<<< Начальная школа <<<
Проблемы в общении
Взаимоотношения полов в младшем школьном возрасте
Одна
из особенностей поведения мальчиков и девочек младшего школьного возраста
- образование однородных по полу групп (гомогенизация), отношения
между которыми часто описываются как "половая сегрегация".
Дети разбиваются на два противоположных лагеря - мальчиков и девочек
- со своими правилами и ритуалами поведения; измена "своему"
лагерю презирается и осуждается, а отношение к другому лагерю принимает
форму противостояния.
Эти внешние проявления психосексуальной дифференциации и половой социализации
являются следствием психологических закономерностей.
Независимо от места проживания и культурного окружения, в поведении
мальчиков и девочек уже в первые шесть лет жизни наблюдаются определенные
различия. Мальчики в возрасте 6-8 лет активны и требуют большего внимания,
девочки же более нежны и спокойны. Более того, мальчики ведут себя
агрессивнее. Агрессия - тот тип поведения, который всегда отличает
мужчин от женщин, вне зависимости от возраста.
Всегда и всюду мальчики, за редким исключением, ориентированы на высокие
достижения и в большей степени должны полагаться на себя, нежели девочки.
В свою очередь, девочки отличаются нежностью и кротостью. Мальчиков
поощряют к проявлению большей активности, девочек же больше ласкают.
Еще одним следствием различных стереотипов детского поведения является
то, что у мужчин и женщин формируются совершенно непохожие друг на
друга способы группового взаимодействия.
Девочки в группе обращают внимание прежде всего на то, кто и как к
кому относится. Разговор используется ими для установления социальных
связей, для усиления сплоченности группы и поддержания добрых отношений.
У девочек всегда две задачи - быть "положительными" и в
то же время поддерживать как можно более хорошие отношения с подругами,
чтобы с их помощью достигать собственных целей. Девочки прокладывают
путь, повышая уровень согласия в группе, избегая трений и акцентируя
внимание на собственном превосходстве.
В группах мальчиков все внимание акцентируется на личных достоинствах
каждого члена группы. Мальчики используют разговоры в эгоистических
целях, для самовосхваления, для защиты своей "территории".
У них всех одна задача - самоутверждение. Мальчики прокладывают свой
путь с помощью приказов, угроз и бахвальства.
Игры и занятия мальчиков имеют подчеркнуто мужской характер: война,
спорт, приключения. Мальчики предпочитают героическую литературу,
зачитываются приключенческой, военной, рыцарской, детективной тематикой,
их объектами для подражания являются мужественные и смелые герои популярных
триллеров и сериалов: Джеймс Бонд, Бэтмен, Индиана Джонс.
В этом возрасте у мальчиков появляется особая потребность в близости
отцу, наличии общих с ним интересов; многие идеализируют отцов даже
вопреки реальности. Именно в этом возрасте уход отца из семьи переживается
мальчиками особенно тяжело. Если отца нет или отношения с ним не ладятся,
то возникает потребность в заменяющей его фигуре, которой может стать
тренер в спортивной секции, учитель-мужчина.
Девочки в своем кругу обсуждают литературных и реальных "принцев",
начинают собирать портреты любимых артистов, заводят тетрадки, в которые
записывают песни, стихи и фольклорные премудрости, часто кажущиеся
взрослым примитивными и пошловатыми, вникают в "женские"
дела (обмениваются кулинарными рецептами, мастерят украшения). В этот
период возникает особая потребность в эмоциональной близости с матерью:
маленькие девочки учатся быть женщинами, копируя поведение матери.
Поскольку у девочек чувство самобытности развивается через идентификацию
с матерью, их отношения с окружающими базируются на зависимости от
других людей и привязанности к ним. Девочки учатся быть внимательными,
рано осознают необходимость думать прежде всего о других.
Для них главную ценность представляют человеческие взаимоотношения.
Девочки учатся воспринимать все тонкости общения людей, ценить и поддерживать
добрые отношения. С самого детства они всегда озабочены тем, как их
поведение сказывается на окружающих.
Игры девочек развивают способность к сотрудничеству. Игры в дочки-матери
или в куклы являются ролевыми играми, в которых отсутствуют элементы
соревнования. А в соревновательных играх, например в классы, девочки
совершенствуют скорее личные качества, нежели навыки группового общения.
У мальчиков все наоборот. Они подавляют в себе стремление идентифицироваться
с матерью, им приходится энергично подавлять в себе любые проявления
женственности (слабость, слезы) - иначе сверстники будут дразнить
"девчонкой".
Для мальчика быть мужчиной значит отличаться от матери, и мальчики
развивают чувство самобытности, культивируя в себе сознание собственного
отличия от всего женского. Они отталкивают сострадание, жалость, заботу,
уступчивость. Они не придают такого большого значения взаимоотношениям
с окружающими. Важно только то, как они влияют на конечный результат.
