Коррекционные методики - Нервный и трудный ребенок - Врожденная детская нервность.
нажми для закрытия
поделки

меню Главная Коррекционные методики Нервный и трудный ребенок

Врожденная детская нервность

Нервный и трудный ребенок

К врачу нередко обращаются с жалобами на нервность ребенка уже на первых месяцах его жизни. Речь в таком случае идет о врожденной детской нервности. Минимальная мозговая дисфункция (ММД) может привести к синдромам расторможенности или заторможенности. Если же при минимальной мозговой дисфункции преимущественно поражена диэнцефальная область головного мозга, наблюдаются две специфические формы врожденной детской нервности: вегетопатия и невропатия.

ПримечаниеМинимальные мозговые дисфункции - понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально–органической природы.

Вегетопатия

Головной мозг состоит из коры и подкорковых образований. В подкорковых зонах головного мозга очень важны функции диэнцефальной области, в которую входит и гипоталамус - скопление специализированных нервных клеток, образующих ядра, осуществляющие вегетативную (внутреннюю) регуляцию жизнедеятельности организма. Речь вдет о вегетативной нервной системе. Естественно, диэнцефальная область головного мозга тесно связана с его корой и психическое состояние человека мощно воздействует на вегетативную регуляцию, а состояние этой области мозга, в свою очередь, на психику.

Минимальная мозговая дисфункция с преимущественным поражением диэнцефальной области головного мозга приводит к врожденной форме вегетативной дистонии и к эмоциональной неустойчивости, возбудимости, которую называют вегетопатией.

Ребенок с вегетопатией плохо переносит психические и физические перегрузки - быстро устает и психически истощается; он плохо переносит и магнитные бури, резкую смену погодных условий и климатических зон. Таких детей часто называют метеопатами. Ребенок, страдающий вегетопатией, часто испытывает чувство нехватки воздуха, и у него "одышка", аритмичное дыхание, "вздохи", как у тяжело больного человека; у него неустойчиво артериальное давление, он жалуется на неприятные ощущения со стороны сердца, на головные боли. Отмечается бледность кожных покровов и повышенная потливость, часты жалобы на тошноту, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, на неустойчивость стула, запоры; беспокоят диатез, зуд, часты аллергические реакции, нарушения сна; ребенок возбудим, плаксив, боязлив и тревожен, раздражителен. У него нарушена терморегуляция и температура тела колеблется от 36,2 до 37,2° С. Не случайно таких детей нередко называют "инвалидами вегетативной нервной системы". Естественно, такие дети - нервные и трудные.

Таким образом, в отличие от детей, страдающих психическим инфантилизмом, а также от расторможенных и заторможенных (гипер- и гиподинамический синдром), но физически здоровых, при вегетопатии нервность сочетается с множеством жалоб на телесное нездоровье. В этом случае задача родителей - укрепление вегетативной регуляции водными и закаливающими процедурами (контрастный душ, влажные обтирания), щадящей диетой, лечебными травами: мятой перечной, валерианой аптечной, а также душицей обыкновенной, зверобоем продырявленным, ромашкой аптечной, тысячелистником обыкновенным, хмелем обыкновенным, фиалкой трехцветной. Необходимы и медико-педагогические воспитательные усилия, речь о которых пойдет ниже, в разделе о невропатии.

Невропатия

В случае, если на минимальную мозговую дисфункцию с преимущественным поражением диэнцефальной области головного мозга наслаиваются выраженные переживания женщины в период беременности (сдача экзаменов, трудности на работе, ссоры в семье), т. е. плод испытывает не только физические, но и психические травматизирующие нагрузки, врожденная детская нервность отличается доминированием нервности над вегетативными нарушениями. Конечно, вегетативные нарушения имеют место, но родители жалуются более всего на нервность, несносность ребенка. И тогда речь идет о невропатии.

