<<< Детская патопсихология <<<
Шизофрения, аутизм
Аутизм
Аутизм как клинический феномен достаточно сложен для того, чтобы
мы претендовали на его окончательное описание, а тем более понимание.
По мере решения существующих, связанных с аутизмом проблем возникают
все новые и новые вопросы. Мы формулировали их по ходу изложения
и будем вполне удовлетворены, если они помогут вырабатывать направления
и задачи дальнейших исследований.
Здесь и уточнение клинико-динамических особенностей аутизма, и
более точная верификация наследственного фактора, и все более актуальные
вопросы психогенных ограничений общения, и значение ранних этапов
развития в формировании общения, и поиск средств лечения, и мн.
др.
Самого пристального внимания заслуживает, на наш взгляд, изучение
и сопоставление этиопатогенеза, нейропсихологических и нейрофизиологических
особенностей аутизма, в частности выяснение роли нарушений межполушарного
взаимодействия, первичных и компенсаторных гипо- и гиперактиваций
полушарий в формировании аутизма.
Вместе с тем проделанная работа позволяет сделать и некоторые выводы.
Наиболее общим из них является подтверждение положения о нозологической
неспецифичности аутизма, проявляющегося клинически в виде ряда синдромов
(табл. 1).
В ряду этих синдромов детский аутизм занимает особое место, отличаясь
от других и по реакции на лечение. Его прогноз может быть различным,
но в любом случае целесообразен активный терапевтический подход.
У ряда больных, на этапе установления диагноза кажущихся безнадежными,
пользуясь предложенной нами комплексной системой терапии, удается
добиться определенного, иногда значительного, прогресса в психическом
развитии и социальной адаптации.
Особого внимания заслуживает психопрофилактика нарушений общения.
Сформулированные некоторые ее предпосылки нуждаются в медико-педагогической
разработке и конкретизации для внедрения в практику работы медицинского
и педагогического персонала и для обучения родителей.
В организационном плане назрела необходимость создания специальных
служб для аутичных детей и подготовка кадров для этих служб.
В общечеловеческом, этическом, социально-психологическом плане
принято говорить о "роскоши человеческого общения". В
проблеме аутизма мы встречаемся с общением как необходимостью, трагически
очевидной в силу ограничения болезнью способности к нему. По существу,
речь идет о детях, которые без помощи врача не могут реализовать
и совершенствовать потенции быть и стать Homo socialis. Задача помощи
им трудна, но важность решения ее несомненна.
Автор: В.Е. Каган (В. Е. Каган. Аутизм у детей. - Л.: Медицина,
1981. С.187-188).
|