Развитие речи у ребенка шестого года жизни
нажми для закрытия
поделки

меню Главная Развивающие методики Развитие речи

Развитие речи у ребенка шестого года жизни

Краткое содержание: Развитие речи у детей. Развитие речи у ребенка шестого года жизни. Упражнения и игры развивающие речь для детей на шестом году жизни.

Развитие речи у ребенка шестого года жизни

Вот ваш ребенок и переходит на новый уровень развития, начинается старший дошкольный возраст. Последняя ступенька перед школой. В этом возрасте многие дети уже занимаются в кружках, секциях, центрах (по своему и родительскому желанию). Иногда обстоятельства складываются так, как это описано у классика: "Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота..." Кому охота, ребенку или маме, это еще вопрос. Нет, мы ни в коей мере не собираемся призывать к сидению дома, мы не отрицаем полезности дополнительных занятий. Мы только просим не перегружать ребенка обилием кружков и разнообразных обучающих программ. Перед тем, как определять ребенка в центр или секцию, продумайте все "за" и "против", при необходимости посоветуйтесь с врачом, наблюдающим ребенка. Если были проблемы с речью, то проконсультируйтесь с логопедом. Иногда даже нагрузка детского сада становится слишком тяжелой для малыша.

Давайте все-таки попытаемся соразмерять наши планы и намерения в отношении ребенка с его возможностями. Нарушить хрупкое равновесие очень легко, исправить же возникшие неприятности совсем не просто. Внимательно следите, не переутомляется ли ребенок, достаточно ли бывает на свежем воздух, как спит, с аппетитом ли ест. Мы уже упоминали о повторах (см. Развитие речи у ребенка третьего года жизни), которые могут появиться в речи маленького ребенка, и говорили, как следует себя вести в этом случае. Если вы заметили, что ребенок говорит слишком быстро, как будто не хватает дыхания, возбуждается, если в речи появляются запинки, немедленно обращайтесь к врачу-невропатологу и к логопеду.

Мы всегда советовали вам обращать особое внимание на словарь ребенка, на то, как включаются в него новые слова, и обсуждали, как стимулировать и закреплять этот процесс. На шестом году эту деятельность мы продолжаем, но теперь нас интересуют более углубленные знания. Ребенку нужно знать такие тонкости, как обозначение словом различных качеств и свойств, да не простых, а передающих оттенки, выраженность, степень, характер. Проще говоря, речь идет о прилагательных в сравнительной степени (горячий - горячее, мягкий - мягче), о наречиях (быстро, медленно), о передаче оттенков цвета (светло-коричневый, синеватый). Вам придется предоставлять ребенку возможность иметь дело с предметами, которые нужно будет описывать.

Дайте ребенку пощупать теплую батарею, пусть степень ее нагревания обозначается словом "горячий". А вот кастрюля с недавно сваренным борщом гораздо горячее. Попутно проводим инструктаж по соблюдению правил безопасности, что можно трогать и как, а что нельзя. Ребенок обычно и усваивает такие понятия в повседневной жизни, когда имеется возможность увидеть, ощутить, узнать на практике те или иные свойства и особенности. От вас требуется помимо организации живого знакомства с названиями также учить ребенка живому общению со словом, когда слово не является чем-то незыблемым, а представляет собой инструмент для выражения чувств, мыслей, то есть слово может изменяться в зависимости от того, что ребенок хочет сказать. Как же учить ребенка чувствовать эти словесные изменения?

Развитие речи у ребенка шестого года жизни

Перед нами стоит задача: сделать так, чтобы ребенок почувствовал многообразие значений слова, его оттенков. Начать можно с придумывания сравнений. Вы даете малышу апельсин, весь кругленький, крепенький, упругий, солнечного, теплого цвета. А каким назовет его ребенок? На что, по мнению ребенка, похож апельсин? С чем его можно сравнить? Как его изобразить на бумаге? В ответах на эти вопросы рождаются слова и входят в речь ребенка. Образ, который формируется на основе восприятия (малыш видит апельсин, гладит, сжимает, нюхает), создается и словами-признаками, и словами-предметами.

Старшая сестра пришла из школы в хорошем настроении, у нее удачный день, успехи, отличные отметки. "Какая сегодня Света?" - спрашиваете вы младшего сына. Радостная, а еще какая? Веселая, счастливая... А погода сегодня какая? Туманная, холодная, сырая, грустная. Грустная - это уже не просто признак. Это уже отражение состояния, ребенок связывает свою характеристику с настроением, которое вызывает у него пасмурный день.

"А ну-ка, давай придумаем рифмы", - предлагаете вы ребенку. При этом ведь цель ваша - не обучение стихосложению. Вы просто даете малышу возможность ворошить слова, перебирать их, пробовать на вкус и подбирать наиболее точные варианты. Например, так:

Если мамы дома нет -
Кто сготовит нам ... (обед)?
Нужно мамочке помочь -
Помогает маме ... (дочь).
Дочь наварит свежих щей,
В щи положит ... (овощей).
Будет сытно, будет вкусно,
В щи нарезана ... (капуста).
Ножик режет очень ловко -
В щи отправилась ... (морковка).
И, конечно же, немножко
Бросим мы туда ... (картошки).
Чтобы вышли щи на славу,
Добавляем мы ... (приправу).
Только входит мама в дом -
Мы к столу ее ... (ведем).
(А. С. Герасимова)