Игры мальчиков учат совершенно иному типу поведения. В играх мальчиков
обязательно присутствует конфликтное и соревновательное начало. Мальчики
понимают важность правильного разрешения конфликтных ситуаций и усваивают
навыки их разрешения. Они учатся драться с противниками и играть с
ними. В играх мальчики осваивают навыки лидера и организатора. Они
учатся бороться за статус в мужской иерархии. Для мальчиков очень
важны коллективные спортивные игры.
Девочки не ценят победы в игре, потому что поддержание хороших отношений
для них важнее утверждения собственного превосходства. Совершенствуя
навыки общения, они учатся дополнять друг друга, не обращая внимания
на победителей. В группах девочек практически отсутствует почва для
возникновения конфликтов, потому что они отличаются однородностью,
а сами правила игры настолько примитивны, что их трудно нарушить.
Поскольку девочки и мальчики так по-разному строят взаимоотношения,
иначе складываются взаимоотношения в детских коллективах. Например,
прежде чем начать говорить, девочка будет ссылаться на то, что сказал
предыдущий собеседник, и выразит свое, совершенно отличное от предыдущего
мнение. Мальчики, не смущаясь, перебивают друг друга, стараются друг
друга перекричать; девочки умолкают, предоставляя каждому возможность
высказаться. Девочки смягчают указания и вовлекают подруг в процесс
общения. Мальчики просто выдают информацию и приказывают делать то-то
и то-то.
Девочки вежливо выслушивают друг друга, время от времени вставляя
дружеские поощрительные замечания. Мальчики чаще дразнят говорящего,
перебивают друг друга и стараются тут же рассказать собственные истории,
надеясь получить пальму первенства и отказываясь считаться с требованиями
других.
Когда возникает конфликт, девочки пытаются смягчить его и договориться,
а мальчики разрешают возникшие противоречия с помощью угроз и применения
физической силы.
Мальчики успешно и эффективно функционируют в группах, что видно на
примере спортивных команд. В группах мальчиков никто не заботится
о чувствах других, эти группы поддерживаются благодаря исключительно
строгому соблюдению правил.
И для девочек и для мальчиков период разделения интересов в зависимости
от половой принадлежности - это время самоопределения в системе ролевых
стандартов и отношений.
Но как раз это развитие включает в себя и возникновение интереса к
противоположному полу, проявляющегося в своеобразном ухаживании. Все
его своеобразие понятно, если учесть, что это - притяжение в ситуации
отталкивания, симпатия в условиях половой сегрегации. Мальчику надо
показать девочке, что он выделил ее среди других девочек, и обратить
ее внимание на себя, при этом не вызвав осуждения сверстников.
Девочка, в свою очередь, не вызывая осуждения сверстниц, должна отреагировать
на это. Эти внутренне противоречивые задачи решаются через систему
внешне агрессивных действий мальчиков и оборонительных действий девочек.
Для мальчишек дерганье девчонок за волосы - традиционный способ обратить
на себя внимание. Сколько-нибудь серьезных конфликтов между детьми
это ухаживание не вызывает. От хулиганства оно отличается тем, что
всегда происходит публично и не несет в себе злости или желания обидеть
даже тогда, когда выглядит весьма задиристым. Девочки часто сами как
бы провоцируют мальчиков на такое проявление внимания, всячески подшучивая
над ними. В жалобах девочек обычно присутствует оттенок оповещения
других о проявленном внимании. Отсутствие его может вызвать у девочки
чувство своей неполноценности, непривлекательности.
Когда столь непохожие по поведению мальчики и девочки оказываются
вместе, мальчикам всегда удается захватить первенство. Девочки вовсе
не пассивны в группе сверстниц, но в смешанной группе они всегда оказываются
на вторых ролях, позволяя мальчикам устанавливать правила и играть
главную роль.
Мальчики младшего школьного возраста уже всячески стремятся утвердить
свое "Z" в группе сверстников, поэтому они становятся все
менее восприимчивы к вежливым просьбам и предложениям девочек. Неудивительно,
что девочки находят игры с мальчиками неприятными и всячески избегают
их.
Игры для мальчика означают совсем не то, что для девочки. Девочки
учатся взаимодействовать, развивая и поддерживая хорошие отношения.
Мальчики учатся совместным действиям, играя в спортивные и соревновательные
игры, в которых стремятся добиться лидирующего положения.
Особенности поведения в период разделения интересов в зависимости
от половой принадлежности вызывают у взрослых тревогу и стремление
призвать детей к "порядку". Родителям и учителям не стоит
грубо вмешиваться в общение между мальчиками и девочками, так как
они могут помешать полному и развернутому прохождению детьми закономерного
этапа развития.
Авторы: Ольга и Андрей Дружинины |