Ребенок с таким диагнозом, по словам родителей, комок нервов. Бабушка, сокрушающаяся по поводу трудностей воспитания внука, страдающего невропатией, сетует: "Мне было бы легче вырастить семерых детей, чем его одного". Мать в отчаянии восклицает: "Доктор, помогите! Нет больше сил. С того дня, как я принесла сына из роддома, семья не знает покоя ни днем, ни ночью". Именно ребенок, страдающий невропатией, часто остается единственным, поскольку родители заявляют: "Так измучены им, что и думать боимся о другом".

Г. Е. Сухарева выделила два варианта невропатии - возбудимый и астенический. При возбудимом варианте ребенок импульсивен, вспыльчив, эгоистичен, двигательно расторможен и чересчур подвижен, неугомонен. При астеническом варианте он впечатлителен, раним, повышенно обидчив. Он быстро устает, истощается и тогда становится капризным, плаксивым. У него часты несварение желудка, запоры, метеоризм. Характерный для невропатии экссудативно-катаральный диатез сказывается при астеническом варианте в предрасположенности к стоматитам, заболеваниям верхних дыхательных путей, нарушениям пищеварения.

Родители больше жалуются на болезненность такого ребенка, чем на его капризность и требовательность. И о нем, как о менее беспокойном, в данном разделе сказано меньше. Однако четкая грань возбудимости и астеничности редка, и чаще имеет место переплетение того и другого в одном ребенке как выражение контрастности страдающего невропатией. Сложны причины - сложны и неоднозначны последствия. Вот он возбудился и несносен в поведении, вот истощился, сник и вызывает жалость, тревогу за него, за его здоровье.

Очевидно, что астенический вариант невропатии, выделяемый Г.Е. Сухаревой, ближе к врожденной нервности на почве нарушений вегетативной регуляции, т.е. к вегетопатии, и, тем не менее, капризность, требовательность, несносность и депрессивность этих детей позволяют отнести их скорее к невропатичным детям флегматичного темперамента. Возбудимый же, по Г.Е. Сухаревой, вариант невропатии базируется, на наш взгляд, на холерическом и сангвиническом темпераментах.

Чаще всего невропатичный ребенок грациозен, ловок, в его движениях чувство ритма, порывистость и импульсивность, у него живая мимика, выразительные жест и поза. Он чрезмерно подвижен, суетлив, несдержан, но тонок эмоционально, впечатлителен, боязлив и тревожно застывает возле матери при встрече с посторонним. Реже, если поражение головного мозга грубее и обширнее, он диспластичен, уныл, плаксив, раздражителен и капризен, поскольку повышенно истощаем, слаб, он вечно недоволен и для него - "все не так". На его лице - выражение беспокойства или недетской сосредоточенности. Он в таком случае похож на "маленького старичка" или тяжело больного человека. У ребенка с невропатией лицо и слизистые бледны, под глазами синева; волосы у него тонкие, ломкие, как бы прилипшие к головке или вьются венчиком; его руки горячие или холодные, влажные.

Различается ранняя форма невропатии - с самого момента рождения - и поздняя, манифестирующая с четырех-семи месяцев и протекающая тяжелее. При поздней ее форме ребенок сонлив, "спокоен", а по сути дозревает после родов. В этом случае предвестниками невропатии являются атония кишечника с запорами и метеоризмом, вялое сосание, плохая прибавка в весе и общая пассивность. Далее обычно формируется картина астенического варианта.

У детей-невропатов особенно велики шансы впасть в невроз (по нашим наблюдениям 22,3% детей с неврозами страдали в раннем детстве невропатией), как правило, в его истерическую форму (у каждого второго ребенка с истерическим неврозом, по нашим данным, ранее отмечалась невропатия) в связи с впечатлительностью, ранимостью, повышенной эгоистичностью, нарушениями общения. Хотя они и тянутся к сверстникам, но общение с ними неизбежно выливается в конфликт: в игре возбудимые чрезмерно импульсивны, астеничные устают, и все это кончается взаимными упреками, обвинениями, апелляцией к взрослым. Требовательные к сверстникам и взрослым, эгоцентрические, дети-невропаты порождают конфликты всюду, где бы они ни появились. При этом они не агрессивны, а конфликты с детьми возникают из-за завышенных претензий и непомерной обидчивости невропатичных.

