Математические задачи для детей от 3 до 4 лет. Упражнения
на сравнение предметов (Раздел профессора А.В. Белошистой) Вернуться
в начало >>>>
Занятие 15. Цель
занятия: Обучение детей сравнению предметов по длине приемом
приложения. Сравнение множеств способом взаимно - однозначного соответствия.
Упражнение 1. Цель
упражнения: обучить сравнивать длины приемом приложения.
Сюжет: куклы в магазине выбирают ленты: две куклы (большая и маленькая) и
ленты двух размеров (длиннее и короче), цвет лент разный. Обсуждаем с
ребенком на примере двух лент, какие и почему надо купить Маше (большой кукле)
и Кате (маленькой кукле). Затем ребенок разбирает остальные ленты, приговаривая:
длинная - Маше, короткая - Кате.
- Покажи мне все длинные ленты. - Покажи все короткие ленты.
Возьмите из каждой группы по ленте и, уронив их кучкой, спросите ребенка:
- Почему ты уверен, что эта красная лента длиннее этой синей? Если
ребенок сам правильно выкладывает ленты, сравнивая их длины прикладыванием, это
хорошо, если нет, помогаем ему выполнить это действие:
На этом этапе выложить ленты можно любым образом: так, как изображено
выше, и так, как изображено ниже:
Главное - должна быть явной разница в длинах.
|
Рекомендуем вам скачать и выполнить с ребенком следующую компьютерную
игру - методику >>>> |
Упражнение 2. Цель
упражнения: применение умения сравнивать
количества установлением взаимно-однозначного соответствия.
Просим ребенка определить, у какой куклы лент больше. Это можно сделать
любым способом: сосчитать, если ребенок уже может сделать это самостоятельно,
или выложить ленты парами: длинная - короткая. Если ребенок пользовался счетом,
все равно попросите его показать, каких лент больше, способом образования пар.
(Кукла Маша не умеет считать. Разложи ленты так, чтобы ей было видно, каких больше.)
На основе этого предметного действия в дальнейшем ребенок будет знакомиться
с отношениями "столько же" и "больше на /меньше на".
Упражнение 3. "Кто
это?" Цель
упражнения: развитие внимания и воссоздающего воображения. Развитие
анализа и синтеза. Игра с разрезными картинками. Можно использовать готовые
игры, где картинка разрезана так:
Но в этот набор надо добавить варианты:
Изготовить карточки для игры можно из любой открытки с ясным и четким
рисунком или, наклеив на картон картинку из старого журнала. Не используйте открытки
с букетами цветов, когда они разрезаны, в них трудно разобраться. Лучше, чтобы
на картинках были дети, звери, птицы, машины, сюжеты сказок и т.п. Каждая картинка
дается ребенку отдельно, т. е. он собирает один предмет из частей. Если ребенок
хорошо справляется с этим, можно смешать части двух картинок. Если ребенку
трудно выделить предмет из фона, надо либо взять его изображение без фона, либо
вырезать предмет по контуру и в таком виде наклеить на карточку, которую уже затем
разрезать нужным образом. Упражнение 4.
Цель упражнения:
применение умения сравнивать длины предметов приложением. В большой коробке
(8-10 карандашей) просим ребенка положить карандаши "по росту", "красиво".
Карандаши должны быть соответствующим образом заранее подготовлены к такому упражнению
(его называют сериация), чтобы ребенок мог его выполнить.
Обсуждая результат, задаем вопросы: - Какой карандаш самый
короткий? (Красный.) - Самый длинный? (Черный.) - Покажи синий карандаш.
Где он стоит? (В середине.) - Между какими карандашами стоит синий карандаш?
(Между зеленым и голубым.) Затем разрешаем ребенку порисовать этими карандашами,
если ему хочется. Вариант: Предлагаем ребенку рисунок "забор"
и просим раскрасить так, как он разложил карандаши в коробке: самый длинный столбик
- самым длинным карандашом и т. д.
Помогайте ребенку не сбиться в выборе соответствующих карандашей. Затем
снова сложите карандаши в коробке "по росту" и сравните их порядок с
раскраской забора. Если есть ошибки, помогите ребенку найти их.
По данной ссылке вы можете скачать рисунок-раскраску забора >>>>
|