детская патопсихология, генетические заболевания,  инфантилизм,  синдром  Шерешевского - Тернера
развивающие игры поделки Букварь
Психологический центр "АДАЛИН"

Детская патопсихология - Генетические заболевания - Особенности психофизического инфантилизма у детей и подростков с синдромом Шерешевского - Тернера.

поделки

самое популярное

  новогодние поделки
  елка своими руками
  новогодние снежинки
  цветы из бумаги
  логопедические занятия
  букварь онлайн
  развивающие игры
  опыты для детей
  подготовка к школе
  поделки из пластилина
  карточки к букварю


  Диагностика
 развития

  внимание
  память
  мышление
  речь
  навыки учебной
деятельности

  личность
   

 Развивающие  методики

  восприятие
  мышление
  память
  внимание
  речь
  творчество
  самоконтроль
  чтение
  математика
  письмо
  знания о мире
  моторика
  одаренность
 

 Коррекционные  методики

  детские страхи
  тревожность
  застенчивость
  навыки общения
  самостоятельность
  импульсивность
  гиперактивность
  медлительность
  агрессивность
  аутизм
  нервный и
трудный ребенок

 

 Дошкольник

  развитие ребенка
  детская психология
  воспитание ребенка
  психология здоровья
  советы психолога
  развивающие игры
  досуг ребенка
  поделки
  рецепты для детей
  тесты для детей
  основы безопасности
  ребенок и карьера
 

 Начальная школа

  подготовка к школе
  адаптация к школе
  проблемы в учебе
  проблемы в общении
  советы психолога
 


<<< Детская патопсихология   <<< Генетические заболевания

Особенности психофизического инфантилизма у детей и подростков с синдромом Шерешевского - Тернера

Наше сообщение посвящено изучению особенностей одной из форм психофизического инфантилизма, связанной с аномалией в системе половых хромосом. Эта аномалия развития (синдром Шерешевского - Тернера) встречается только у лиц женского пола. Клинически она характеризуется выраженным отставанием в росте (на 3-4 года) в сочетании со своеобразной диспластичностью телосложения. Внешний облик этих больных очень типичен. Обращает на себя внимание своеобразная диспластичность, проявляющаяся как в строении лица, так и в телосложении.

Несмотря на резкое отставание в росте, больные выглядят старше своего возраста: лицо старообразно, на голове густые, часто вьющиеся волосы с низкой границей роста на лбу и на шее. Широкая и короткая шея, часто с типичными крыловидными кожными складками, идущими от затылка к плечам и густо покрытыми волосами, деформированные, низко расположенные ушные раковины, недоразвитие нижней челюсти. Все это придает внешности этих больных характерный вид "сфинкса".

Наблюдается также и характерная диспластичность телосложения: широкая бочкообразная грудная клетка, грудные железы отсутствуют, соски широко расставлены, втянуты и низко расположены. Массивные кисти и стопы, иногда аномалии в строении пальцев рук и ног. Отмечается также высокое нёбо, неправильный рост зубов, часто неправильный прикус, деформированные, глубоко сидящие ногти, обилие пигментных пятен на коже. Таков внешний облик больных.

Со стороны внутренних органов имеется ряд пороков развития (отсутствие или грубое недоразвитие матки и яичников, что приводит к аменорее и бесплодию, врожденные пороки сердца, крупных сосудов, почек, недостаточность слуха и зрения).

В основе развития этого синдрома лежит определенный вид хромосомной аномалии - отсутствие одной половой хромосомы. Таким образом, хромосомный комплекс таких детей содержит 45 хромосом вместо 46 в норме и одну Х-хромосому вместо 2 Х-хромосом в норме.

Особенности физического состояния таких детей описаны достаточно полно. Специальных же исследований по психопатологии, по описанию характерологических особенностей, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальной деятельности таких детей в отечественной литературе нет.

