<<< Начальная школа <<<
Подготовка к школе
По какой системе учить первоклашку?
Рекомендуем
родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными
развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru.
Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь
методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На
этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления,
речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно
посетите специальный раздел сайта "Подготовка
к школе игры".
|
|
В младших классах сегодня преподают по трем разным программам. В чем
их отличия?
|
Традиционная
Родителям нынешних первоклашек знакома традиционная система
обучения. Уроки начинаются с новой темы или проверки, что
усвоил класс на предыдущих занятиях. Затем объяснение нового
материала по стандартной схеме: сначала правило, потом примеры,
далее практикуемся в применении всего, что объяснили, выполняя
задания (чаще всего однотипные) сначала в классе, потом дома.
Разжевали - в рот положили, попробуем проглотить. А как переварили,
проверим и оценим на контрольной или самостоятельной.
Система Л. В. Занкова
Если же хочется, чтобы ребенка не кормили готовыми порциями
гранита науки, а приучали понемногу добывать его самостоятельно,
стоит отдать предпочтение системе Л. В. Занкова. В отличие
от традиционной системы учебный процесс здесь идет не от теории
к практике, а наоборот. Учитель предлагает детям примеры,
а те "открывают Америку через форточку": находят
общую закономерность, которую после, как и при традиционной
системе, закрепляют на практике. Следят за успехами учеников
по старинке с помощью опросов, контрольных, выставления отметок.
Главное: учиться по этой системе довольно трудно, потому
что изучение материала идет быстрым темпом.
|
Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
Она подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность
к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе,
правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют,
что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации
и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих
работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо
привычного дневника.
В системе Эльконина - Давыдова упор делается не на результат -
усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик
может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости
восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только
то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь,
восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения
языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные
на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче. И
все же нужно ли с самых младых ногтей погружать детей в эти дебри,
вопрос, пожалуй, спорный.
Большой упор авторы системы сделали на командной работе и отработке
коммуникативных навыков: дети проводят свои мини-исследования в
группах по 5 - 7 человек, а затем под руководством учителя обсуждают
результаты и приходят к общему выводу. Но было бы несправедливым
сказать, что эти же навыки не отрабатываются при обучении по другим
упомянутым системам.
Недостаток
Общий недостаток систем Занкова и Эльконина - Давыдова: они не
получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного
образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте
готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется
перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых
порах создать ему проблемы.
Кроме того, не стоит ставить только систему обучения в начальных
классах во главу угла. Не менее важны материальная база школы, продвинутость
педагогов и директора, отзывы родителей учеников: насколько, на
их взгляд, комфортно детям учиться, дают ли там твердые знания.
В любом случае хороший учитель в хорошей школе научит ребенка всему,
чему положено, в то время как у плохого никакая самая передовая
программа не спасет.
Автор: Анна Пономаренко
Другие публикации по теме данной статьи:
- Выбор
школы
|