На улице
Прохожего
Увидел я вчера.
Он ящик нес,
На ящике
Написано: "Игра".
Я два квартала
Шел за ним
(Поверьте, я не вру).
И наконец
Спросил его:
- А как играть
В игру?
Он улыбнулся
Вежливо,
Потом мне отвечал:
- Уверен,
Что такой игры
Еще ты не встречал.
Две птицы
Удивительных
Есть в ящике моем.
И если хочешь,
То с тобой
Сыграем мы вдвоем.
А чтобы мы
Могли начать,
Запомнить должен ты,
Что у несхожих
Этих птиц -
Похожие хвосты.
Поймать
Таких смешных пичуг
Весьма нелегкий труд,
Недаром люди
Умные
Их рифмами
Зовут.
...И вправду
Птицы шустрые
Из ящика большого
Вдруг начали
Вытаскивать
Наверх за словом слово.
Одна достала
Слово гвоздь,
Другая сразу -
Гость и трость.
Одна достала
Слово слон,
Другая -
Звон и телефон.
- Теперь, -
Сказал мне человек, -
Пора и нам сыграть.
Я буду
Доставать слова,
Ты должен
Рифмовать.
Достал он слово кочка,
А я ответил: бочка,
И строчка, и сорочка,
И сразу два листочка,
И на прощанье точка.
Мы с ним
Играли целый час
Похожими словами,
Теперь
Мы покидаем вас,
И вы играйте сами.
(Дж. Чиарди)

В таких упражнениях помимо прямого договаривания слов в рифму ребенку нужно внимательно следить за сюжетом и смыслом всего текста, а не отдельного предложения, как это приходилось делать раньше. Поэтому на шестом году объем стихотворений, которые вы решили разучить с ребенком, увеличивается. Механическое заучивание не требуется, ребенок должен понимать стихи, воспринимать их, а не просто повторять как набор слов. Так что старайтесь подбирать стихи, соответствующие уровню возможностей маленького человека. Если стихотворение учится с трудом, надо постараться облечь сам процесс в привлекательные для ребенка тона, например, разыграть сценку с изображением того, о чем говорится в стихотворении. Сделать это совсем не трудно, но зато ребенок прекрасно запомнит и хорошо себе представит содержание. Вот, например, стихотворение Н. Асеева "Мороз":

Такой мороз! Такой мороз.
Берет за нос, дерет до слез.
Такой мороз трескучий,
Пристал, пристал, прискучил.
Такой мороз! Такой мороз.
Укроешь нос - к бровям прирос.
Такой мороз здоровый!
Идет, хрустит дорогой.

Здесь есть много того, что нам на данном этапе нужно: стихотворение вкусное, живое, слова даны не только в постоянных своих значениях, достаточно глаголов, то есть обозначений действий, и сами действия, признаки, качества не традиционные, а свежие, но в то же время точно отражающие и саму морозную погоду, и ощущения, которые мы с вами испытываем в морозный зимний денек, когда воздух и тот кажется стеклянным. Можно сразу спросить ребенка, какими красками он мог бы нарисовать мороз, а то и на самом деле вытащить краски и кисть и приняться за рисование.

Дождик в июне
похож на меня.
Вот он бежит,
ручейками звеня,
скачет вприпрыжку,
и песни поет,
и улыбаться не устает.
(В. Чижов)

Удод с дороги
Увидел ужа.
Удод улетел,
От испуга дрожа.
А уж зашуршал
И уполз в камыши,
Над глупым удодом
Смеясь от души.
(В. Костарев)

Слова, постоянно пополняющие словарь ребенка, извлекаются из вашей речи, из окружающей ситуации, из впечатлений, из наблюдений ребенка. И, как мы уже говорили, из сопровождения деятельности. Помните, мы называли профессии, о которых надо разговаривать с ребенком, обсуждать (см. Развитие речи у ребенка пятого года жизни). Вы снабжаете ребенка не только информацией о профессиях, не только о том, с какими инструментами работает специалист, но и какую технику использует. Это означает переход на новую ступень владения словом - опосредованные, а не непосредственные действия. Вы заметили почтальона и спешите показать его ребенку, попутно задайте вопрос: "Посмотри, вон идет почтальон. Как ты думаешь, что ему нужно для работы?" Что-то малыш увидит, что-то знал раньше, о чем-то сейчас спросит. И в итоге вы получите ответ: "Сумка, письма, газеты, журналы, телеграммы". А вечером, когда семья соберется за столом, попросите ребенка рассказать, кого он видел сегодня на улице.

Пятилетний мальчик с увлечением и удивительным знанием вопроса рассказывал на приеме о работе своего папы (рыбака на сейнере), но когда дело коснулось владения обычной словарной базой, пресловутыми обобщающими понятиями и т. п., знаток рыболовецких тонкостей сразу сник. Этот пример говорит о том, что на шестом году ребенок может не только обладать определенными знаниями достаточно высокого уровня, но и рассказывать о них. В то же время развитие речи в силу различных причин может быть однобоким.

Мальчик, о котором мы говорили, жил большую часть года с бабушкой, она работала, а папа находился в рейсах. В садике ребенок слыл молчуном и нелюдимом. По-настоящему он раскрывался только с папой, с удовольствием слушал его рассказы о работе и, как все, что интересно, отлично запоминал и усваивал. Примеров такого рода мы могли бы привести великое множество...