Большинство зарубежных исследователей основное внимание уделяет изучению уровня интеллектуального развития с помощью психометрических тестов и описанию отдельных локальных гностических расстройств.

Однако вопросы обучения, социальной и трудовой адаптации, так же как и вопросы лечения этих детей, теснейшим образом связаны с их психическими особенностями.

Под нашим наблюдением находятся 50 больных в возрасте от 5 до 20 лет; 17 из них находятся под наблюдением детских психоневрологов с раннего детского возраста.

Чаще всего этим детям ставятся диагнозы: задержка психофизического развития, астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка, остаточные явления внутриутробного поражения центральной нервной системы и т. п. Они, как правило, обучаются (или обучались) в массовой школе, однако испытывают трудности в обучении; нередко нуждаются в дополнительных педагогических занятиях, индивидуальном подходе с учетом особенностей их мышления, работоспособности и личности.

В психическом состоянии всех обследованных детей и подростков ведущее место занимает своеобразный
инфантилизм, проявляющийся в сочетании инфантильных и старообразных черт как во внешнем облике, так и в психике. При выраженном отставании в росте они внешне выглядят старше своего возраста.

Выражение лица, мимика, жесты, манера держать себя соответствуют взрослому человеку, но по поведению больные напоминают маленьких детей. Круг их интересов ограничен детскими играми. Любимое занятие многих девочек 16-18 и даже 20 лет - игра в куклы, в больницу, в школу. Они собирают вокруг себя детей дошкольного возраста, азартно играют с ними в массовые детские игры, по-детски непосредственно реагируя на участие в игре.

Некоторые играют в одиночку, молча, сами с собой: сами себя спрашивают, себе отвечают, "про себя" ставят отметки, полностью перевоплощаясь в воображаемые роли. Их игры приобретают характер игр-фантазий, от которых они получают больше удовольствия, чем от реальных игр. Содержание этих фантазий - виденное и слышанное в жизни.

Так, девочка-подросток 16 лет, неоднократно лежавшая в хирургических больницах по поводу операций в связи со слоновостью, дома часами играла одна в больницу: воображаемым больным она делала пустым шприцем уколы, перевязки, заводила на них истории болезни, где писала фамилии, диагнозы и т. д. У больной X., 20 лет, окончившей 11 классов, интерес к куклам был настолько велик, что она играла ими и шила им платья ночью, когда никто не видит.

Помимо игровых интересов, склонности к фантазиям, свойственных более раннему детскому возрасту, психический инфантилизм у этих подростков проявлялся также в детских реакциях на окружающее, в поверхностных незрелых суждениях, неустойчивых интересах и недостаточно мотивированных поступках. Проявляя активный интерес к младшим детям, они стремились командовать ими, со сверстниками же и взрослыми оставались внушаемыми и несамостоятельными.

Этот интерес к детям, особенно младшим по возрасту, стремление их опекать и командовать ими очень характерен для больных с синдромом Шерешевского - Тернера. Он проявляется у них очень рано, еще с дошкольного возраста, и сохраняется всю жизнь. По-детски капризные и манерные, одновременно внушаемые и упрямые, они любят внимание взрослых и охотно принимают опеку даже в юношеском возрасте. Эта своеобразная незрелость психики сохраняется и в зрелом возрасте.

Вместе с тем наряду с инфантильными реакциями и интересами, наивными суждениями, иногда склонностью к фантазиям, обнаруживались несвойственные детскому возрасту отсутствие живости, степенность, рассудительность, обстоятельность и склонность к резонерству, а также хорошая ориентировка в практических вопросах.

Такое сочетание черт детскости и старообразности в психике больных проходит красной нитью через всю их жизнь. В дошкольном возрасте эти дети обращают на себя внимание отставанием в росте и поведением, свойственным более старшему возрасту. Они любят поучать, морализировать, делать замечания, много времени проводят среди взрослых, иногда не по-детски серьезно осуждают вместе с ними детей за баловство. Они услужливы, трудолюбивы, домовиты.