Будучи чрезвычайно (симбиотически) привязанными к матери, невропатичный ребенок буквально порабощает ее. Мать в конце концов не выдерживает и умоляет близких дать ей передохнуть, уехать в отпуск одной. Невропатичный ребенок, оставшись без нее, заболевает, несмотря на идеальный уход со стороны отца и бабушки. По возвращении матери он становится еще более деспотичным, требовательным к ней и бдительным, не отпуская ее теперь ни на шаг. Он буквально держится за ее юбку. Ее рука крепко зажата в его ладошке во сне, или каждые полчаса, он не просыпаясь, ощупывает мать, удостоверяясь, что она рядом с ним.

Нередко дети-невропаты предрасположены к вредным привычкам: сосут палец, мнут кожу на шее, грызут ногти и т. д. Особенно трудны невропатичные дети в период оппозиции, который у них начинается раньше - с двух лет - и длится дольше - до семи-восьми лет. Тогда их негативизм с неповиновением, с агрессивной требовательностью, настырностыо, настойчивостью доводит родителей до невроза. При невропатии у ребенка родителей успокаивает только одно - заверение, что к восьми-одиннадцати годам это пройдет.

Невропатия чаще проявляется у мальчиков, чем у девочек (по нашим данным, в соотношении 1,8:1), у первенцев или поздних детей.

Первая характерная особенность детей с невропатией - контрастность. Страдающий невропатией ребенок контрастен, поскольку дисгармоничен. Он агрессивен, конфликтен, драчлив, отчаянный спорщик. Его злой и настойчивый плач изводит родителей. Однако такой ребенок и высокочувствителен, тонко улавливает настроение матери. Он робок, но и бесстрашен: может вступить в конфликт, в драку с более сильными и даже
с детьми, старшими по возрасту, не думая о последствиях для себя. Он раним и обидчив, но сам же обостряет ситуацию, в которой может быть обижен; он застенчив и назойлив; не переносит шума и шумен сам; истощаем, но жаден до информации и засыпает у телевизора от усталости, чуть ли не поддерживая веки, чтобы не закрылись глаза. Он "вредный", но и бесхитростный. Он боязлив, недоверчив, ему присущ страх нового, неизвестного, но он и крайне неосмотрителен, неосторожен, часто попадает в беду, аутоагрессивен - кусает себя (руки), грызет ногти, надногтевые валики, губы, равнодушен к пище и, будучи эгоистичен, в то же время, как говорит мать "не жалеет себя".

Вторая особенность - психомоторная нестабильность страдающего невропатией ребенка. Вот он весел и вдруг - гнев, слезы, надолго испорченное настроение. Родители говорят, что не знают, с какой стороны к нему подойти и какое именно слово или замечание вызовет отрицательную реакцию, недовольство. Он беспокоен на руках и в постели, а на прогулке выползает из одеяльца, как уж, оказываясь чуть ли не на голове обескураженной бабушки. Он ухитряется перелезть через кроватку или просунуть голову между прутьями решетки манежика. В больнице, яслях и детском садике знают немало случаев, когда таких детей спасали буквально в последнюю минуту. И в этом страдающий невропатией ребенок похож на расторможенных детей с синдромом сверхподвижности.

Третья особенность - сверхчувствительность. Невропатичный ребенок своего рода "принцесса на горошине". Его раздражает складка на простынке, рубчик на трусиках, а тугой воротничок он не терпит совершенно. Часто невропатичных детей беспокоит зуд кожи, волосистой части головы, ушей, промежности, и тогда они расчесывают себя до крови. Сверхчувствительны они и к запахам, и, когда на кухне стряпают, у них появляется головная боль, повышенная раздражительность. Шум и яркий свет возбуждают и обессиливают их.

