<<< Начальная школа <<<
Проблемы в учебе
Замена букв в словах при письме
Путаница и замена одной буквы на другую при написании слов встречается
довольно часто, причем не только у учеников младших классов. Некоторые
замены стойко сохраняются на протяжении всей школьной жизни и даже
позже. Ребенок может путать буквы по разным причинам. Чаще всего
можно встретить следующие замены:
- несформированность зрительно-пространственных функций (при этом
ребенок чаще всего путает буквы, похожие по написанию: б-д,
и-у, т-п, ш-щ, ж-х и пр.);
- несформированность фонематического слуха (ребенок путает оппозиционные
согласные: в-ф, б-п, д-т);
- отсутствие устойчивого образа буквы (ребенок путает низкочастотные
буквы: ц, ч, х, щ, ю, ё);
- несформированность кинестетического анализа (ребенок смешивает
буквы по акустико-артикуляционным свойствам: я-а,
ю-у, ё-о).
Работа по решению подобной проблемы в таком случае будет чисто коррекционной.
Она и сводится к упражнениям, которые в первом случае будут рассчитаны
на графическое различение букв, во втором случае - на фонетико-фонематическое
различение, а в третьем и четвертом случаях - на создание ясного
образа буквы и соотнесение его акустического образа с графическим.
Упражнения при смешении букв по зрительно-пространственному
сходству
Прежде всего, надо уточнить, насколько у ребенка сформированы пространственные
представления, насколько четко он различает понятия: право - лево,
низ - верх, впереди - позади, больше - меньше, выше - ниже, шире
- уже. Для этого мы предлагаем специальные игры.
"Потерянный объект"
Ведущий прячет какой-нибудь предмет (мягкую игрушку, шоколадку и
пр.) и предлагает ребенку найти его. Поиски сопровождаются подсказками
ведущего: пять шагов налево, поднять глазки наверх, руку протянуть
вправо, опустить голову вниз, повернуться назад, сделать шаг правой
ногой вперед и т. д.
"Исполнитель"
Ребенку даются различные предметы: карандаш, ручка, чашка, коробка,
мелкие игрушки. На отдельных листках написаны задания, например:
"положи карандаш справа от коробки", "посади куклу
перед чашкой", "положи ручку слева от мишки" и т.
д. Эти листки лежат перед ребенком "рубашкой" вверх. Он
вслепую выбирает одно задание за другим и выполняет их. С собенным
удовольствием задания выполняются, когда они смешные.
"Зеркальные рисунки"
Для игры нужен листок бумаги в клетку. Учитель и ученик сидят лицом
друг к другу. Лист бумаги разделен по горизонтали на два поля. Учитель
на своем поле рисует какой-либо предмет, например домик с дверью,
трубой и окном, или лодочку с парусом и флажком. В рисунках детали
должны быть расположены с разных сторон, например: у домика дверь
справа, дым из трубы идет влево, у лодочки парус развевается слева,
а флажок - справа. Задача ребенка - воспроизвести картинку на своем
поле так, чтобы она полностью соответствовала исходной. При этом
ему дается инструкция: нарисуй так, чтобы то, что у меня справа,
у тебя тоже было справа, то, что у меня слева, у тебя тоже было
слева, то, что у меня вверху, у тебя тоже было вверху, то, что у
меня снизу, у тебя тоже было снизу. Рисунки со временем можно усложнять,
добавляя детали. Можно также прописывать и буквы.
После того как выяснилось, что ребенок различает основные пространственные
понятия, ему можно предложить написать буквы, которые он путает,
сопровождая их иллюстрациями: написать букву "б" и нарисовать
возле нее, например, бабушку с банкой, бегемота, березу и др. Чем
выразительнее и смешнее будут картинки, тем лучше ребенок будет
дифференцировать буквы. Если ребенок расположит на листе БаБушку
выше, чем ДеДушку, он никогда не забудет, что у буквы "б"
- хвостик вверх, а у буквы "д" - хвостик вниз. Если, например,
ребенок путает буквы ш-и, нарисуйте вместе с ним широкую шубу на
большей части листа, а в уголке - тонкую иголку, и проговорите,
что "ш" - шире, чем "и".
