<<< Детская патопсихология <<<
Неврозы у детей
"Дурные" мысли и контрастные желания
Это
весьма интересное психическое явление особенно смущало в свое время
священников. На исповеди глубоко верующий человек говорил сокрушенно,
что вопреки его воле, вопреки его убеждениям ему часто приходят
в голову кощунственные мысли относительно Бога! Исповедующийся жаловался,
что, отчаянно отгоняя такие мысли, он все же думает, что Бог "плохой"
и представляет себе Бога в непотребном виде. Лет двадцать тому назад
один десятилетний ребенок со слезами на глазах признался матери,
что у него "очень плохие" мысли о Ленине, хотя он любит
"дедушку Ленина" и учительница много раз рассказывала
в классе каким умным и добрым был Ленин. Нередко встречаются и дети
с жалобами на то, что, любя своих мать, отца, бабушку, брата или
сестру, они в то же время часто испытывают сильное, пугающее их
стремление сказать о них что-то чудовищное, грубое, оскорбительное,
"грязное" или даже ткнуть вилкой, ножом им в глаз. Однажды
мать грудного ребенка испуганно сообщила, что у нее неизвестно как,
неизвестно откуда и почему возникает желание бросить свое дитя с
балкона или под колеса трамвая.
А вот другой случай: девочка восьми лет испугана тем, что, сидя
на первой парте перед учительницей, которую уважает, в то же время
борется с острым желанием ткнуть ей в лицо шариковой ручкой или
произнести ругательство.
Мать девятилетнего мальчика испуганно и возмущенно жалуется: "Послушайте
его, доктор! Он вам расскажет что-то очень интересное, и я не понимаю,
что творится в его голове ...". А мальчик тихо и смущенно говорит:
"Да не хочу я этого, да не думаю я так, да я люблю маму, но
почему-то выколол ей на ее фотографии глаза, а сидя перед ней, хочу,
например, плеснуть ей в лицо горячий чай...". И этот ребенок
сам, рассказав матери о своих странных мыслях и желаниях, попросил
ее срочно отвести его к врачу.
А все дело в том, что глубоко в подсознании того, кто склонен к
хульным мыслям и представлениям о Боге, угнездился подавленный,
погребенный в подсознании протест против Бога как против несправедливости
вокруг, когда возникает вопрос: "А где же Бог? И эпизодически
этот неосознаваемый протест проникает в сознание. А женщина, испуганная
странным, "непонятным" ей желанием бросить своё дитя с
балкона или под колеса трамвая, неосознаваемо желает от него избавиться!
Она неосознаваемо не приняла, не полюбила своего ребенка, он мешает
ей быть свободной, он повязал ее по рукам и ногам, он вызывает у
нее неосознаваемую досаду, так как мешает ей уйти от мужа к любимому
человеку... Вот и все тут. В хульных мыслях, в желании совершить
недопустимое выплеснулось неосознаваемое отношение к Богу, к ребенку,
а у девочки - к учительнице, а у мальчиков - к Ленину, к матери,
а еще у одного ребенка - к "дорогому братику", которому
родители уделяют так много времени, обделяя вниманием старшего.
Ребенку говорят, что учительница учит его, что ее надо уважать,
любить, слушать. Он принимает это умом как истину, без сомнений,
сам думает так, сознательно относится к учительнице так, как ему
говорят. Но если учительница его обидела, испугала, была несправедлива
к нему, он воспринял и это. Воспринял как противоречащее внушаемому
ему, принятому сознанием, вытеснив все отрицательное в подсознание.
Там это отрицательное накапливалось, подпитывалось новыми отрицательными
впечатлениями, и вот иногда оно вдруг причудливо выплескивалось
желанием ткнуть в глаз учительницы ручкой.
В менее ярких случаях все это - контрастное отношение к кому-то
или к чему-то - проявляется в том, что вроде бы случайно толкнул
кого-то, толкнул "непонятно" почему так сильно или так
"неудачно" (а неосознаваемо - как раз очень удачно!),
что у человека травма. И так всегда случается при встречах именно
с этим "кем-то". "Почему-то" игрушки брата,
взятые чтобы только поиграть с ними, оказываются сломанными. Мама
попросила помочь бабушке... Помог, но, как всегда, когда дело касается
бабушки неудачно, причинив ей ущерб. За всем этим - неосознаваемое
отношение к объекту агрессии, а контрастность таких действий, как
и мыслей, в том, что они противоречат позициям сознания. И неосознаваемо
ребенок кого-то не любит, а в сознании - положительное отношение
к этому лицу.
Причины же подобной раздвоенности нередко прозрачны, ясны, если
подобное уметь анализировать. Так, оказывается, что у мальчика,
испуганного возникновением у него злых мыслей о Ленине, с глубокой
неприязнью относился к Ленину дедушка, и время от времени эта неприязнь
прорывалась у него при внуке в резких замечаниях и оценках. Дед
думал о Ленине именно так, он осознанно не принимал Ленина. Внук
же думал о Ленине по-другому, но на неосознаваемом уровне принял
к нему отношение своего любимого дедушки. Ну а мама - это мама,
мальчик любит ее. Но мама изгнала из семьи его отца и привела "дядю
Колю", она ласкова и весела с "дядей Колей", часто
уходит с "дядей Колей" куда-то, а с ним, сыном, сурова,
требовательна, раздражается, когда он требует ее внимания, кричит
на него. И он любит маму, но время от времени ему хочется плеснуть
ей в лицо горячим чаем "непонятно почему". А такое желание
возникает у него потому, что в его подсознании накопился протест.
И все это - "высшая математика" психологии, но она доступна
для понимания каждому, она бесконечно поучительна, она - предостережение
многим, не думающим о своеобразных последствиях своих поступков
и отношений. Добавим, что сегодня, в детстве, эта "непонятные"
мысли и желания, завтра же, когда ребенок вырастет, это будет то
"непонятное" отношение к матери, когда звучит: "Не
знаю, доктор, что со мной происходит... Ведь я люблю свою мать,
понимаю, как много она для меня сделала, но как только я прихожу
к ней, у меня портится настроение, все у нее, в ней, в ее словах,
в словах хороших, нормальных, нестерпимо раздражает меня. И я ищу
малейший повод, чтобы побыстрее уйти от нее, а она обижается, переживает,
плачет..." Все это "непонятное" становится понятным,
как только вспомнишь, что есть подсознание и бесконечно важно, чем
и как оно было наполнено в детстве. И надо так говорить с ребенком,
так говорить при ребенке, надо так относиться к ребенку, чтобы в
его психике не было таких контрастных отношений.
Автор: В.И. Гарбузов
|