Четвертая особенность - убыстренное психоречевое развитие. Ребенок-невропат учится читать самостоятельно, по названиям сказок и вывескам магазинов, знает много стихотворений. Он прекрасно ориентируется в окружающем: быстро устанавливает кто есть кто в семье, кого из приходящих в дом родители встречают радостно, кого - с досадой; ловчит, жалуется бабушке на мать, отцу на бабушку, матери на отца. При гостях он охотно танцует, поет, бойко разговаривает или, напротив, упрямо молчит, не вступает в контакт. Нередко он начинает говорить столь рано, что потрясает взрослых. Иногда речь у него задерживается, но затем в один прекрасный день его как прорывает, и с этого момента он говорит много, грамматически правильно. У невропатичных детей часты дислалии, т.е. нечистое произношение звуков или замена одних другими. Речь таких детей эмоциональна, быстра - "пулеметная", и поэтому у них часты запинки в речи. Однако это не заикание и запинки с возрастом проходят без лечения.

Пятая особенность - нарушения сна. Они отмечаются у ребенка-невропата с первых месяцев жизни. Спит он только в определенных условиях - в полной тишине, при подсветке ночником, на руках, при покачивании. Сон его чуток, беспокоен. Ребенок часто просыпается, обязательно с криком, плачем. Часто у него "спокойная бессонница": он играет ночью, как будто вовсе не нуждаясь в отдыхе, протестует при попытке уложить его, укачать или страдает, пытаясь уснуть, найти удобное положение в постели. Во сне он мечется, сбивает простынку, сбрасывает одеяло, поминутно с всхлипыванием меняет позу. Поправив одеяло и уложив его нормально, мать через минуту находит ребенка лежащим на одеяле поперек кровати или с ногами на подушке. Волосики его во сне слипаются от пота. Иногда он путает день и ночь: засыпает только в полночь и спит до полудня. В полтора-два года такой малыш отказывается от дневного сна. При астеническом варианте невропатии дети сонливы, но сон их так же беспокоен, как и у возбудимых. Сон у невропатичных детей налаживается только к трем годам.

Шестая особенность - нарушения вскармливания, аппетита, пищеварения. Ребенок-невропат обычно уже в полтора месяца отказывается от груди, а если и берет ее, то неохотно, лениво, отвлекаясь. Один скорее играет у груди, чем сосет. Другой ведет себя агрессивно, кусает грудь, беспокоен, будто материнское молоко горчит или чем-то раздражает. Мать такого ребенка нередко отмечает злой плач, порывистость движений у груди. Нередко ребенок-невропат быстро устает при кормлении или теряет интерес к нему. Начинаются переживания родителей, связанные с плохим аппетитом ребенка. Срыгивания, рвоты, отказ от пищи - бич страдающего невропатией.

Плохой аппетит сохраняется до семи-восьми лет. Невропатичный ребенок не только "малоежка", но и плохо жует. Создается впечатление, что у него мало слюны и ему не проглотить кусок. Догадливая мать ставит на стол стакан воды, и ребенок поминутно запивает еду. Он способен играть и даже уснуть с куском за щекой, и, стремясь не допустить этого, мать требует, чтобы после еды ребенок открыл рот. На новую непривычную пищу невропатичный отвечает рвотой, иногда подолгу отказывается от мяса ("вегетарианец поневоле"), от твердой пищи или ест что-то одно: или сосиски, или макароны, или хлеб с маслом и сельдью.

Седьмая особенность - нарушения дефекации и мочеиспускания. Регуляция физиологических отправлений ребенка-невропата - постоянная проблема его воспитания. Стул у него учащен, а чаще задержан. Невропатичный малыш нередко отказывается от горшка и до двух-четырех лет при нужде забивается в угол, где и происходит дефекация в штанишки. Мочеиспускание у него, как правило, учащенное, он часто страдает дневным и ночным недержанием мочи (энурез). Иногда отмечается и задержка мочеиспускания.

Восьмая особенность - частое нарушение терморегуляции. У возбудимых это повышенная температура тела (до 37,2-37,6' С), у астеничных - пониженная. Повышенная температура чаще не отражается на их самочувствии и обнаруживается случайно, но иногда может сопровождаться ощущением нездоровья, и тогда им ошибочно ставят диагноз острого вирусного заболевания.

