Математическое развитие детей от 3 до 4 лет (Раздел
профессора А.В. Белошистой) Вернуться в начало >>>>
Занятие 3. Цель занятия:
развитие мелкой моторики, координации и пространственных ориентировок.
Упражнение 1. Цель
упражнения: развитие мелкой мускулатуры кисти и пальцев, вовлечение
ребенка в деятельность подражания, обучение общению с педагогом, обучение пониманию
и выполнению инструкций, знакомство со звучанием слов-числительных, а также развитие
внимания и речи.
Показываем ребенку большой палец своей руки, затем поочередно соединяем
его (прижимаем) с остальными пальцами той же руки под такой текст: Пальчик-мальчик,
где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С
этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. Ребенок повторяет
движения и слова с правой и левой рукой. Аналогично предыдущей считалке
при повторах начинаем заменять первые слова на порядковые числительные (С первым
братцем в лес ходил, со вторым - щи варил…). Учите ребенка соединять
пальцы быстрым движением, как будто пальцы "прихлопывают". Упражнение
развивает координацию и мелкие мышцы пальцев. После каждого повтора нужно резко
разогнуть все пальцы ладони, стараясь развести их пошире, а затем встряхнуть расслабленной
кистью (снять напряжение). Упражнение 2.
Цель упражнения: развитие координации
движения обеих рук, развитие мелкой моторики, внимания. Обучение пониманию и выполнению
инструкций.
| Соединяем кончики пальцев
обеих рук. Надавили (какая рука сильнее?), отпустили, расслабили. Повторить упражнение
2-3 раза. Это упражнение входит в пальчиковую гимнастику. Включаем в
пальчиковую гимнастику и разнообразные упражнения на подражание: - "поиграли
на пианино" (побегали пальчиками по столу); - "побежали-побежали"
(пошевелили пальцами растопыренных ладоней); - "поймали муху"
(резко сжали кулак); - "отпустили муху" (резко разжали кулак);
- "дерево закачалось" (покачали над собой расслабленными кистями)
и т. п. | Упражнение 3.
Цель упражнения: развитие координации
и моторики, развитие воображения и обучение принятию роли в игре. Складываем
пальцы рук, получая на экране (на стене) изображение зайчика (мизинец и безымянный
палец загибаются и придерживаются большим пальцем - "мордочка", а два
других пальца поднимаются вверх -"ушки", кисть чуть-чуть наклоняется
вперед). Зайчик прыгает на экране. "Это мама-зайчиха зайчат ищет. Где они?"
Предлагаем ребенку сделать зайчонка (если получится, из обеих рук - двух зайчат.)
Зайчики прыгают на экране вокруг зайчихи, шевелят "ушками".
Упражнение 4. Цель
упражнения: развитие координации, моторики и мелких движений
пальцев (работа с мозаикой). Обучение сравнению совокупностей путем установления
взаимно-однозначного соответствия. Мама-зайчиха повела зайчат домой.
Сама пошла по зеленой дорожке: показываем ребенку доску для мозаики (элементы
- круглые или шестигранные шляпки на штырьках), на которой выложена "зеленая
дорожка". 
Предлагаем ребенку сделать своим зайчатам такие же дорожки: сначала - синюю,
потом - розовую… Если детей 2-3, то каждый выкладывает дорожку своего цвета своему
зайчику. Просим ребенка выложить дорожку такой же длины, как у нас. Опираемся
не на пересчет деталей, а на установление соответствия общей длины движением пальца.
Упражнение 5. Цель
упражнения: развитие восприятия, обучение ориентации на плоскости,
развитие координации. Обучение умению "смена точки зрения" (децентрация).
Вот их домик (любая коробка). Покажи, как они побегут домой (дети "бегут"
пальчиками по дорожке в направлении "к дому").
- А если дом здесь, покажи, как они побегут:
|