Раз уж речь у нас зашла о профессиях, то уточним, что теперь вашему ребенку доступно понимание и усвоение слов-обозначений, которые малыш может самостоятельно образовывать. Например: кто ухаживает за лесом? Лесник. А за садом? Садовник. Можно даже потренировать ребенка в образовании слов при помощи суффиксов (только вы, конечно, этого термина не называете - просто даете образец):

рубить - рубщик
резать - резчик
носить - носильщик
водить - водитель
строить - строитель
сеять - сеятель
учить - учитель
гриб - грибник
печь - печник
двор - дворник
мясо - мясник

Пора уже убедиться в том, что ребенок понимает и использует в своей речи сложные предлоги: из-за, из-под. Выполнение сложных инструкций, которые вы даете, будет здесь подспорьем: "Достань карандаш из-под книжки", "Вынь картинку из-за зеркала". Предложите ребенку ответить на такие, на первый взгляд, нехитрые вопросы: "Откуда я достала ручку?" (из-под стола), "Откуда я вытащила куклу?" (из-за шкафа). Важно, чтобы ребенок хорошо понимал, что вы от него хотите, тогда при выполнении действий или во время ответов слова быстрее переходят из пассивного запаса, то есть того, что известно ребенку вообще, в активный, то есть к тем словам, которые используются в речи.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.

Из-под снега, из-под льда
Пробирается вода.

Мы уже неоднократно говорили, что ребенку нужно видеть, воспринимать предмет или явление для того, чтобы обозначающее его слово вошло в речь. На шестом году уже можно и обойтись без организованного показа, малыш наблюдает сам и сам делает выводы об увиденном. Вы стараетесь помочь закрепить знания об окружающем. Очень хорошо развивает умение свободно подбирать слова игра "Подбери слово". Приведем несколько примеров.

Щука плавает, а снегирь? (Снегирь летает.)
Гусеница ползает, а заяц? (Заяц скачет.)
Журавль курлыкает, а ворона? (Ворона каркает.)
Мышь живет в норе, а сова? (Сова живет в дупле.)
Самолет летит в небе, а корабль? (Корабль плывет по морю.)
Медведь любит мед, а заяц? (Заяц любит морковку.)
Карась плавает в пруду, а дельфин? (Дельфин плавает в море.)
У кошки котята, а у собаки? (У собаки щенки.)

Ребенку нравится примерять к своей речи новые слова. Словообразование - великая вещь, и, если оно происходит правильно, языковые (а не только речевые) возможности маленького человека растут стремительно.

Развитие речи у ребенка шестого года жизни

Как же нужно образовывать слова? Задания вы можете давать ребенку по ходу дела, например: "Посмотри, вот у нас большой стол. На нем стоит ваза. А вот там, около дивана, маленький ... сто...лик. Что на нем стоит? Правильно, часы. А вазу мы на него можем поставить? Нет, ваза стоит на большом столе. А это - маленький сто...лик".

Конечно, в свободной речи это выглядит гораздо более естественно. Задавайте вопросы к месту и не слишком много за один раз.

Не надо объявлять ребенку задание, ведь стоит только сказать что-нибудь вроде: "Мы с тобой сейчас будем правильно подбирать формы глаголов!" - и малыша охватит тоска и уныние. Какие-то незнакомые, таинственные слова, с которыми ему нужно что-то делать. Просто вовлеките ребенка в ясный ему и естественный диалог: "На картинке дети, посмотри. Что они делают? Правильно, бегают. А как ты скажешь о себе? (Бегаю.) А если это было вчера, как ты о себе скажешь? (Бегал.) А дети? (Бегали.)" И потом можно предложить ребенку назвать как можно больше действий детей (прыгают, рисуют, играют, пишут), действий разных предметов.

Задание "Дополни предложение" по сравнению с прошлым годом можно усложнить, то есть та часть предложения, которую вы даете, не должна содержать указание или подсказку на дополнение: "Мы устали, потому что...", "Я удивился, потому что..." Так ребенок ставится в условия, когда необходимо думать, придумывать, воображать и облекать это в слова. Пригодятся теперь и "Объяснялки наоборот". Вы сообщаете короткую информацию о слове, а ребенок его узнает и называет. Например:

Животное, которое носит своего детеныша в сумке на животе и передвигается прыжками. (Кенгуру.)
Сумка для школьных принадлежностей. (Портфель.)
Детеныш свиньи. (Поросенок.)
Овощной суп, сваренный из капусты, свеклы, моркови, картошки на мясном бульоне. (Борщ.)
Инструмент для копания. (Лопата.)
Учреждение, в которое больные приходят на прием к врачу. (Поликлиника.)
Птица, которая всех будит по утрам. (Петух.)
Место, где проходят спортивные соревнования. (Стадион.)

Не старайтесь придать своим объяснялкам "детский" характер. Дети и в этом, и в более раннем возрасте отлично различают естественную и искусственную манеру разговорной речи. Конечно, вас наполняет чувство любви к ребенку, потребность приласкать если не действием, то словом, желание говорить более понятно, и вам кажется, что если вы скажете что-нибудь "в детском стиле", то это будет как раз то, что надо. Родители рассказывают очень часто, что с одним специалистом (врачом, педагогом) ребенок охотно общается, а с другим говорить не хочет. Ребенок уже очень многое понимает и чувствует в этом возрасте, и с ним нужно разговаривать на языке нормального человеческого общения. И еще раз позволим себе напомнить: ребенка нужно любить. Не только в общем смысле: дети - наше будущее и т. д., а этого, конкретного малыша с царапиной на щеке и засохшими крошками от печенья в уголке рта...