Девятая особенность невропатии заключается в том, что невропатичный ребенок особенно подвержен простудным и инфекционным заболеваниям. Длительно и часто болеющий - нередко невропат даже в том случае, если другие проявления этой формы детской нервности у него выражены слабо или отсутствуют. При невропатии зачастую имеет место иммунодефицит - слабая иммунная сопротивляемость инфекциям. Именно поэтому мы рекомендуем направлять детей, страдающих невропатией, в детский сад не ранее пяти лет.

И, наконец, десятая особенность при невропатии - перевозбудимость вегетативной нервной системы и аллергическая предрасположенность, что приводит нередко к таким осложнениям, как ложный круп, спазм, стеноз гортани, астматический синдром. Такие дети зачастую обнаруживают патологические реакции на прививки. Они, как и страдающие вегетопатией, чутки к переменам погоды, изменениям атмосферного давления и влажности воздуха, отвечая вегетосо-судистыми кризами на приближающееся ненастье, грозу, циклоны. Именно поэтому их также часто именуют метеопатами.

Аффективно-респираторные припадки

У детей довольно часты аффективно-респираторные припадки, когда ребенок закатывается в плаче и в результате спазма гортани у него задерживается дыхание до появления синюшности кожных покровов, он теряет сознание, глазки закрыты или закатываются. Мышцы или расслаблены - и тогда он безжизненно обвисает в руках, или они напряжены - и тогда он как деревянный. Длится это от нескольких секунд до 3-5 минут. Затем спазм гортани прекращается, ребенок с силой выдыхает воздух - "петушиный крик", возобновляется плач, возвращается сознание.

Заболевание начинается преимущественно во второй половине первого года жизни, а заканчивается в три-четыре года, лишь в единичных случаях переходя в эпилепсию. Происхождение заболевания сложное. Чаще всего оно наблюдается у детей с невропатией, реже имеет наследственную природу, или причина его коренится в микрородовой травме. При приступе следует действовать как при обмороках у ребенка: потереть пальцем верхнюю губу, подбородок, поднести к носу ватку с нашатырным спиртом. Для предупреждения приступов и излечения рекомендуем прием в течение шести месяцев подряд валерианы, пустырника и мяты. В более тяжелых случаях врач назначает на полгода-год противосудорожные препараты.

Воспитание детей с врожденной детской нервностью

Итак, возвращение к возгласу "Доктор, помогите!". Общение с ребенком, страдающим врожденной детской нервностью, требует чрезвычайной деликатности и такта. Основные требования - не изнеживать его, не воевать с ним, хотя он непрерывно провоцирует на это, но и не капитулировать перед ним. Если взрослые кричат, он будет кричать еще сильнее, доходя до неистовства.

Следует помнить, что порог возбудимости у него снижен. То, что взрослые просто не воспринимают, его раздражает, для него непереносимо. Включенный на малую мощность телевизор для него, спящего в соседней комнате, то же самое, что для взрослого бульдозер, работающий под окном его спальни. Поэтому тишина, спокойное сдержанное поведение взрослых - условие его спокойствия, сдержанности. В шумной крикливой семье такой ребенок находится в состоянии постоянного перевозбуждения.

Итак, все спокойны рядом с ребенком с врожденной детской нервностью, никто не повышает голоса. Его не дергают поминутно запретами, укорами, замечаниями. Родители должны многие мелочи попросту "не замечать", ибо жизнь такого ребенка станет непереносимой, если каждый проступок (вся его жизнь до семи лет - сплошной проступок в глазах строгого родителя) будет вызывать реакцию взрослых. Он слишком громко закричал от радости, возбуждения, смял ковер на полу, потянул скатерть и разбил стоявшую на столе посуду, порвал газету, ест стоя. Конечно, все это непорядок, но у него врожденная детская нервность. Родители всего этого "не замечают". Но вот он в гневе ударил бабушку, или, скажем, упорно берет и зажигает спички, или вопреки запрету подошел к плите, на которой кипит суп. Это уже принципиально. Здесь нет места колебаниям. Ему строго указывают на недопустимость таких действий. Вся семья отворачивается от него, с ним никто не общается. Он впадает в истерику, но все продолжают заниматься своими делами, как будто ничего не происходит, и он постепенно успокаивается.

