<<< Начальная школа <<<
Проблемы в учебе
Нежелание идти в школу
Рекомендуем
родителям "Развивающие
компьютерные методики для младших школьников"
Время
от времени оно посещает школьника любого возраста. Что же говорить
о первокласснике, для которого радостное ожидание и праздник 1 сентября
остались позади!
От скуки, разочарования и апатии не застрахован никто, даже старательный,
исполнительный и любознательный ребенок. И вы можете услышать от
малыша: "Не пойду я больше в эту школу...". Стоит ли немедленно
начать бить тревогу? Психолог А. Прихожан предлагает отделить обычное
нежелание заниматься будничными делами (оно возникает время от времени
у любого человека) от действительно опасного.
Значит, беспокоиться нужно, если нежелание учиться постоянное, устойчивое,
выражается в активном или пассивном протесте. Особенно серьезно
нужно подойти к случаям, когда у ребенка появляются невротические
реакции. Например, без видимых причин постоянно повышена температура.
Или постоянный упадок сил у физически здорового малыша. Или раньше
ребенок был уравновешенным, а теперь у него резко и часто меняется
настроение, стал нервозным, непредсказуемым. В таких случаях может
понадобиться помощь психотерапевта. Но чаще помочь могут сами родители.
Это не значит, что надо усилить контроль и водить в школу за руку.
Постарайтесь спокойно разобраться в причинах состояния ребенка.
Что следует знать родителям?
1. Иногда родители начинают загружать малыша еще до школы, превращая
его в ученика раньше срока. А некоторых детей недостаток времени
для игр приводит просто в отчаяние. Стоит ли удивляться, что к учению
такой ребенок не испытывает особо теплых чувств.
2. Вольно или невольно родители формируют у будущего первоклассника
определенное отношение к школе. Одни заранее пугают: "Вот пойдешь
в школу, там тебя заставят трудиться!" Другие, наоборот, уверены
в способностях своего чада и готовят его только к победам, а не
к трудностям.
3. В безудержном стремлении дать ребенку полноценное и разностороннее
образование нетрудно потерять чувство меры. Родителями часто не
учитываются реальные возможности ребенка. Многочисленные дополнительные
занятия иногда не развивают малыша, а истощают его. Не хватает свободного
времени для саморазвития, для собственных интересов ребенка, для
общения со сверстниками.
4. Отрицательное отношение к учению может возникнуть, если родители
требуют от ребенка совершенства во всем. И каждую отметку ниже пятерки
воспринимают как трагедию.
5. У ребенка могут не сложиться отношения с учителем или одноклассниками.
Что может сделать родитель?
1. Признавать право ребенка на ошибку; научить его относиться к
ошибкам и неудачам как к чему-то неизбежному, но полезному.
2. Научить ребенка видеть причины своих неудач не только во внешних
обстоятельствах (не та школа, злой учитель, плохие одноклассники),
но и в себе самом, понимать эти причины и исправлять их.
3. Поддерживать у своего школьника уверенность в себе, чувство,
что он может преодолеть любые трудности и в то же время всегда может
рассчитывать на вашу поддержку.
4. Помогать ребенку рассчитывать свои силы: не заставлять его заниматься
слишком много, но и не допускать легкомысленного отношения к учению.
5. Маленькому школьнику уделять как можно больше внимания, по-прежнему
ласкать его.
6. Не ждать от ребенка только наивысших результатов, не требовать,
чтобы был отличником.
7. Помогать, когда у ребенка не складываются отношения с учителем
или одноклассниками.
|