Ребенок уже понятно и убедительно выражает свои мысли. Кроме того, выясняется, что он помнит, и, главное, может рассказать о том, что происходило в прошлом, например, минувшим летом, когда всей семьей ездили на юг. Старайтесь стимулировать рассказывание, как бы вы не были заняты, попробуйте находить время для общения. Ведь детство промчится так быстро, не успеете оглянуться, а ваш детсадовец стал студентом. Так что маленькие детки - маленькие бедки. Ну, а радости, конечно, большие.

Иногда родителей беспокоит, что ребенок, по-прежнему, допускает в речи грамматические ошибки: "нам дали много яблоков", "мы видели лошадев" и т. п. Такие ошибки, если они носят единичный характер, преодолеваются под влиянием речи взрослых, правильной и грамматически безупречной. Исправлять малыша нужно тактично, ни в коем случае не грубо, иногда между делом. Возможно, вам придется поправить ребенка не раз, но разве это так уж утомительно?

Почаще обращайтесь к ребенку с просьбой оценить правильность высказываний других людей (в том числе и ваших собственных). "Верно ли я назвала картинку?", "Прав ли папа?", "Правильно ли сказала бабушка?" Речь здесь идет о речевых оборотах, об употреблении слов и выражений, о выполнении заданий, в которые вы, уважаемые родители, вовлекаете остальных членов семьи.

Ваш ребенок уже сам может строить довольно сложные высказывания. Причем не только описывает то, что видит, и то, о чем знает, но и говорит о предметах обобщенно, объясняет, что с чем связано и почему. И свою речь (как и речь других детей) уже начинает оценивать критически. Пятилетняя девочка объясняла нам с печалью в голосе, что практически не выступает на утренниках в детском саду. "Мне стихи не дают. Я плохо говорю", - серьезно говорила она и на вопрос, в какой роли она выступала на новогоднем празднике, ответила: "Я была снежинка. Мы танцевали, руками махали".

Педагогов детского сада, конечно, можно понять. Им нужно, чтобы праздник прошел "без сучка, без задоринки", все дети хорошо справились с заданиями, говорили красиво. Но ведь шепелявые и картавые не виноваты в своих проблемах. И получается, что они страдают вдвойне: и говорят неважно, и выступать недостойны. Стоит все-таки поставить дело так, чтобы все дети участвовали в праздничных мероприятиях, чтобы все ощущали свою нужность, гордились своими достижениями, имели возможность себя показать. Поэтому надо очень внимательно следить за речью ребенка и при необходимости принять меры незамедлительно.

Рассказывая, ваш ребенок не только передает информацию, но и показывает, как он сам относится к тому, что говорит. И вы старайтесь развивать это, например, интересуйтесь мнением малыша, спрашивайте, почему он так думает. Удобно использовать в таких случаях чтение с обсуждением. Несколько вопросов, заданных вами, сразу помогут определить, как ребенок понял прочитанное, как он относится к героям, нравится ли ему прочитанное в целом, что не понравилось.

Если же вы хотите, чтобы ребенок выучил стихотворение, то приготовьтесь и сами его уметь рассказать наизусть. Только не давайте сразу жесткую установку типа: "Это стихотворение ты должен выучить. Слушай внимательно!" Сначала пусть малыш послушает, оценит, потом вы с ним поговорите об услышанном. А уж затем можно перейти и к процедуре разучивания. Не получилось все сразу - учите по частям. Наседать на ребенка не нужно и уж, конечно, не стоит вешать ярлыки типа "Память у тебя плохая, ничего не можешь запомнить". Ребенок это послушает и укрепится в мысли, что он действительно никудышный ученик.

Часто бывает, что вечером так трудно учить стихотворение, кажется, невозможно запомнить, хотя повторяем несколько раз. Ложимся спать, а утром ребенок отлично рассказывает все наизусть! И вообще, с рассказыванием с каждым днем дело обстоит все лучше и лучше. Находите время, чтобы послушать, как ребенок расскажет вам, какой мультик посмотрел, какую сказку рассказала бабушка, что произошло в детском саду.

Несмотря на то, что словарный запас вашего ребенка постоянно увеличивается, далеко не все еще ясно и понятно малышу в речи окружающих людей. По-прежнему к вам пристают с вопросами. Не отмахивайтесь, ведь теперь ребенка интересуют и какие-то узкие, отдельные темы, особенности. Много новых слов появляется именно потому, что ребенок учится называть составные части, детали, компоненты, то есть интересуется не только общим названием, но и тем, из чего, из каких частей состоит предмет или явление. Недаром малыш так стремится все разобрать, посмотреть, что внутри, каков принцип действия. Приготовьте такие игры, где, например, нужно к одной картинке, изображающей предмет, подобрать (и назвать) картинки, изображающие отдельные части предмета. Как обычно, все манипуляции ребенок проговаривает.

Вот на картинке дерево. К дереву подбираются картинки с изображением листика, ветки, ствола, корней. Вы можете схематично все это изобразить. Или к машине подбираются колеса, кузов, кабина, руль и т. д. Можно предложить следующие картинки:

Дом (крыша, стена, дверь, окно, труба).
Чайник (носик, ручка, крышка, бочок).
Куртка (рукава, воротник, карман, полы).
Бабочка (туловище, голова, глаза, усики, лапки, крылья).
Рыба (туловище, голова, хвост, плавники, глаза, рот).
Цветок (серединка, лепестки, стебель, листья).