Ребенок с врожденной детской нервностью предрасположен к истерическому реагированию. Он, как искусный дипломат, использует любую трещинку в отношении к себе взрослых членов семьи. Вот он бросается с криком на пол, добиваясь своего. Родители непреклонны. Крепится и бабушка, но ее стойкости хватает ненадолго, и она говорит: "Перестаньте мучить ребенка, уступите ему". А ему только этого и надо. Он кричит и требует еще настойчивее. Очевидно, что его демонстративное поведение и было рассчитано на бабушку. Но родители не позволяют ему добиться желаемого истерическими выходками. Однако они гибки, компромиссны, отделяют мелкое от принципиального. Он просит игрушку, а мама уже отказала ему в покупке. Но коли он уж очень хочет ее и просит вежливо, следует уступить: "Ну ладно, не хотела тебе покупать, но ты сегодня был послушен, так и быть, пойдем к кассе".

Однако, если дело дошло до того, что он улегся на тротуаре у витрины, колотит ногами и кричит во все горло "Хочу!", тут уж родители не уступают. Истероидное поведение ребенка с врожденной детской нервностью в общественных местах нередко рассчитано не столько на мать, сколько на посторонних. Мать крепится, она понимает - уступи ему сейчас, и отныне каждое посещение с ним магазина превратиться в кошмар. Но не тут-то было. На нее обрушивается "общественное мнение". Особенно радикальны сердобольные старушки. Реплики типа "У этих молодых каменные сердца", "Бедный ребенок, ему и конфетки не купят" - самые мягкие из того, что порой слышишь в таких случаях. И если мать, побежденная, уступает, отныне ей лучше не выходить с ним из дому. Он только и будет ждать случая, чтобы с криком улечься в самом неподходящем месте.

Итак, не реагируя на советы прохожих, мать уходит, не оглядываясь. Ребенок долго не выдержит, побежит вслед за ней. Мать, не глядя на него, ждет у первого же светофора. Нельзя перейти улицу, ибо он помчится следом, не обращая внимания на машины. Мать молча берет его за руку и продолжает путь в молчании, потом, успокоившись, тихим голосом говорит: "Я тебя таким не люблю. Никогда ничего такими стыдными поступками ты не добьешься". Если он вырывает руку и его не перевести через дорогу, мать выбирает такой путь, при котором нет необходимости пересекать проезжую часть, а он будет бежать за ней. Не следует в такие минуты обращать внимание на его вопли, на высказывания проходящих мимо. Догадавшись, что мать больше всего опасается его выхода на проезжую часть, он может выбежать на нее. Тогда его берут на руки и несут домой. Когда он успокоится, с ним не говорят как можно дольше. Пусть поймет, что виноват.

И если твердое и спокойное руководство матери и отца, с одной стороны, потакание бабушки всем прихотям ребенка - с другой вообще недопустимы при воспитании, то тем более недопустимы они при воспитании ребенка с врожденной детской нервностью. Такого ребенка ни в коем случае нельзя воспитывать эгоцентрически, как кумира, "единственную радость". Его любят, но без крайностей. Его хвалят, когда он достоин похвалы, но не чрезмерно. Его наказывают, если он провинился, но также без крайностей. Его не демонстрируют гостям. Он склонен общаться со взрослыми, особенно с добренькими, уступающими ему, восхищающимися и умиляющимися им "тетеньками и дяденьками", а ему необходимо освоить очень трудное для него общение со сверстниками. Общество взрослых перевозбуждает его. В детский сад такого ребенка лучше отправить в пять или шесть лет - в старшую или подготовительную к школе группу. Но двух-трех товарищей-сверстников для него следует найти до того, как он пойдет в детский сад.

Ребенок с врожденной детской нервностью быстро устает, поэтому не следует его водить на детские утренники, в цирк. Там он быстро истощиться от впечатлений, перевозбудиться, и это кончится или бессонной ночью, или он на несколько суток выйдет из строя, будет труднее обычного. По телевизору ему можно разрешить смотреть только мультипликационные детские фильмы.