Черты старообразности, сочетающиеся с инфантилизмом, характерные для этих больных, особенно ярко проявляются у маленьких детей, контрастируя со свойственными возрасту детскими особенностями. В юношеском возрасте, наряду с сохранившимися чертами психического инфантилизма, у них четко выявляется хорошая практическая ориентировка и социальная направленность. Свойственный юношескому возрасту интерес к противоположному полу слабо выражен и заменяется резонерскими рассуждениями.

Характерными для этих детей и подростков являются такие особенности, как эйфорический фон настроения с оттенком благодушия и недостаточная критичность по отношению к себе. Одни из них эмоционально устойчивы, с постоянно хорошим "безоблачным" настроением, и ничто в жизни, по словам родителей, их глубоко не огорчает. Их эйфория носит оттенок благодушия. Другие - эмоционально неустойчивы, быстро переходят от смеха к слезам. У них эйфория легко сменяется раздражительностью, недоброжелательностью, иногда с оттенком злобности. Но и у тех и у других нередко отмечается повышенная самооценка.

Характерным для этих детей и подростков является отсутствие полного осознания и переживания своего дефекта. Степень этой некритичности варьирует в отдельных случаях от легкой переоценки своих возможностей до грубого недоучета окружающей обстановки. Многие из них стремятся в будущем стать актрисами, поют, игнорируя несоответствие поставленной цели своему внешнему виду и возможностям, причем в оценке своей недостаточности этими больными также проявляются черты, свойственные инфантильной психике: "Не верят, что мне 16 лет, в кино вечером не пускают".

Следует указать также на некоторое недоразвитие двигательной сферы у таких детей. При отсутствии выраженной апраксии тонкие движения им плохо удаются. Сложные пробы на праксис позы вызывают затруднения, почти недоступны пробы на динамический праксис. Движения неловкие, недостаточно координированные.

У большинства детей и подростков отмечается невысокий уровень развития словесно-логических форм мышления. Высшие формы познавательной деятельности недоразвиты. В процессе психолого-педагогических исследований выявлялись затруднения при решении более сложных логических задач. В опыте на классификацию картинок с изображением отдельных предметов дети правильно выделили группы по обобщающему признаку, но с трудом подбирали обобщающие слова, легче оперировали конкретными понятиями.

Так, например, конкретность мышления девочки, окончившей 8 классов, особенно отчетливо проявилась, когда она протестовала против объединения в одну группу лыжника, ребенка и кузнеца, так как "лыжник большой и спортсмен, мальчик маленький, а кузнец работает; общего между ними ничего нет".

Мыслительные процессы отличались медлительностью, инертностью, обстоятельностью, склонностью к резонерству и детализации. Эти особенности интеллектуальной деятельности подтверждались и при психолого-педагогическом исследовании.

В отличие от больных олигофренией эти дети хорошо используют помощь в работе, легко переносят достигнутый результат на решение аналогичной задачи. Учась в школе (массовой), они проявляют целенаправленность, усидчивость, трудолюбие, тщательность в работе. По-видимому, эти особенности личности в какой-то мере компенсируют общий невысокий уровень интеллектуального развития, что и дает возможность этим детям окончить массовую школу.

Таким образом, проведенные клинические исследования детей и подростков с синдромом Шерешевского-Тернера дают основания считать, что при этой хромосомной аномалии имеется своеобразная задержка психофизического развития.

Изученная нами группа детей и подростков со своеобразным инфантилизмом существенно отличается от гармонического психофизического инфантилизма, клинические особенности которого подробно описывались многими авторами (Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер, А. Ф. Мельникова, И. А. Юркова и др.).

Грубая диспластичность телосложения с аномалиями строения внутренних органов, характерный внешний облик отличают эту своеобразную форму от инфантилизма с чертами детской гармоничности.