Обобщающие понятия, одно название которых приводило вас в состояние тоски (помните "видовые понятия" и "родовые понятия"), более или менее закрепились в речи. И, что особенно важно, ребенок уже начинает внутри этих понятий разбираться. Например, не просто знает, что волк, белка, кабан, коза - животные, а уже объясняет, кто из них дикие, а кто домашние. И вы активно помогаете малышу, побуждаете не только говорить, но и анализировать, рассуждать, сочетая в общении приятное с полезным.

Свободно пользоваться словами, не затрудняться в выборе нужного слова или выражения - вот чему вы сейчас учите своего малыша. Попробуйте игру в антонимы, подбор слов, противоположных по значению. Это очень просто, вы называете слова, а ребенок подбирает противоположное. Приведем примеры:

добрый - злой
твердый - мягкий
пушистый - гладкий
веселый - грустный
ровный - кривой
чистый - грязный
ленивый - трудолюбивый
радостный - печальный
идти - стоять
говорить - молчать
шептать - кричать
держать - бросать
рвать - скреплять
чистить - пачкать
сушить - мочить
одевать - снимать
близко - далеко
высоко - низко
широко - узко
глубоко - мелко
смешно - грустно
вверху - внизу
впереди - позади
слева - справа

Включайте в игру все части речи, не только прилагательные, глаголы и существительные, но и наречия. Это особенно полезно, потому что в возрасте пяти лет ребенок еще не совсем свободно пользуется ими. Например:

птица летит высоко, а комар ... (низко);
летом жарко, а зимой ... (холодно);
черепаха двигается медленно, а заяц ... (быстро);
море далеко, а лес ... (близко);
днем светло, а ночью ... (темно);
в океане глубоко, а в луже ... (мелко);
ворона кричит громко, а воробей ... (тихо). 

Обычно такие задания ребенок выполняет с удовольствием. Если хотите, чтобы малыш пользовался достаточным количеством слов, сами употребляйте их, разнообразьте свою собственную речь, не отделывайтесь однословными ответами и короткими высказываниями.

Заяц прыгает, а ласточка ...
Червяк ползает, а рыба ...
Лошадь скачет, а змея ...
Кузнечик прыгает, а гусеница ...
Сорока стрекочет, а ворона ...
Кошка мяукает, а собака ...
Овечка блеет, а корова ...
Кукушка кукует, а лягушка ...
Свинья хрюкает, а коза ...

Антонимы можно подбирать и по картинкам, и по описанию. А вот отыскивать новые, интересные признаки, сравнения - это задача потруднее. Нельзя допустить, чтобы ребенок мыслил штампами, говорил в основном широко используемыми словами, не умел находить свежие, оригинальные эпитеты. Конечно, никто не требует от ребенка каждым словечком доказывать свою оригинальность, но уметь увидеть какие-то новые оттенки, краски, сравнить с чем-то по-новому - к этому надо стремиться. Обращайте внимание малыша на яркие, красивые предметы и явления. Если что-то привлекло внимание ребенка, и он за чем-то внимательно наблюдает, не мешайте, дайте время. Богатство и образность языковых средств вы найдете, читая ребенку хорошие детские стихи и прозу. Малыш отлично запомнит именно тот материал, который его впечатлил, заставил задуматься, прочувствовать. Недаром дети часто просят читать им полюбившиеся стихи, сказки по нескольку раз, и им это не надоедает. Итак, ключевые слова "на что похоже" и "какой, какая, какие, какое".

Ау

Весело аукнула
Из лесу весна.
Ей Медведь откликнулся,
Поурчав от сна.

Поскакали зайки к ней,
Подлетел к ней Грач;
Покатился Ежик вслед,
Как колючий мяч.

Всполошилась Белочка,
Глянув из дупла, -
Дождалась, пушистая,
Света и тепла.

Гордо приосанился
Посветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.

Улыбнулся радостно
Весь прозрачный лес,
И Мороз за елками,
Заворчав, исчез.
(Л. Аграчева)

Снег идет

Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем,
Выйдет мама на порог,
Скажет: "Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?"
(М. Познанская)

Развитие речи у ребенка шестого года жизни

С игрой "Четвертый лишний" и вы, и малыш уже знакомы. Теперь можно предъявлять ребенку такие картинки, на которых предметы не контрастируют слишком уж явно, то есть различие признаков не лежит на поверхности. Например, изображены три птицы и бабочка, три канцелярских принадлежности и игрушка, три дерева и цветок, три карандаша и кисточка, три диких зверя и корова. Замечательно, когда малыш пытается объяснить свои действия (а вы ему в этом помогаете).

