Математическое развитие детей от 3 до 4 лет (Раздел
профессора А.В. Белошистой) Вернуться в начало >>>>
Занятие 4. Цель
занятия: развитие мелкой моторики, координации и воображения.
Развитие коммуникативной деятельности. Формирование количественных представлений
"один-много". Повторяются упражнения №1 и №2 из Занятия
№3. Упражнение 1. Цель
упражнения: развитие мелкой мускулатуры кисти и пальцев, вовлечение
ребенка в деятельность подражания, обучение общению с педагогом, обучение пониманию
и выполнению инструкций, знакомство со звучанием слов-числительных, а также развитие
внимания и речи.
Показываем ребенку большой палец своей руки, затем поочередно соединяем
его (прижимаем) с остальными пальцами той же руки под такой текст: Пальчик-мальчик,
где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С
этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. Ребенок повторяет
движения и слова с правой и левой рукой. Аналогично предыдущей считалке
при повторах начинаем заменять первые слова на порядковые числительные (С первым
братцем в лес ходил, со вторым - щи варил…). Учите ребенка соединять
пальцы быстрым движением, как будто пальцы "прихлопывают". Упражнение
развивает координацию и мелкие мышцы пальцев. После каждого повтора нужно резко
разогнуть все пальцы ладони, стараясь развести их пошире, а затем встряхнуть расслабленной
кистью (снять напряжение). Упражнение 2.
Цель упражнения: развитие координации
движения обеих рук, развитие мелкой моторики, внимания. Обучение пониманию и выполнению
инструкций.
| Соединяем кончики пальцев
обеих рук. Надавили (какая рука сильнее?), отпустили, расслабили. Повторить упражнение
2-3 раза. Это упражнение входит в пальчиковую гимнастику. Включаем в
пальчиковую гимнастику и разнообразные упражнения на подражание: - "поиграли
на пианино" (побегали пальчиками по столу); - "побежали-побежали"
(пошевелили пальцами растопыренных ладоней); - "поймали муху"
(резко сжали кулак); - "отпустили муху" (резко разжали кулак);
- "дерево закачалось" (покачали над собой расслабленными кистями)
и т. п. | Упражнение 3.
Игра с тенями "Гуси"
Цель упражнения: развитие координации и моторики,
развитие воображения и обучение принятию роли в игре.
Используя экран, на который падает тень руки, показываем ребенку маму-гусыню:
сжимаем все четыре пальца вместе, а большой прижимаем к ним снизу, пригибая кисть
вниз: - Га-га-га! Где мои гусята? Помогаем ребенку сложить
пальцы в гусенка сначала на одной руке, затем на другой, а потом - сразу двумя
руками. Гусята гуляют с мамой: - Гуси-гуси? Ребенок (дети)
отвечает: - Га-га-га! - Есть хотите? - Да-да-да! - Ну,
летите! "Гусята" бегут за мамой. Упражнение
4. Цель упражнения:
выделение и распознавание в предметах характеристики "размер". Выделение
одного предмета из группы по заданному признаку. Выделение двух предметов по заданному
признаку. Мама-гусыня привела детей домой и кормит их обедом. На столе
большие и маленькие миски. Какую миску дадим маме-гусыне? (Большую.) Какую гусенку?
(Маленькую.) - Петя, возьми все маленькие миски для гусят. - Маша,
собери большие миски, они не нужны маленьким гусятам. Вариант:
- Сколько нужно больших мисок? (Одна.) Сколько маленьких мисок?
Дай каждому гусенку одну мисочку. Считаем вместе с ребенком: - Одна,
две… Хватит? Всем гусятам поставили по мисочке? Вариант:
- Пришел папа-гусь (соседка-гусыня). Какую ему миску поставим: большую
или маленькую? Изображаем нового персонажа, складывая пальцы другой руки.
- Сколько теперь надо больших мисок?
|
Рекомендуем вам также выполнить с ребенком следующую компьютерную
методику >>>> |
Упражнение 5. Цель
упражнения: развитие мелкой мускулатуры руки, стимулирование тактильных
рецепторов, уточнение понимания характеристик "большой- маленький",
"много- один" в сравнении. Для занятия необходимы таз с влажным
песком и кусок клеенки, дети на полу (на клеенке) делают "куличи" для
гусей и гусят. Пользуются большой и маленькой формами. - Какой кулич
получится из этой мисочки? Из этой? Сделай, сравни их. Для работы дома
можно запасти с осени ведерко песка. Его следует просеять и очистить. Если во
время работы не оставлять ребенка одного, особой грязи не будет. Польза же от
работы с неоформленным материалом (так психологи называют песок, глину, воду и
т. д.) несомненная, особенно для детей с задержками развития речи. Заменить работу
с песком ничем нельзя. Песок лучше насыпать в формочку руками, и поверхность выглаживать
тоже руками. Если песка нет, можно делать "бублики" из пластилина:
большие и маленькие. Пластилин перед занятием следует размять, чтобы ребенок мог
его катать в ладонях. |