Напишите "волшебный" диктант, в котором из всех букв будут
писаться только проблемные буквы, а все остальные - черточками.
Например, слово "шуба" будет выглядеть так: ш - - - .
В другом варианте "волшебного" диктанта можно сначала
обозначить все буквы черточками, а при повторной диктовке попросить
ребенка написать проблемные буквы разными цветами, например "д"
написать синим, а "б" - красным.
Вырежьте с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутите из проволоки,
слепите из пластилина, а затем предложите ему с закрытыми глазами
угадывать буквы на ощупь. Летом очень хорошо было бы прописать буквы
палочкой на песке, выложить из веточек, камешков и т. д.
Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинестетический анализ)
при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на
спине, на ладошке. Попросите ребенка представить, что у него на
носу длинный карандаш и он им выписывает буквы на потолке. А если
занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований
по технике чтения - успех обеспечен.
См. также:
- О
пользе игр на пространственную ориентацию
- Как
письмо на спине решает проблемы
Упражнения при смешении звуков по фонетико-фонематическому сходству
Все предложенные ниже упражнения должны следовать именно в этом
порядке (услышали - произнесли - отличили - записали) и являться
только базой для вашего творчества. Например, звонкие звуки можно
прохлопывать, а глухие - протопывать, звонкие можно произносить
высоким тоном и поднимать руку, а глухие - низким и опускать руку.
Вообще чем больше жестов, телесных изображений и движений будет
включено в упражнения, тем скорее будет достигнут результат.
Учимся отличать оппозиционные (звонкие
и глухие) согласные
Объясняем ребенку, что звонкий звук можно произнести с помощью голоса.
Когда звук произносится без помощи голоса (шепотом), то этот звук
- глухой. Попробуем произнести звонкие и глухие согласные парами
и почувствовать разницу. Очень хорошо будет, если все звуки выразительно
охарактеризовать. Например, б-п - это "взрывные"
звуки, при произнесении которых струя воздуха как бы "взрывает"
губки, т-д - "толкающиеся" звуки,
язычок пытается вытолкнуть передние верхние зубы, при произнесении
звуков ч-ш язычок "катается с горки"
и т. д.
После того как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих
(звонкий - плюс голос, глухой - минус голос), готовим две карточки.
На одной рисуем знак "+", соответственно это карточка,
обозначающая звонкий звук; на второй - знак "-", который
обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и
глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом
или минусом. Это упражнение позволяет отработать сразу все пары
звонких и глухих согласных звуков.
Делим лист на два столбика и предлагаем в левый столбик записать
слова с начальными глухими звуками, а в правый - с начальными звонкими.
Можно начать с одной пары звуков, со временем усложнить задание
и предлагать слова со всеми парами звонких и глухих.
Заготовьте лист плотного картона, наклейте на него парами кусочки
различных материалов, которые соответствуют парам звонких и глухих
согласных. Рядом с каждым кусочком материала напишите соответствующую
букву и название материала. Например, б - бархат, п - пенопласт;
д - дерматин, т - тесьма; в - вельвет, ф - фланель; г - глянцевая
бумага, к - картон; ж - наЖдак, ш - шелк; з - зеркальце, с - ситец.
Ребенку предлагается щупать материалы и одновременно называть звуки.
Позже это упражнение следует выполнять с закрытыми глазами.
Упражнения при смешении низкочастотных звуков и звуков по акустико-артикуляционным
свойствам
При смешении низкочастотных звуков и соответствующих им букв важна
практика. Начать работу следует с формирования звукового образа.
Для этого можно использовать все упражнения, которые предложены
ниже.
При отработке конкретного проблемного звука и буквы читайте различные
слова. Ребенок должен за вами повторить только те слова, которые
начинаются на отрабатываемый звук.
