и концентрация внимания у ребенка. Педагогика Марии Монтессори.
Мама с трехлетней малышкой идут по дорожке. На обочине раскрыли пуховые зонтики отцветшие одуванчики. Мама сорвала одуванчик и дунула на него. Пушинки разлетелись в стороны. Вот это да! Девочка тоже сорвала одуванчик и дунула. В руке остался пустой стебелек. Здорово! Малышка снова и снова дует на цветок и наблюдает, как разлетаются семена. Мама уже ушла далеко вперед и, похоже, забыла про одуванчики. (Взрослые никогда не повторяют своих действий без особой надобности.) А девочка с не меньшим, чем в первый раз, энтузиазмом продолжает дуть на одуванчики. Она абсолютно поглощена своей работой. И особенно удивляется, когда случайно дует на выросший в траве колокольчик. Его лепестки никуда не разлетаются. Ребенок стоит секунду в недоумении, отворачивается от колокольчика и снова, отыскав в траве одуванчик, дует на него.
Маленькие дети познают мир через многочисленные повторения какого-то действия.
Значит, можно поставить в доме полезные для развития малыша предметы, один раз показать, как с ними люди обращаются, и предоставить ребенку возможность действовать самостоятельно. Например, разрешить хоть десять раз в день чистить зубы зубной щеткой или то и дело надевать и снимать носочки. И не удивляться, что малыш чуть ли не целый год, а то и два, будет возить по полу свои маленькие машинки. И как ему не надоедает?
Вслушаемся внимательнее в речь трех-четырехлетнего малыша. Периодически в ней появляется то и дело повторяющийся мотив.
"Я хочу велосипед. Давай попросим папу купить мне велосипед. А мы пойдем покупать велосипед? Скоро я буду кататься на велосипеде. У меня будет синий велосипед или красный..."
"Господи! Когда же это кончится?!" - сердимся мы. Но стоит желанию ребенка исполниться, как появляется новая тема.
"Мне нужны очки с синими стеклами. Завтра мама принесет мне с работы очки. Пусть у моих очков лучше будут оранжевые стекла. Мои очки будут фирмы "Мумми-тролль". Ну когда же мы пойдем за очками?.."
Мария Монтессори называла это явление "поляризацией внимания". Оно свойственно только детям.
О поляризации и концентрации внимания
В книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" Мария Монтессори рассказала историю, которая послужила для нее открытием одной особенности детского поведения.
Как-то во время свободной работы детей в одном из домов ребенка Рима она обратила внимание на маленькую девочку, которая на коврике занималась с блоками цилиндров. Девочка сначала вынимала цилиндры из углублений блока, а потом вставляла их назад в соответствующие лунки. Малышка была абсолютно поглощена работой. Выражение ее личика, напряженные губки и носик, сдвинутые бровки являли абсолютную концентрацию внимания к предмету деятельности. Наставница подошла к девочке, обхватила ее руками и вместе с ковриком и блоком цилиндров стала тихонько передвигать в сторону. Но и тогда девочка не отвлеклась от своей работы.
Подобное сосредоточение маленького ребенка на своей деятельности может наблюдать любой взрослый. "О чем это он так усиленно думает?" - с улыбкой удивляемся мы, глядя на трехмесячного сыночка, разглядывающего свои пальчики. М. Монтессори называла явление детского сосредоточения концентрацией внимания, а постоянный почти "маниакальный" интерес к одной и той же деятельности или теме размышлений - поляризацией внимания. Метод ее работы с детьми во многом основывался на этих уникальных свойствах детской психики.
Разумеется, взрослые тоже могут концентрировать внимание на каком-то отдельном предмете или деятельности. Но они делают это почти всегда сознательно, под влиянием острой необходимости. Скажем, если не сосредоточишься на какой-то одной теме и не будешь обдумывать ее часами, не сможешь написать хорошую статью в газету. Или: если отвлечешься от приготовления каши, она обязательно сгорит.
У детей внимание концентрируется спонтанно и абсолютно на любой деятельности. Так же спонтанно они находят предмет своего внимания. Например, малыш только и делает, что берет в руки ножницы и режет полоски бумаги, или готов с утра до вечера забираться на табуретку и мыть в раковине посуду. Его внимание то и дело поляризуется на чем-то одном.
Если взрослый концентрирует внимание на некой деятельности ради наиболее быстрого и точного достижения поставленной цели, то ребенок сосредотачивается или поляризует свое внимание не на достижении цели, а именно на процессе деятельности.
Это удивительное природное явление может послужить идеей построения дидактического метода работы с детьми, так как понятно, что при глубокой сосредоточенности обучение проходит и быстрее, и лучше, и с большим удовольствием.
Источник: Елена Хилтунен "Уроки на корточках. Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори".
|
Видео - Букварь на YouTube
Новейший онлайн букварь
Валентинки своими руками
Поделки к 23 февраля
Открытки к 23 февраля
Рисунки на тему зима
Аппликации на тему зима
Зимние поделки
Какие возможности предоставляет ледяная горка?