Как уже говорилось, такие дети быстро развиваются психически, но эту тенденцию не следует поощрять. Им читают сказки, дарят игрушки по возрасту, давая пищу их пытливому уму, но не форсируя умственное развитие, а уделяют больше внимания нравственному воспитанию, неустанно готовят таких детей к бесконфликтному и равноправному общению со сверстниками, укрепляют их физически.

У ребенка с врожденной детской нервностью плохой аппетит, но не следует превращать кормление такого ребенка в некий культ, ходить на голове, чтобы дитя съело "еще кусочек". Это всегда непедагогично, а при врожденной детской нервности и вовсе недопустимо. Пусть он лучше останется полуголодным. Эти дети нуждаются в диете. Исключаются кофе, какао, шоколад, пепси-кола, жареные, острые и пряные блюда, крепкий бульон. Показано ограничение мяса (не чаще 2 раз в неделю). В связи с предрасположенностью такого ребенка к аллергическим реакциям родители осторожно вводят в рацион курятину, рыбу, яйца, икру, ягоды, цитрусовые, виноград, мед и натуральное молоко. Эти продукты включают в диету один за другим, чтобы знать, что именно вызывает пищевую аллергию.

Дети с врожденной детской нервностью страдают бессонницей, однако снотворные им противопоказаны. Такие лекарства вообще не назначают ранее четырех лет. Эти дети часто дают парадоксальные реакции на снотворные и успокаивающие препараты и могут возбудиться, не спать всю ночь после приема фенобарбитала, димедрола, сибазона. Сон у них нарушен в течение многих лет, но не давать же им годами снотворные!

Если бессонница у ребенка, как и нервность, выражена резко, полезно дать ему понюхать пробочку от флакона с настойкой валерианы, повесить на спинке кроватки марлевый мешочек с корневищами и корнем валерианы, листьями мяты перечной, шишками хмеля обыкновенного. Для детей старше одного года можно применять настой из следующего сбора:

- валериана лекарственная (корни и корневища) - 1 ст. ложка;
- вахта трехлистная (трилистник водяной - листья) - столовая ложка;
- мята перечная (листья) - 1 ст. ложка;
- пустырник пятилопастный (трава) - 2 ст. ложки;
- хмель обыкновенный (шишки) - 1 ст. ложка.

Сбор смешивают, столовую ложку сбора заливают стаканом крутого кипятка (в термосе), настаивают ночь, утром процеживают, охлаждают и применяют по десертной ложке для ребенка до двух лет и по столовой ложке после двух лет три раза в день после еды. Настой хранить не более двух суток. Курс - полтора-три месяца.

Чтобы ребенок уснул, следует подержать его на руках и успокоить, что-либо рассказывая ему, согревая его своим телом. Эффективны мягкое растирание пальчиков ног (мягкое разминание их), нежное растирание кожи в области шеи до появления ощущения приятного тепла, зоны за ушами (3 см за мочкой уха) и согревание ладонью макушки головы. Успокаивает манная и рисовая каши, употребленные на ночь, капуста во всех видах. Успокаивающе действуют ванночки для рук и ног (поочередно, через день) в трех-пяти литрах воды с морской солью (6 столовых ложек). Температура воды +42° С, продолжительность - 15 минут. Воду следует подливать, поддерживая требуемую температуру. После ванночки на ручки (ножки) наденьте на 30 минут хлопчатобумажные рукавички (носочки) и уложите малыша в постель.

Врожденная детская нервность при правильном воспитании проходит к семи-восьми годам. Поэтому проявите терпение, изобретательность, отвлекая такого ребенка от капризов, соблюдайте спокойствие, ибо оно передается ему так же, как и материнская нервность и возбудимость. Спокойны родители - спокоен и ребенок. Если же его неправильно воспитывают, способствуют развитию в нем эгоцентризма, вспыльчивости, непомерной требовательности, истеричности, капризности, родители столкнуться с тяжелыми переживаниями, связанными с отклоняющимся поведением своего ребенка, когда он достигнет подросткового возраста. Правильное воспитание гарантирует нормальное формирование личности у ребенка с врожденной детской нервностью.

Автор: В.И. Гарбузов, профессор, психоневролог-психотерапевт, врач высшей категории.

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?