Скоро, очень скоро придет день, когда ваш ребенок переступит порог школы. Вы можете многое сделать для того, чтобы облегчить малышу первые, самые трудные шаги в школе, а именно, взятие рубежа под названием "грамота". Со словами можно и нужно играть, ведь ребенку предстоит не только освоить правила орфографии, но и научиться чувствовать слова, то есть применять правила. Иначе они останутся для ученика набором звуков, не связанных с практикой письма и чтения. Вот несколько вариантов таких игр:

- перед ребенком вы раскладываете несколько картинок и просите назвать их четко. Допустим, это "шапка", "машина", "карандаш" и "подушка". Пусть малыш попытается определить, какой звук есть во всех названиях. Чтобы помочь ему, произнесите сами эти слова, выделяя голосом именно "ш": "шшапка". А теперь предложите ребенку придумать слова, в которых тоже есть звук "ш". Вариантами усложнения могут быть задания, когда вы используете картинки не только со звуком "ш", но и, например, со звуком "с". Ребенку нужно не перепутать их и не смешать, в то время, как он будет выбирать нужное. Спросите малыша, в каких словах "ш" слышится в середине, в конце, в начале;

- называя картинки, просите ребенка определить, какой звук первый, какой последний, сколько всего звуков в слове, а также составить слова из звуков, данных по порядку (п, а, р) или вразбивку (с, е, п);

- "закончи слово". Просите ребенка закончить слово определенным звуком:

самоле
вертоле
автома
самока
сове             Т
поле
рассве
салю

но
ли
ле
ве
плю             С
ква
анана
абрико
ири
компа

- "договори слово". Просите ребенка закончить слово определенным слогом:

гу
шу
ры              БА
тум
про
глы

коте
узе
уго             ЛОК
пото
оско
ме

Вариантом усложнения может быть предоставление ребенку выбора из двух возможных договариваний:

побе
бесе
рабо
прав
меч           ДА или ТА?
заса
конфе
грана

поло
колба
гро
сле
кры            ЗА или СА
угро
заве
актри
ло

- предложите ребенку изменять один звук в слове и смотреть, что получится:

сам - сом - сон - сан - сын - сыр - сор - сок - сук; мол - мил - мыл - мал - мул - мел - меч - мяч; нос - нес - пес - пас - пар - пир - мир - тир - тик - пик - лик - лак -бак - бас - нас; вел - вол - кол - мол - гол - гон - тон - ток - сок - бок - бор - сор - сон;

- попросите ребенка найти ошибки - определить, правильно или неправильно вы произнесли слово, называя картинку:

"субы" (зубы)
"гонь"(конь)
"бячик" (мячик)
"хумка" (сумка)
"сляпа" (шляпа)
"бомик" (домик)
"дишня" (вишня)
"кодка" (лодка) и т. п.

При этом не надо требовать от ребенка, чтобы он говорил, как должно звучать слово правильно, то есть исправлял звуки. Достаточно того, что малыш сумеет определить неверно произнесенное слово, обратит внимание на дефектное звучание. Это будет качественной тренировкой слухоречевой памяти и звукоразличения. Такая работа поможет и окончательно закрепить правильное звукопроизношение, и разобраться с различением звуков на слух.

К шести годам ваш ребенок правильно произносит практически все звуки. И язычок, и губы малыша вполне в состоянии справиться с произношением любого звукового задания. Дыхание, которым пользуется ребенок при речи, а также его голосовой аппарат тоже соответствуют потребностям. Хотя и не все дети шестого года жизни овладевают этим в полной мере. Некоторые еще примеряются к таким трудным для детского произношения звукам, как "ш", "ж", "л", "р". Использование именно этих звуков в речи в данном возрастном периоде может продолжать закрепляться. Будьте внимательны к речи ребенка, обращайте внимание на неправильное произношение, а также на темп речи.

Мы уже рассказывали вам, что такое запинки и как правильно относиться к этому явлению (см. Развитие речи у ребенка третьего года жизни). При появлении стойких, непроходящих запинок обязательно обратитесь к врачу-невропатологу и к логопеду. Вовремя начатая и грамотно проведенная силами этих специалистов коррекция поможет преодолеть проблемы. Очень часто возникновение заикания провоцируется непосильной для ребенка нагрузкой, принудительным (и несообразующимся с возможностями малыша) обучением, например, чтению. Один из таких случаев, наиболее характерный, мы сейчас приведем.

Милая, интеллигентная бабушка привела к логопеду пятилетнего внука "по поводу нарушения слуха на звуки". В ходе обследования выяснилось, что у мальчика уже несколько месяцев наблюдаются запинки, что он говорит слишком быстро и не очень понятно для окружающих. Кроме того, переспрашивает. Оказалось, что бабушка уже несколько месяцев настойчиво пытается научить внука читать, а он не делает больших успехов, более того, приходится заставлять заниматься. При всем этом бабушка неоднократно подчеркивает, что внуку "со мной лучше всего, он так мне и говорит, что нигде ему не интересно, не хорошо, только с бабушкой". Закончила бабушка просьбой написать справку, что "ему не рекомендуется ходить в детский сад, как хотят родители". Да еще и "р" ребенок не выговаривает, ходили к логопеду, оказалось, "у него повышен рвотный рефлекс, и упражнения выполнять он не может". Мальчишечка был совершенно замечательный, умненький, веселый, искренний. И со всеми признаками начинающегося заикания.

Конечно, просим бабушку прекратить пока обучать ребенка чтению. Тем более, что он ходит в центр, занимается математикой, музыкой. Спрашиваем, много ли ребенок бывает на свежем воздухе. Оказывается, нет, на прогулки времени хватает не всегда, но дома много игрушек, книг и вообще все стараются развивать его, как могут... Основной аргумент, выдвигаемый, родителями в таких случаях: "Как же не учить, ведь ни в одну школу приличную не возьмут!" Во-первых, при наличии заикания тоже возможны проблемы с поступлением. Во-вторых, что значит "приличная школа"? А самое главное - нельзя принуждать ребенка. Ведь если занятие ему в тягость, много ли будет толку, будет ли вообще результат?

