<<< Детская патопсихология <<<
Шизофрения, аутизм
Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие
- Аутизм как синдром
гиперреализма
- Аутизм как нарушение
развития
- Медицинская
диагностика аутизма и заболеваний аутистического спектра
- Биологические
основы аутизма
- Обучение и сопровождение
людей, страдающих аутизмом: медицинские рекомендации
- Образование
и сопровождение людей, страдающих аутизмом: основы обучения
- Образование
и сопровождение людей, страдающих аутизмом: практические примеры
Почему
он никогда не смотрит на меня с любовью и привязанностью? Почему он
смеется, когда я плачу, вместо того чтобы плакать со мной или спросить,
почему я такой грустный? Почему он так любит, когда у меня в волосах
красная лента и, наоборот, не любит, когда я ношу синюю ленту? Почему,
когда он плачет, а мне хочется успокоить его и обнять, это только
ухудшает положение?
Когда он растерян, то говорит: "Поезда уезжают". Если
он хочет сидеть на качелях, то говорит: "Апельсинов больше
нет". В течение нескольких дней он поет песню "Чух-чух
поезд", но если я везу его на вокзал, показываю ему дюжину
поездов и спрашиваю: "И что же ты сейчас видишь? ", то
он отвечает: "Спагетти с мясными тефтелями".
"Обычные люди не понимают, почему мать позволяет ребенку стучаться
головой о стенку, или почему она не наказывает ребенка, когда он
переворачивает содержимое ее сумки в тележку в супермаркете",
- пишет М. Акерли, мама мальчика с аутизмом, который сейчас уже
стал взрослым.
Хотя аутизм является наглядным примером детского психиатрического
синдрома, остается огромный разрыв между теоретическим пониманием
аутизма и пониманием аутизма в практике повседневной жизни.
В чем же сущность проблемы? Опишем ее простейшими определениями:
у людей с аутизмом имеются затруднения при работе с символами. Точно
так же, как у людей, имеющих проблемы со зрением и слухом.
Известно, что в человеческом обществе чрезвычайно много символов.
Речь является отличным примером этого: звуки речи - это символы
предметов, действий, мыслей, чувств. Люди, страдающие аутизмом,
как известно, имеют речевые проблемы. С другой стороны, кроме речи
при социальном взаимодействии постоянно используются другие символы,
такие как кивание головой, улыбка, пожатие рук. Люди, страдающие
аутизмом, имеют проблемы в социальной коммуникации.
В результате этого аутистические люди живут в мире, который они
не понимают или понимают с трудом. Таким образом, неудивительно,
что они явно удаляются от внешнего мира и иногда выражают свою растерянность,
ударяясь головой о стену, или становятся вспыльчивыми, раздражительными.
Это отчуждение объясняет происхождение названия синдрома или набора
симптомов. Слово аутизм применено впервые Блейлером в 1911 г. (от
греч. аутос - себя) для определения категории эгоцентрического мышления,
часто присутствующего при шизофрении. Когда Л. Каннер описал "аутистические
нарушения эмоционального контакта маленьких детей", или "ранний
детский аутизм", как в дальнейшем он предпочитал называть синдром,
он использовал название по-разному; сначала связывал с шизофренией,
но позднее старался отделить шизофрению от синдрома Каннера.
Сейчас при употреблении понятия аутизм скорее подразумевается синдром
Каннера, чем шизофрения. Однако использование термина аутизм является
недостаточно правильным, так как оно заключает в себе ложную связь
с шизофренией, а также с "экстремальным одиночеством"
(синонимичным слову аутизм, следуя Каннеру), которое некоторым образом
является сущностью синдрома.
Также как зрительные и слуховые нарушения являются следствием физических,
биологических и органических факторов, так и в случаях аутизма присутствуют
физические, биологические и органические причины. Понимание этого
укрепилось в последние годы.
И так же, как люди, рожденные с нарушениями зрения или слуха, нуждаются
в обучении и помощи в соответствии со спецификой этих нарушений,
так и люди с аутизмом нуждаются в обучении и соответствующем сопровождении.
И обучение, и сопровождение являются специфичными, поскольку нарушение
само по себе очень специфично. Они, однако, необходимы, если человек
с аутизмом, а также окружающие его люди, берут на себя смелость
жить жизнью, напоминающей полноценную. Педагогический подход к аутизму
претерпел огромные изменения за последние годы.
В современных условиях нельзя избежать следующей важной особенности
в подходе к аутизму. Медики и представители педагогических специальностей,
области профессиональной деятельности которых традиционно разделены,
должны взаимодействовать, информировать и вдохновлять друг друга,
и тогда результаты теоретических исследований в области аутизма
могут быть реализованы на практике.
|