После того как ребенок четко усвоил произношение, выполните следующее
упражнение: ребенок называет звук, вы договариваете слово, ребенок
повторяет то слово, которое получилось. Например:
ю-ла; х-леб;
ю-бка; х-руст;
Ю-ля; х-одитъ;
Ю-рий; х-итростъ.
Прочитайте ребенку слова, в которых должны быть звуки "ц"
или "ч", но читайте слова с пропуском звука, а на его
месте можно стукнуть карандашом по столу или хлопнуть в ладоши.
Ребенок должен записать слово в его правильном варианте. Например:
мыльни(стук!)а, вол(стук!)ок, отли(стук!)ник,мельни(стук!)а, (стук!)апля,
у(стук!)астник.
Пишите "волшебные" диктанты по забавным текстам, предлагайте
ребенку самому придумывать тексты с проблемными буквами. Например:
"Ученица цапля мечтала стать отличницей. Но учитель-сыч считал,
что она - озорница. Поэтому у цапли было часто печальное лицо, как
будто она чистит луковицу. В четверг цапля выучила, как пишутся
слова "цыпленок", "цыган", "акация",
"мыльница", "чаща", и в пятницу получила отличную
оценку".
Скороговорки и забавные выражения для проговаривания
"непослушных" звуков и формирования кинестетического анализа
Скороговорки рекомендуется произносить как с опорой на написанный
текст, так и с опорой на повторение.
Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Речка течет, печка печет,
молчун молчит, ворчун ворчит,
читатель читает, мечтатель мечтает,
чайка кричит, овчарка рычит.
В речке плещутся щучата,
Это щучкины ребята.
На тапках - заплатки.
Вредная ведьма варит варево.
Что шеф скажет о наших шалостях?
Швейцарский сыр.
Рукава великану великоваты.
Попугая не пугают,
Попугая не купают,
Попугая покупают!
У Потапа - потоп:
Протек потолок!
Гуляли по дороге
Гепарды и бульдоги,
По дороге бродил
Добрый бодрый крокодил.
В термометре - ртуть.
Охотнику неохота идти на охоту.
Грузный грузин грузит грузди.
В зоопарке обезьяны,
Дикобразы и фазаны.
Ковальо играет в полуфинале.
Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются
их имена. Предлагаем несколько скороговорок, большинство из которых
придуманы нами и частично позаимствованы из книги И. Г. Сухина.
У Танечки - угощение для Анечки.
У сыночка Санечки - маленькие саночки.
Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке.
Миша что-то шепчет Маше.
Отважный Миша бежит от мыши.
Шапка и шубка - вот и весь Мишутка.
Саша на суше сушит суши.
У Сани нос в сметане.
Усатый Саня сел на сани.
Наша Даша лучше вашей.
Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля.
У Марины и Кристины - две красивые корзины,
В корзинах - картины.
Полинка и Маринка любят рвать малинку.
У Влада - брат, Влад брату рад.
У Никиты - моток ниток.
У Матвея - билет на балет.
У Тимки и Димки новые ботинки.
На корабле, кроме Ромки, Егор и Артемка.
У Егора в огороде - репа, редька, помидоры.
Кто прокатит Катю на катере?
Дина на льдине, а Динка на льдинке.
Сеня во сне сидит на сосне,
Сидит на сосне Сеня во сне.
Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель.
У Митрофана - фортепьяно,
У Полины - пианино.
У фонтана - Ваня в кафтане.
Боря любит Любу, а Люба любит Борю.
У Тани - тайна, это Танина тайна.
Лора работала лаборанткой в лаборатории.
У Игната - ягнята.
Гена моргал, а Егор подмигивал.
Георгий - брат Григория,
Григорий - брат Георгия.
Люсины бусы носят гуси.
Испугали Люсю бабусины гуси.
Настя и Костя отправились в гости.
Полина и Лиля лепили из пластилина.
Авторы: A. Е. Сoбoлева, Е.Н. Емельянoва
Другие публикации по теме данной статьи:
- Подборка
статей по теме "Начальная школа. Проблемы в учебе"
|