Разумнее сделать паузу, а потом попробовать заниматься иначе. Помните, что ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника - игра. Мудрые слова "учить, играя" не теряют своей актуальности. Мы порекомендуем вам игру, которая поможет ребенку легче запомнить буквы. Сделать такую игру можно самим, это не требует больших усилий. Нарежьте карточки из плотной бумаги, разделите их на глаз пополам неровной зигзагообразной линией, как в пазлах. На одной половинке нарисуйте (или наклейте) картинку, на другой половинке напишите букву. Например, буква "В" и ведро.

Развитие речи у ребенка шестого года жизни

Затем разрежьте картинки пополам по линии разделения и потихоньку складывайте вместе с ребенком, картинку с буквой. Это может быть: арбуз, барабан, варежки, груша, домик, ель, еж, жук, заяц, иголка, кораблик, лампа, морковка, ножик, очки, пушка, рыба, стол, танк, удочка, фартук, хомяк, цапля, чашка, щетка, экскаватор, юбка, яблоко. По такому же принципу можно знакомить ребенка с цифрами: на одной части пазлов будут картинки с определенным числом предметов, а на другой - цифра, обозначающая их число. Лучше, если такие картинки не будут цветными, по крайней мере, на первом этапе, но будут четкими, легко узнаваемыми, и в то же время не привлекающими особого внимания к расцветке. Например, буква "Д" связана не только с этим определенным домиком, а со словом "дом" вообще. Желательно, чтобы процесс подготовки к освоению грамоты проводился (или хотя бы контролировался) педагогом.

Для исправления дефектов звукопроизношения самое время посетить логопедический кабинет. Как уже говорилось, некоторые несовершенства в звукопроизношении ребенка еще могут сохраняться и на шестом году. Особенно часто встречаются проблемы с такми звуками, как "с", "ш", "з", "ж", их иногда смешивают, то же может происходить со звуками "ц", "ч", "щ". Исходя из опыта прошлых занятий, вы сможете подобрать нужные задания (см. Развитие речи у ребенка пятого года жизни). У вас, конечно, сохранились все использованные картинки, и теперь без особого труда можно подобрать такие, названия которых содержат, например, и "с", и "ц": сабля и цапля. Не стесняйтесь предоставить ребенку образец для повторения: четко, не торопясь произнесите нужное слово. Ни в коем случае не торопите малыша, давайте время подготовиться к ответу. Ну, а если вышла ошибочка, ругать, конечно, не надо. Лучше дать возможность ребенку разобраться в задании. Приготовьте побольше картинок, игрушек по нужной теме.

Постараемся помочь вам с материалом для этой работы. Прежде всего, нам понадобятся загадки. В отгадках у нас будут нужные звуки. Вы попросите малыша отгадывать, а также называть, какой из двух звуков есть в отгадке.

"с" - "ш"

Лежит - молчит,
подойдешь - заворчит.
(Собака)

Ручкам в норках тех темно,
Но зато тепло - тепло.
(Варежки)

Я бел как снег,
В чести у всех,
И нравлюсь вам,
Да во вред зубам.
(Сахар)

В воде родится,
а воды боится.
(Соль)

Сто одежек,
А все без застежек.
(Капуста)

Вся мохнатенька,
четыре лапки,
сама усатенька,
два яхонта под шапкой.
(Кошка)

Что вверх корнем растет?
(Сосулька)

Стоят в поле сестрички -  
желтые глазки, белые реснички.
(Ромашки)

Умный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке,
По белому полю пройдет -
Каждый след его поймет.
(Карандаш)

Сами не едим, а людей кормим.
(Ложки)

"з" - "ж"

Извивается орнамент
Не серди его - ужалит.
(Змея)

Видим попрыгунчика,
Слышим стрекотунчика.
(Кузнечик)

Два кольца, два конца,
А посередине - гвоздик.
(Ножницы)

С неба - звездой,
На ладошку - водой.
(Снежинка)

Без рук, без топоренка
построена избенка.
(Гнездо)

Под липами, под елками
Лежит мешок с иголками.
(Ежик)

Черен, да не ворон,
рогат, да не бык,
шесть ног без копыт,
летит - воет,
сядет - землю роет.
(Жук)

В красной пещере
белые звери.
(Зубы)

Черненькая собачка
свернувшись лежит.
Не лает, не кусает,
а в дом не пускает.
(Замок)

"с" - "ц"

По горам, по долам
ходит шуба да кафтан.
(Овца)

Одну меня не едят,
а без меня редко едят.
(Соль)

Бел как снег,
в чести у всех.
В рот попал,
там и пропал.
(Сахар)

Ни окон, ни дверей, -
полна горница людей.
(Огурец)

Нашел я шар, разбил его,
Увидел серебро и золото.
(Яйцо)

Белое одеяло
всю землю укрывало.
Солнышко припекло,
одеяло потекло.
(Снег)

Маленький, беленький,
По лесочку прыг - прыг,
По снежочку тык - тык.
(Заяц)

Есть спина, а не лежит,
Четыре ноги, а не ходит,
Но всегда стоит
И всем сидеть велит.
(Стол)

Два братца спереди бегут,
да два братца их догоняют.
(Колеса)

Над бабушкиной избушкой
висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
а достать не могут.
(Месяц)

"ц" - "ч"

Вспорхнул цветок и улетел.
Цветок сорвать я не успел.
(Бабочка)

Явился в желтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
(Одуванчик)