В психике обследованных детей и подростков, в отличие от психофизического инфантилизма, наряду с детской незрелостью отмечается старообразность, солидность в манере поведения, рассудительность, склонность к резонерству. Более того, крайне инфантильные интересы и эйфорический фон настроения сочетаются с такими чертами, как целенаправленность и умение преодолевать трудности, что нехарактерно для детей с общим психофизическим инфантилизмом.

Анализ этой своеобразной формы психофизического инфантилизма показывает, что решающим фактором, обеспечивающим компенсацию этих резко дисгармоничных по своему психическому развитию инфантильных детей, является наличие у них таких психических особенностей, как направленность на деятельность и сохранная работоспособность.

Эти данные могут быть использованы для построения принципов коррекционно-воспитательной работы и при других формах психофизического инфантилизма.

Автор: М. М. Райская (Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971. С. 31-37).

 



 Рекомендуем родителям  "Развивающие игры онлайн для дошкольников"
 
Самые ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ на нашем сайте:

   
   -  Материалы для дополнительных занятий по Букварю Н.С. Жуковой
   -  Осенние поделки
   -  Поделки из листьев
   -  Поделки из шишек
   -  Поделки из овощей
   -  Шаблоны осенних вытынанок
   -  Как нарисовать осень. Осенние рисунки
   -  Логопедические занятия для малышей онлайн 
   -  Букварь онлайн 
   -  Нетрадиционные техники рисования для детей
   -  Обучение чтению онлайн
   -  Развивающие игры для детей онлайн
   -  ОРЗ: как отличить вирусную инфекцию (ОРВИ) от бактериальной?
   -  Игры для малышей
   -  Как организовать и провести детский праздник дома?
   -  Занимательные опыты
   -  Поделки из пластилина и игры с пластилином

  

                             

 
 
 
Центр Адалин

Главная страница  


Детская
патопсихология      

Неврозы  
Психопатии  
Эпилепсия  
Шизофрения, аутизм  
СДВГ  
Умственная отсталость 
Задержка психического развития 
Генетические заболевания 

Наша консультация

Вопросы воспитания  
Обучение и развитие  
 Детские страхи  
Вредные привычки  
Детский сад  
Первый класс  
Половое воспитание  
Семья  
Неполная семья  
Здоровье  
Семейный досуг  




Практическая психология

Популярная психология 
Психология успеха 
Семейная психология 

 Партнеры


Московская
Психотерапевтическая
Академия


Московский
Психологический
Журнал


 
 


Яндекс цитирования



Для детей и родителей
Поделки из овощей и фруктов на праздник осени Новогодние поделки из бумаги Елка своими руками Поделки из шишек Новогодняя упаковка для конфет Поделки из овощей Поделки 8 марта Елочная гирлянда Шары новогодние Новогодние снежинки Поделки к 8 марта Новогодние снежинки из бумаги Новогодние костюмы для девочек Схемы снежинок Объемные снежинки Новогодние костюмы для детского сада Гирлянда елочная Новогоднее украшение Осенние поделки Новогодние поделки Елочные шары Поделки к 9 мая Гирлянды новогодние Открытки к 8 марта Подарок маме на 8 марта Открытки на 8 марта Подарки к 23 февраля 23 февраля в детском саду Пасхальные сувениры Поделки на пасху Кулич пасхальный Пасхальный кулич Пасхальные яйца Как красить яйца Летние игры Празднование масленицы Детские поделки из бросового материала Поделки из пластиковых бутылок своими руками Поделки из картона для детей Поделки из природного материала Поделки из соленого теста Поделки своими руками для детей Поделки в детском саду Поделки из пластилина Поделки для детей Отдых с ребенком Отдых с детьми на море Отдых в подмосковье с детьми Отдых на черном море с ребенком Досуг и отдых Отдых на черном море с детьми Новогодние игрушки Новогодние украшения Развивающие игры для детей онлайн
   
 
О центре | Размещение рекламы | Контакты