<<< Начальная школа <<<
Проблемы в учебе
Режим дня и работоспособность.
Индивидуальные качества и работоспособность.
О том, что люди делятся на "сов" и "жаворонков",
знают, кажется, уже все. В течение дня активность, работоспособность
и настроение каждого человека меняются трижды. Значит, и режим дня
нашего школьника должен быть построен с учетом особенностей его
биоритмов.
Но при этом стоит помнить, что склонность к тому или иному ритму
жизни определяется не столько наследственностью, сколько семейным
образом жизни. Большинство людей все-таки склонно к ритму жизни
"жаворонков".
Пик работоспособности "жаворонков" приходится на 9-10
часов утра и 16-17 часов вечера. У "сов" периоды наивысшей
работоспособности - с 11 до 12 часов в первой половине дня и с 18
до 20 часов вечером. Есть еще третья категория людей - "голуби",
или аритмики. Они не любят рано вставать, но и укладываться предпочитают
не очень поздно. Их работоспособность имеет два пика: 10-12 часов
утра и 15-18 часов вечера.
Но какой бы "пташкой" наш школьник ни был - утренней
или вечерней, в школу он вынужден подниматься по утрам довольно
рано. И от того, как пройдет время от подъема до начала уроков,
будет зависеть его работоспособность в течение всего дня.
- Приучите своего ребенка в его "рабочие" дни подниматься
моментально. Конечно, идеальное средство привести себя в активное
состояние всем известно - физические упражнения под любимую ритмичную
музыку. Но если привычки делать по утрам гимнастику нет у взрослых
в семье, трудно ждать, что она выработается у ребенка.
- Маленького ребенка можно попробовать приучить вставать в одно
и то же время с помощью ежеутренних мультиков в определенный час
до начала уроков.
- Более старшему ребенку можно посоветовать такой прием для быстрого
перехода от сна к бодрствованию: нужно в течение 1-2 минут лежа
энергично поработать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы. А перед
тем, как встать с постели, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов.
При движениях пальцев активизируется нервная система, а глубокие
вдохи помогают снабдить кислородом мышцы и мозг и тем самым отгоняют
сон.
Как изменяется работоспособность?
Работоспособность младшего школьника меняется не только в течение
суток, но и в течение недели, месяца, года.
Умственная и мышечная работоспособность снижаются от начала к концу
недели. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее
продуктивно. В пятницу все показатели существенно снижаются.
В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей
выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья
четверть - самая трудная!), а с апреля вплоть до июня, наоборот,
нарастают. Между прочим, физически дети наиболее интенсивно развиваются
именно в это время года.
С возрастом общий уровень работоспособности ребенка нарастает.
Правда, к началу каждого учебного года она, как правило, лишь восстанавливается
на уровне прошлого года, но через 15-30 дней занятий повышается
(возвращаются несколько забытые навыки работы). Максимума она достигнет
в конце первой и начале второй четверти учебного года.
Бывает, что работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном
режиме дня. В большинстве случаев причина - какое-то заболевание.
Даже кратковременная простуда на некоторое время (2-3 недели) ухудшает
работоспособность ребенка, падает его сопротивляемость утомлению.
Что уж говорить о таких напастях, как хронический тонзиллит, ревматизм,
нервные и эндокринные заболевания, последствия черепно-мозговых
травм, туберкулезная инфекция. Ослабленные дети нуждаются в особо
щадящем режиме.
О режиме сна и отдыха.
Без нормального сна говорить о высокой или просто достаточной работоспособности
не приходится. При недосыпании она падает. Систематическое недосыпание
просто опасно - страдает нервная система ребенка. Он становится
легко возбудимым, рассеянным, во время работы часто отвлекается,
неадекватно реагирует на замечания. Важно, чтобы сон был не только
достаточно продолжительным, но и достаточно глубоким.
Соблюдайте простые правила:
- пусть ребенок ложится спать и встает в одно и то же время; когда
нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну, ребенок
легче засыпает и дольше отдыхает;
- время перед сном должно проходить не в шумных играх и не за просмотром
боевиков и криминальных новостей (связанное с эмоциональными переживаниями
чтение и телепередачи мешают быстрому засыпанию и глубокому сну),
а в занятиях, успокаивающих нервную систему;
- не забывайте про водные процедуры перед сном и свежий воздух
в комнате;
- помните, что потребность в сне ребенка и подростка в 10-12 лет
составляет 9-10 часов, в 13-14 лет - 9-9,5 часа, в 15-16 лет - 8,5-9
часов.
|