Его пинают, а он не плачет.
Его бросают - назад скачет!
(Мяч)

Из горячего колодца
через нос водица льется.
(Чайник)

Черный, проворный,
Кричит "крак",
Червякам враг.
(Грач)

На носу сидели,
На мир глядели,
За уши держалися.
(Очки)

За домом у дорожки
Висит пол-лепешки.
(Месяц)

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать,
Когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

"щ" - "ч"

Пять мальчиков, пять амбарчиков,
Каждому мальчику -
По амбарчику.
(Перчатка)

Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)

Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим.
(Часы)

В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки.
(Спички)

Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок,
Остался стебелек.
(Одуванчик)

В супе густо
Наварена капуста. (Щи)

Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвет -
Другой наживет.
(Ящерица)

Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука)

Без рук, без ног,
на брюхе ползет.
(Червяк)

Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
Почему беднягу бьют?
Потому что он надут.
(Мяч)

"л" - "р"

Брат с братом через дорожку живут,
а друг друга не видят.
(Глаза)

Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней?
(Доктор)

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр)

Пушиста вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)

Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила.
(Гроза)

Без рук, без ног,
а рисовать умеет.
(Мороз)

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
(Елка)

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она -
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"
(Картошка)

Сидит дед в шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)

Ползет наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней.
(Рак)

В воде она живет,
Нет клюва, а клюет.
(Рыба)

Все время стучит,
Деревья долбит.
Но он их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)

В сосне дупло,
В дупле тепло.
Кто в дупле
Живет в тепле?
(Белка)

Вы, наверное, сразу же обратили внимание, что ребенок часто смешивает так называемые близкие звуки. Конечно, исправление нарушений звукопроизношения дело специалиста-логопеда, но без вашей помощи процесс коррекции затянется на долгое время. Поэтому, если ребенок посещает логопедические занятия, находите свободную минутку для закрепления материала и выполнения домашнего задания. Ваш интерес к успехам вашего малыша - важное средство достижения положительного результата. Используйте любой речевой материал: чистоговорки, потешки, стихи. Например, те, что представлены ниже.

"с" - "ш"

Шла Саша по шоссе,
Несла сушки на шесте.

Шишки спали на сосне,
Сушки снились им во сне.

Шесть мышат
В камыши спешат.

Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
(А. Барто)

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
(А. Барто)

Под кустом играют в прятки
Шаловливые лисятки.
А лиса для малышей
Ловит в зарослях мышей.
(Е. Александрова)

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Что ты громко поешь,
Детям спать не даешь?
(С. Маршак)

Мы на солнышке сидим,
Сладкий шоколад едим.

Саша сварит Даше
Горшок сладкой каши.

"з" - "ж"

У забора сиротливо
Пригорюнилась крапива.
Может, кем обижена?
Подошел поближе я,
А она-то, злюка,
Обожгла мне руку.
(В. Шварц)

Вся земля в снегу,
Я на лыжах бегу.
Ты бежишь за мной,
Хорошо в лесу зимой...
( А. Введенский)

Облетели листья с клена,
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.
(Е. Авдиенко)

Снег, снег кружится,
Белая вся улица.
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
( А. Барто)

Заболела
Эта книжка:
Изорвал ее
Братишка.
Я больную
Пожалею:
Я возьму ее
И склею.
(Б. Заходер)

"с" - "ц"

Иволга запела,
Заиграла звонко,
И цветок несмело
Встал из травки тонкой.
Льется над лугами
Песенка с рассвета,
Синими цветами
Родина одета.
(М. Вайнилайтис)

На улице две курицы
С петухом дерутся.
Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются:
"Ха-ха-ха! Ха-ха-ха.
Как нам жалко петуха!"

Тридцать три родных
сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся.
(Б. Заходер)

Самокат сломался мой,
Я принес его домой.
Жалко расставаться -
Не на чем кататься...
(Г. Ладонщиков)

Всколыхнула ветку
Птица -
И по листьям
Свет струится.
(О. Дриз)

Однажды на концерте
Сидели сорванцы,
Со свистом и со смаком
Сосали леденцы.
(Б. Заходер)

Красива эта птица -
Сверкает и искрится,
Вся из тонкого стекла -
Крылья пестры, грудь бела.
(И. Лямин)

Слышал я, будто стащила синица
В небе лоскутик синего ситца.
Сшила синица из ситца косынку
Синими стали крылья и спинка.
(Е. Измайлов)

"ц" - "ч"

Добрый доктор Айболит.
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
(К. Чуковский)

Итоги:

Итак, к шести годам ваш ребенок:

- Обладает словарем около 4000 слов.
- Практически все звуки родного языка произносит правильно.
- Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому.
- Помнит и может описать прошедшие события.
- Пользуется сложными предложениями.
- Употребляет все части речи.
- Использует абстрактные и отвлеченные понятия.
- Рисует, заштриховывает, обводит.
- Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги.
- Различает и дифференцирует звуки речи.

Автор: Анна Герасимова

Другие публикации по теме данной статьи:

   - Развитие ребенка шестого года жизни

   

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru, то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи". Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

развитие речи развитие речи у детей развитие речи у дошкольника

   

  

   

Видео - Букварь на YouTube

Новейший онлайн букварь

Валентинки своими руками

Поделки к 23 февраля

Открытки к 23 февраля

Рисунки на тему зима

Аппликации на тему зима

Зимние поделки

Какие возможности предоставляет ледяная горка?