Математическое развитие детей от 3 до 4 лет (Раздел
профессора А.В. Белошистой) Вернуться в начало >>>>
Занятие 8. Цель
занятия: обучение ребенка распределять фигуры на группы по различным
признакам. Развитие конструктивных умений. Упражнение
1. Цель упражнения:
уточнить представления детей о пространственном расположении "внутри"
и "снаружи". Самостоятельное выполнение классификации по цвету.
Показываем ребенку закрытую коробочку: - Как ты думаешь, что внутри?
По звуку нельзя догадаться точно, нужно заглянуть внутрь. В коробочке крупные
бусы (или средние пуговицы) двух цветов. - Какого цвета у нас бусы? (Красные
и белые.) - Разложи бусы в две мисочки. Как ты это сделаешь? (Красные и белые.
По цвету.) Упражнение 2.
Цель упражнения: развитие
мелкой моторики и координации. Обучение созданию простого логического ряда (чередование
предметов по цвету). Для развития мелкой
моторики очень полезны упражнения по нанизыванию бус и закручиванию гаек (из крупных
пластмассовых конструкторов) при условии, что гайки хорошо подходят к резьбе.
Если нет специального детского набора крупных деревянных бус и большой пластмассовой
"иголки" со шнурком, можно использовать тонкую цветную проволочку и
нанизывать на нее пуговицы. Цвета чередуются: желтый, красный, желтый, красный
и т. д.
Полезно обсуждать с ребенком процесс нанизывания: какую бусинку следующую
возьмешь? Почему желтую? (После красной идет желтая.) Упражнение
3. Лото "Найди пару" (такой же предмет). Цель
упражнения: развитие восприятия, внимания, аналитических и синтетических
умений. Этот набор можно сделать, используя любые изображения птиц, зверей,
фруктов, цветов, любых предметов. Можно использовать старые игральные карты (здесь
ребенок будет ориентироваться не только на картинки, но и на количество значков
мастей, не столько пересчитывая их, сколько "схватывая" всю группу значков
взглядом сразу, поэтому вначале лучше использовать карты с двойками, тройками
и т. д.), любые наклейки, фантики и т. п. Хорошо, если наборы будут тематическими:
звери, птицы, фантики, цветы и т. д. Храните их в отдельных конвертах. В игре
ведущий вынимает карточку наугад, а игроки должны найти такую же. Выигрывает тот,
кто нашел ее первым. Интересно, когда играют двое или трое детей. Если Вы играете
с ребенком вдвоем, меняйтесь ролями. Ребенку полезно "водить" самому.
В этом случае иногда ошибайтесь, выбирайте похожую, но не такую картинку. Пусть
ребенок обнаружит Вашу ошибку и исправит ее. Это полезно для формирования действия
самоконтроля. Вариант: если играет 2-3 детей, в конце можно проверить,
у кого картинок больше, выкладывая их парами (тройками). См. упр. 4 занятия 7.
Упражнение 4. Цель
упражнения: развитие конструктивных умений. Обучение количественному
анализу конструкции, самостоятельному выбору нужных элементов конструкции по заданным
признакам. Используя заранее заготовленные цветные кружки, просим ребенка
украсить салфетку таким же узором (по образцу):
Ребенок раскладывает на квадрате цветной бумаги (на "салфетке")
кружки, выбирая их из предложенного набора. В наборе должно быть больше кружков,
чем нужно для задания, они должны быть разных цветов и размеров. Вариант:
если ребенку трудно выбрать нужные кружки, уменьшите их количество, сократите
количество предлагаемых цветов (в крайнем случае, до необходимого - в этом случае
ребенку останется только разложить их). Возвращайтесь к этому упражнению несколько
раз, пока ребенок не начнет свободно отбирать нужные кружки из достаточно большого
количества. Упражнение 5. Цель
упражнения: обучение выполнять количественный анализ конструкции.
Какого цвета у тебя только один кружок? (Красного.) Покажи его. Какие еще
есть кружки? (Белые и синие.) Каких больше: белых или красных? Синих или красных?
(Красный - один. Синих больше.) Вариант: Каких больше: синих или белых?
(Одинаково.) Проверяем образованием пар.
|
Рекомендуем вам выполнить с ребенком следующую компьютерную
методику >>>> |
Упражнение 6. Цель
упражнения: развитие внимания, восприятия, гибкости мышления. Развитие
умения понимать логическую конструкцию "отрицание". В игре
используются три цвета: белый, синий, зеленый. Прячем в руке фишку (кружок) и
говорим: "Не синий, не белый. Угадай!" Ребенок называет: "Зеленый".
Значит, он выиграл, и фишка переходит к нему. Если он ошибся, фишка переходит
к Вам. Меняйтесь с ребенком ролью ведущего. Пусть он "ловит" Вас на
ошибках. В конце можно сравнить, у кого фишек больше (путем образования пар).
Примечание: если ребенок хочет считать фишки, подсказывайте ему правильное
звучание слов-числительных, а при счете просите его показывать на сосчитанную
фишку. Лучше отодвигать кучку сосчитанных фишек в сторону, в этом случае процесс
счета будет соответствовать предметному действию: пять - означает, что в кучке
пять фишек. Говорить "пять", показывая пальцем на одну фишку (пятую),
неверно, в этом случае надо говорить "пятая". |